60. В. Агошков. Летоп. Кром. Уважение к минувшему3

Василий Иванович Агошков
60. В.Агошков. Летописный КромЪ.

Уважение к минувшему,

часть 3

Ведь «зар» – это «шар, жар(а), чар(ы)». Таким образом, большак был Царским потому, что он, словно шар солнца, жар-птицей врывался в жизнь людей и очаровывал их! Поэтому не нужно удивляться тому, что автор, описывая второй большак, говорит, что он берёт свое начало в Орле, проходит через шоссейную дорогу Нарышкино-Сосково (на десятом километре) перед д. Лески – на исчезнувшую деревню Солнцево! Далее – в Шаблыкинский район и город Карачев. Второй и третий большаки называют в народе Карачевскими.

Из этого же ряда и д.Хорошилово. Город Карачев раньше назывался Красной Горкой. Красный – значит «красивый, хороший, солнечный». Что появилось раньше: Свинак или Царская дорога. Все зависит от того, кто первый освоил наши земли: «прибалты» или восточные племена. «Св...» идёт к нам с северо-запада: сравни -- Сведы (шведы), «Сар» – с востока. Когда-то, по мнению учёных, на берегах реки Оки жили финские племена, затем сюда пришли племена балтские.
 
В 8-10 вв. вятичи, заселившие наш край, платили дань хазарам, обитавшим на юге реки Волги. Если «хазары» – это «хаСары», или «КО+Цары», (а может, КОцапы, именно так украинцы, по ошибке, называют русских, как мы, в свою очередь, их «хохлами»?!), то тогда нет сомнений в том, что и люди, жившие на наших землях, зависели от хазаров. Не исключено, что и Царская (дорога) – их название, в то время, как Свиной шлях принадлежит северо-западным племенам. Об этом говорит и то, что слово «шлях» существует на Украине и особенно в Польше, да и на Орловщине есть до сих пор в Должанском районе пос. Муравский Шлях!
Орловщина оказалась на стыке многих племён, и поэтому здесь получили прописку слова, как одних, так и других языков.

К числу интересных легенд, которые приводит в своих записках А. Лукьянчиков, относится и эта. В лощине оврага вблизи Алмазово, в 5 км от данного большака, ограбили карету с царской казной. Жители назвали это место Страшная лощина. Возможно, что так и было на самом деле. Правда, смущает то обстоятельство, что лощина эта находилась в пяти километрах от большака, и что могла делать здесь карета с казной?!
 
Интересно мнение и о г.Силе, на который напали татары. Часть жителей ушла в леса, а защитников завоеватели перебили. По азиатскому жестокому обычаю перепахали место города крестом, т. е. предали проклятию: нельзя было на этом месте строить! Ушли завоеватели и построили город на новом месте – Новосиль. И школьник знает, что татаро-монголы пришли в наш край в середине 13 века, тогда, как пишет сам Лукьянчиков, Новосиль впервые упоминается в летописи в 1155 году, т.е. в 12 веке!

Орловский краевед В.Г. Емельянов, кажется, нашёл правильное объяснение: г.Новосиль произошёл от слов «Ново+Василий». Если это так, то, по нашему мнению, город назван в честь сына Юрия Долгорукого – Василия, который и родился в эти годы. Слоги «во» и «ва» слились в один «во», а окончание «ий» превратилось в «ль». Всё это объяснимо!
Тем не менее о городе Силе пишет и учёная Г.П. Смолицкая.

Город Карачев, утверждает автор, носит татарское название, что значит «дремучий лес». Возможно, что «чев или сев» – это «чёрный», а «корс» – просека, тогда Карачев есть «чёрный лес», а вернее, «чёрная поляна». «Сев» (чёрный) имеет отношение к иранскому, или скифскому языку, Так что, скорее всего, правильнее говорить о том, что Корачев (с «о»: именно так нынешний Карачев написан в древних летописях) – скифского происхождения! К этому мнению нас склоняет и то, что у скифов был Хорс – бог солнца. Хорс=корс – просека. Отсюда и название г.Курска (Курск-Корск-Хорск), пгт. Кромы (Коромы= Хоромы) и Корачева (Хорачева)!

(С) В.И. Агошков.