Маленький рассказ о большой проблеме

Женские Истории
      Бывают такие люди, которым бесполезно что-либо объяснять, которых не имеет смысла стыдить, и от которых тем более не стоит ожидать, что когда-нибудь они всё поймут сами и им станет «мучительно стыдно». У них внутри просто нет подходящего места для размещения таких чувств, как стыд и совесть. Именно о таких людях и говорят: «ни стыда, ни совести».

      И ничего тут не поделаешь, потому что это не лечится, а только преследуется законом, если оно того стоит. Но куда-то жаловаться на прохиндеев – себе дороже, поэтому честному человеку остаётся одно: держать ухо востро и не позволять себя обманывать, и тем более – садиться на шею.

      Если вам встретился человек, у какого нет ни стыда, ни совести, то вы можете приобрести поистине бесценный опыт. Правда, не сразу. Но когда-нибудь приобретёте. Свои ошибки – они дороже чужих советов. В том смысле, что за них приходится платить, причём зачастую буквально: отдавать деньги.

* * *

      Наверное, каждый может привести примеры из собственной жизни, когда недобросовестные или даже совершенно бессовестные люди доставляли доверчивому человеку всяческие неприятности или причиняли материальный ущерб. Иногда кажется, что вообще мало кому можно доверять: берут читать книги и не возвращают, занимают деньги и не отдают, или отдают, но не всё, и так далее, и тому подобное. И сколько было в жизни таких случаев! Казалось бы, можно ведь научиться на собственных ошибках! И возраст уже приличный.

      Однако среди бессовестных людей бывают очень изобретательные типы, это тоже надо учитывать. Например, они могут играть на вашем сочувствии к чужому горю. И ладно бы это были уличные попрошайки – у них такая работа. Но иногда это вполне знакомые люди, с которыми вы общались, не ожидая никакого подвоха.

      Что вы, к примеру, ответите своему соседу, который с печальным лицом сообщает, что у него тяжело болен отец и надо срочно поехать к нему на маршрутке (туда и обратно), а денег нет совсем? Вариант с автобусом не рассматривается, потому что это долго и неудобно. Правда, сосед регулярно выпивает, так что обычно ему все отказывают – у самих, мол, денег нет. Поэтому он идёт к тому, кто просто не сможет не дать небольшую сумму для поездки к больному человеку. В подобном случае вы ведь тоже дадите своему соседу денег на маршрутку?

      Через два дня озабоченный сосед заявляется с такой же просьбой снова. Что тут скажешь? Отца надо навещать, тем более что он тяжелобольной. А деньги сосед скоро вернёт – как только получит пенсию.

      Проходит ещё немного времени, и сосед появляется с печальной вестью: отец умер, и нужно купить венок, хотя бы самый скромный, но денег – увы! – нет, поскольку пенсию ещё не дали.

      Тут, как вы понимаете, я слегка задумываюсь, но моё мнение вообще не учитывается. Разве может нормальный сын хоронить отца без венка? А денег ему никто, кроме меня, не даст, поскольку наши люди не настолько отзывчивы и сентиментальны, чтобы разбрасывать деньги налево и направо.

      Проводив отца в последний путь, человек имеет право предаваться печали. Ну не пойду же я к нему просить, чтобы он вернул долг, тем более что мне это не к спеху, да и как-то неприятно – просить свои же деньги.

      Но вот уже и девять дней прошло, и сорок, а сосед всё не кажет носа. Встретив его на улице, я напоминаю, что, мол, пора бы вернуть долг... Он не возражает, но сейчас у него нет никакой возможности, а вот с пенсии – точно отдаст. Разговаривать с его женой бесполезно, потому что она, вернув мне однажды занятые им 25 рублей (советскими, а это были немалые деньги), строгим голосом сказала, чтобы мы никогда не давали ему денег – больше она платить за него не будет. И как же это я забыла об том давнем случае?

      Конечно, с пьющими людьми связываться вообще не стоит, но тут ведь такое дело... У человека горе всё-таки... Ну что ж, когда-нибудь отдаст. В конце концов, он получает пенсию – то ли за выслугу лет, то ли по инвалидности, – выглядит не старым и не бедным, у него есть жена и двое взрослых детей. А его покойного папашу я никогда не видела и спонсировать чужое семейство не имею желания.

* * *

      Спустя какое-то время в разговоре с соседкой случайно выясняется, что никакой отец у моего должника не умирал, и он всё это сочиняет, чтобы ему дали денег. Ради выпивки ему не стыдно даже отца «похоронить», тем более что одного «венка» практичному алкоголику хватит на несколько дней.

      Однако разыскивать его я не пойду – пусть сам придёт и принесёт деньги. Конечно, таким людям нельзя доверять, но ведь он живёт в нашем подъезде, куда он денется!

      Но вот почему-то не приходит и не приносит... Может, забыл? Наконец я встречаю соседа возле дома.
      – Когда вы мне долг отдадите? – спрашиваю.
      – Какой долг?
      – Такой! Вы у меня три раза занимали, должны столько-то.
      – Я? Когда? Я ничего не занимал!

      Такая «забывчивость» удивила меня настолько, что я даже не догадалась напомнить ему трогательные подробности всех трёх визитов. Можно было потребовать вернуть деньги немедленно. В конце концов, меня не касается, где он их возьмёт.

      Но я не сообразила сделать это сразу, а потом мне уже не хотелось с ним разговаривать и даже здороваться. И деньги эти мне не нужны – он за них живого отца «схоронил» и делает вид, что ничего не помнит, – значит, будет всячески отпираться и злиться на меня. Да пошёл он!

      Как-то раз я встретила соседа на улице. Он шел навстречу с каким-то мужчиной, похожим на многих местных «тусовщиков», и поучал его:
      – Сделай вид, что ты его не узнаёшь.

      Не знаю, о чём они говорили, но, думаю, примерно о том, что уже не раз проделывал предприимчивый выпивоха. Допустим, можно сделать вид, что не узнаёшь человека, и тогда не надо будет возвращать ему долг или выяснять отношения. Короче, можно делать всё, что выгодно тебе самому, поскольку стыд и совесть пропиты уже давно.

* * *

      Пьющий человек не стесняется просить возле магазина деньги у чужих людей, причём сразу на целую бутылку вина:
      – Я отдам, честное слово!
      – Ну и как же вы мне отдадите?
      – Меня тут все знают!

      После такой простоты, которая уж точно хуже воровства, те немногословные скромники, просящие у прохожих всего лишь по десятке или по две, кажутся белыми и пушистыми. Понятно, что они и без меня напьются, поэтому давать им эту десятку или не давать – вопрос, скорее, из области эстетики, чем этики.

      Мне кажется некрасивым, когда женщина потакает пьяному человеку и способствует тому, чтобы он стал ещё более пьяным. Она-то понимает, что делает, а он – нет. Ему не стыдно, потому что он алкоголик, то есть больной человек. Алкоголь нужен ему постоянно, он входит в состав крови, это важный элемент его организма, без которого человеку физически плохо; он реально страдает, он болен и несчастен. Но если он выпьет, ему будет хорошо. Лечиться от алкоголизма он не желает, потому что тогда у него не будет таких приятных моментов «выздоровления», а других радостей он уже не знает.

      Так что решайте сами, как вам поступать. Если вам жалко этих больных людей и не жалко денег, можете раздавать свою зарплату всем нуждающимся. Они будут идти к вам нескончаемым потоком, как страждущие паломники – к святым мощам. Впрочем, здоровые люди тоже не откажутся от ваших денег, особенно, если они знают, что вы стесняетесь напоминать должникам, чтобы они вернули вам долг. И даже не в том дело, чтобы вовремя, – хоть бы вообще вернули.

      Но всё-таки сначала хорошенько подумайте. Благотворительностью можно и нужно заниматься с умом, когда это во благо – и для других, и для вас.