От трех лет до ухода детства.
Крепко обнимает меня:
-Я тебя так обниму, что мое сердце тыкнется прямо из глаз.
-Какое у тебя увлечение, к чему тебя тянет?-интересуясь я перед выбором игры.
-У меня всемирное тяготение.
-Это было вчера?- переспрашиваю его.
-Ну да, это туда.Вчера- это день, который рядом с сегодня,- отвечает.
Второй вариант его ответа.
-Вчера, это когда было?
-Сегодня, когда давно было.
Поздравляем с днем рождения:
-Сегодня тебе исполнилось четыре года.
-А завтра будет пять, послезавтра-шесть,- начинает он считать, желая продлить праздник.
Увидел морщинистую кожу на локтях у меня.
-Испорченная у тебя баба, кожа.
Второй вариант:
-Качельная у тебя рука, дребезжит и плюхается- раскачивая своими пальцами мою расслабленную мышцу руки.
Ест мясо, хотя его не любит:
-А мясо, это что? Мое новое тело?-соглашаясь с моими доводами о его пользе.
- А если съем косточку, у меня новая вырастет?
Мама с молитвенником в руках, не ответила на его вопрос.
-Не мешай, видишь, мама читает молитву, молча, про себя,-говорю я ему.
-А про меня?-обиженно.
Пьет холодную воду из-под крана.Дышит прерывисто, изучая реакцию горла на холод:
-А почему я сейчас дышу не теплом, а холодом?-проверяя свое дыхание на руке, поднесенной близко ко рту.
-Не успеваешь согреть горло-отвечаю первое, что пришло на ум.
-А воздух везде есть?-спрашивает маму, обеспокоенный тем, что Енисей обмелел и уровень его воды сильно упал. Он уже знает, что вода летом испаряется и поднимается в воздух.
- А если воздух весь улетит в космос,чем мы будем дышать? А на Луне воздух есть?
А какая температура у Луны?
Мама посмотрела в интернете ответы на его вопросы, они его окончательно расстроили. Он понял, что жизнь есть только на Земле.
Может новое поколение бережнее будет относиться к природе, если уже в шесть лет их беспокоит чистота и достаточность воды и воздуха?
Сидит на высоком стуле, ноги болтаются в воздухе.
- Сделай стул поменьше, я висю,- чтобы я принесла подставку под ноги.
Приготовился взбивать миксером тесто для торта:
-Буду скоро сверлить...
Ест мороженое.Я предлагаю:
-Хочешь ягодку малины сверху?
-Хочу.
Малина окрасила мороженое.
-Не хочу, хочу белое,-капризничает.
-Ты же согласился.
-Я еще не проснулся, поэтому у меня обманка, я еще не знаю,что я хочу.
Получил на ноге ссадину,полученную в ответ на его царапанье во время борьбы с другом:
-Посмотри на мою "сдачу"-, показывает мне эту ранку.
В другой же раз, показывая царапину, констатирует:
-Баба, погляди, я так упадался сегодня в садике, что мое тело оторвалось.
Поставили в садике прививку "манту", мы предупреждаем:
-Сладкое нельзя есть три дня.
Он начал считать дни:
-Сегодня-день и еще два дня, когда я пойду в "двойной" садик.
Выбирает краску для рисования:
-Красное, зеленое, коричневое, или стремочное.
Лежат на столе два пряника. Я предлагаю:
-Попробуй, вкусные,-
Ладно, один из два возьму.
-Когда ты повзрослеешь?- говорим возмущенно,когда он балуется.
-Буду папом большой кадва(когда).
На руке царапины.
-Кто это тебя так поцарапал?
-Да кошка на меня расстроилась и укусила.
Делал отжимание с упором на локти, они покраснели.
-Что это у тебя?
-Я сильно стоял, когда отжимался.
У его мамы в прихожей на пол упала норковая шубка.
- Мама, у тебя колюченькое платье упало на пол.
Я тихо ответила на его вопрос. Он не расслышал ответ и комментирует:
-Ты слишком молча говоришь.
Описывает девочку Иру с кудрявыми пышными волосами.
- Ну она такая, мохматая.
Мимо проехала первая модель Жигулей.
-Эта машина называется "Копейка",- поясняет её марку дед.
Проезжает мимо еще такая же.
-Дед, смотри, еще одна денежка едет!-радостно воскликнул внук.
Весна. Набухли почки на тополях. Внук рассматривает их:
- Листья в этих пупочках свернулись, чтобы потом вылезти?
- Как тебе в садике, нравится?
- Когда в садике кричат вот так: Уууууу, все у меня устает,- и показывает на свою голову.
Показываю на карте атласа озеро Байкал.
- Да, это большая лужица.
Я включаю компьютер, экран еще черный.
-Дырка,- показывает на окно компьютера.
Меряет красивые сапоги. Они ему малы,пытаясь влезть в них, он кряхтит.
-Ну как, удобные?-спрашиваю его.
-Нет, неудобные, но хорошо.
Показывает на фары машины.
-Какие мигалы!- восхищенно.
Включили в машине подогрев. Он чувствует поток тепла.
-Это греет печень,- путая с печью, комментирует он.
- Что такое аллергия?- спрашивает у меня.
Сам же и отвечает:
-Это воздушные шарики из пакета с газировкой.
Водитель автобуса-"автобусник". Материсты- мастера. Вечер-рано ночью.
-Баба,я волнуюсь...
-Что так?
-Ты растешь вниз, а я вверх. Когда я стану большим, как папа, а ты совсем маленькой, ты тогда снова родишься?
Качается на площадке стремянки:
-Ой,боюсь высоты!
-Я же рядом стою, страхую тебя. Вот если я упаду с нее,то рассыплюсь.
-Как песок?
-Да.
-И что? Я тебя больше никогда не встречу?-со слезами в голосе.
На родительский день пришли вместе с ним на кладбище на могилку его второй бабушки. Он задавал нам вопросы о том,как хоронят. Он задумался, слушая нас, а потом выдал:
-Так можно же убежать, когда будут закапывать!
А ведь в чем-то он прав. Вся наша жизнь- бег от ее финиша...
Несколько раз пытается произнести слово информация:
-Ин...,-запнулся,потом продолжил:
-аформация,-понял, что не получается и сказал:
-Ладно,а то еще зубы сломаю.
Мы с дедом попросили его поделиться с нами десертом. Не дал.
Я в ответ проговорила ему дразнилку:
-Жадина-говядина, соленый огурец, по полу катается,никто его не ест.
-Ха! Ха! Меня все будут есть, потому что меня помоют.
В садике внук получил урок,что во время игры надо уступать девочкам. Я играю с ним, у него не получается быть точным, я пытаюсь ему помочь. Он злится:
-Ладно,ты девочка, ты и играй, а я не буду,-отворачивается и плачет.
Внуку скоро пять лет. Голос у него очень звонкий, в ушах звенит. Я ему об этом говорю.Он же в ответ:
-Когда я родился и еще был "нулем", то голос мой был вот такой:
-Папа, папа,-произнося приглушенным и писклявым голосом.
Просит попить воды из бутылки и спрашивает:
-Она обычная или колючая?-уточняя, газированная она, или нет.
Домоседы- это, как дома деды?
-Что тебе приготовить?
-ПокакАшку,- произносит невнятно. Я переспрашиваю его смеясь:
-Что?
-Пока кашку!- уже разделяя слова.
Ватрушка- ветрушка. Помощники-помогатели. Подсказывать-подговаривать.
Смотрит на закат солнца и говорит задумчиво:
-Солнце включается и выключается.
Увидел впервые рогатку.
- Какая стрелялка!
Максим тормошит маму, хочет с ней поиграть.Она же хочет спать. На его попытки развеселить ее, она отвечает:
- Видишь,я-сплю! Ну!
- Сплюнешь на меня?,-возмущается он.
Внук ударил меня по животу нечаянно, когда мы баловались в постели.
-Уйди от меня!- сказала я вгорячах.
-Баба сегодня -одинокая,- сделал он заключение, тем самым показывая,что он обиделся.
Маме надо заплатить за детский садик.
-Заедем, заплатим в Банке,- говорит внуку,подъезжая к зданию Сбербанка.
-Мама, почему ты тогда говоришь про какие-то банки?- ассоциируя с консервными банками.
Сдулся воздушный шарик,куда-то закатился.
- Где мой шарик помятый?
Стою перед зеркалом, готовая к выходу из дома.
-Мне еще надо подушиться.
-Попариться, да?
-Хочу кашу сухую (гречневую) и остывшую!
Готовятся в садике к новогоднему утреннику, разучивают танцы, песни.
-Какой будет номер у вас?-спрашиваю его.
-Ну такой, сначала песня, песня, а потом кружиночки,- отвечает, старательно подыскивая слова.
Едем на дачу.
-Как ехать дальше?- спрашивает его дочь.
- Сейчас едешь по первой проезже, потом по двум проезжам, -показывая на дорогу с односторонним движением и двухсторонним, деловито отвечает внук.
Рисует лошадку, делает туловище меньше головы.
- А почему голова такая большая?
- Чтобы гогочила.
Играет в компьютер, звук отвлекает нас. Просим отключить.
-Все! Нажал отмение и звук выключился,- радостно сообщает нам.
-Вот выйду на пенсию, буду с тобой сидеть дома,-говорю ему.
-Пенсия- это когда никуда не ходят. Вот пираты на пенсии себя чинят,потому что они сломались, уработались.
- Какой я красивец!-разглядывая себя в зеркале.
Я убираюсь.Хочет мне помочь.На бумагу мятую смотрит,которую я еще не заметила.
-Да вон она, мятница,- поднимая ее с пола.
Внук, до трех лет, часто засыпал на руках у деда.
- Деда, самая лучшая подушка- это твоя рука.
Я вышла на пенсию, но продолжаю работать, объясняя ему, что надо помочь внучке-студентке встать на ноги.
-Так она же давно стоит на ногах!- удивленно отвечает на мой довод.
Ругаю его, что меня бьет кулачком, куда придется.
-Мой мозг не запоминает, что нельзя ударять бабушку,- оправдываясь.
Пришли на каток я с дедом и Максимом. Я собралась уходить пораньше.
-Так нечестно,пришли трое, а идти два, -обиженно.
- Чтобы цветы не удуло с подоконника, не надо окно открывать.
Нарисовал неаккуратно, неровно в раскраске, за это я его пожурила.
-Ничего, что плохо, я сейчас нарисую подобрее.
Даю ему очищенную мандаринку. Она сверху мягкая, чуть подмороженная.
-Она какая-то облизанная.
В бане надеваю на мокрое его тело футболку, она прилипает к телу, потом теплую кофту, она тоже не налезает на него.
- Что то я притолстел,- пыхтя.
Во время еды у меня падают крошки хлеба на стол.
-Задернюха ты, баба.
После еды.
-Мы сейчас не будем работать. Аппетит должен улечься, усаживаясь на кресло-качалку.
-Цвет бордовый(про свеклу)- имя выражательное.
-Сколько будет два плюс три?
-Пять,-быстро отвечает внук.
-Шесть минус четыре?- пауза.
-Я хочу только вверх, а не вниз,-выкручивается он.
-Когда ты, баба, трогаешь меня, то сразу же усыпаешь, когда трогает мама, то становится любее, а когда папа, то становится легче.
Собирается в бассейн.
-Подводные плавочки возьми,-напоминает маме.
Просит приготовить ему чай.
-Сначала налей чай, потом молочок.
-Бабушка –сова, дед-дирижабль(жаворонок), а я, вроде вставать надо, а проснуться не могу, наверное я ленивец.
Максим чихнул с небольшим интервалом два раза.
- Будь здоров,-желает ему дед на каждый его чих.
-Заново спасибо,-отвечает внук на пожелание деда во второй раз.
-Бабе Нине купили позвоночник с 2-мя колокольчиками (будильник).
- Смени пластинку,- обрываю я его хныканье.
- А что это такое?
-Это, как твой диск с мультиками.
-А на что я его сменю?, -чуть не плача.
- Хорошо, я пойду куплю новую пластинку-диск и тогда мы ее сменим,- успокаиваю его, понимая, что не могу показать ему эту пластинку.
-Вот возьму ремешок,-говорит мама, угрожая.
-Что такое тримешок?
-Вот счастливый ребенок, даже не знает, что такое ремешок,-смеется мама.
-Хрусталь воскрес.( Христос воскрес).
-Дед ходит в шахматы играть, как на работу,-ворчу я по привычке.
- Не на работу, а на отдыхалку,- уточняет внук.
Слезинка блестит на его глазах. Я ему об этом говорю.
-Что у меня глаз золотой что-ли?- уточняет он.
На приеме у медсестры. Она говорит маме про его осанку, вроде как ссутулится, про пяточку, вроде как смещена.
- Ну и что у меня не так? Какой у меня диагноз?-растерянно спрашивает внук, видно, что расстроился.
-Все у тебя нормально. Жить будешь,- смеется врач.
Его назвали белобрысым.
-Я один такой:белый,да еще брысый."- комментирует он.
-Кто такой пессимист?-спрашивает мама.
-Кто много писает?,-отвечая, неуверенно повторяет: писсимист.
В воскресенье идет на тренировку и ворчит:
-У всех два, а у меня только один отдыхной.
Изучает острый и тупой угол. Показывая тупой :
-Ну этот, глупый угол.
Перешел во второй класс. Показывая на фото одноклассника, спрашиваю:
-Это твой одноклассник?
-Нет, он двуклассник,-поправляет Максим.
Сливочное масло-солнечное.
Заболел живот. Максима тошнит.
-Меня либо вырвет, либо я погружусь в длинный сон,-заключает он.
К Дню Матери нарисовал сердечко, а сверху разноцветную решетку.
-Мама, как ты думаешь, что это такое?
-Не знаю.
-Это шубка, чтобы сердце грелось, -поясняет с гордостью.
Спрашивает у мамы:
-День Матери, этой день двойной Матери?
-Если я похож на тебя,значит у меня отчество должно быть не папино, а твое.
-Как зовут твоего брата?
-Максим.
-А фамилия?
-Брат.
Нового тренера по футболу мы еще не видели. Спрашиваем у внука:
-Сколько тренеру лет?
-Лет сорок, но у него белые(седые) волосы.
-Так может он старше?
-Нет, их у него много,-аргументируя, что он же не лысый.
Увидел у девочки прическу из множества заплетенных косичек:
-Посмотри, целое стадо волос.
Максиму -10 лет. Мама его спрашивает:
-Что-то ты в этом году, Максим, мне совсем перестал помогать. В чем дело?
-Ну, наверное переходный возраст...
-И долго он будет длиться? Год?
-Ага, год.Ну может, два, если он не хронический.
Поет в ванной:
-Что это ты поешь?-спрашивает мама.
-Да песню...Я ее своим друзьям пою,им нравится,они тоже подпевают.
-А ты что, разве лучше всех поешь?
-Нет,я третий после лучших.
Прилетел в глаз футбольный мяч во время игры. Пришел домой с отеком правого глаза.
-Надо приложить что-то холодное, чтобы глаз не заплыл. Тебе после удара что-нибудь прикладывали на место ушиба?,-участливо спрашиваю внука.
-Да, холодную воду,-оптимистично отвечает внук.
Пытается освоить типы спряжений глаголов. Делится со мной полученными знаниями:
-Прошедшее время-предшествующее.Настоящее время-время равнения. Будущее время-последующее.
Мудрые наши дети и внуки, у них еще есть вера, что их настоящее время- время равновесия и равенства. Пусть хотя бы в семьях поддерживается эта иллюзия счастливого детства.
Счастливое детство создают взрослые, хорошо бы им поучиться у детей и внуков их восприятию мира и жизни.