Гончар и поэт

Ирина Юлина
      Александр Иванович Поверин – житель Нахабина, родился в Москве в 1953 году, окончил Московский инженерно-строительный институт     им. В.В. Куйбышева по специальности инженер-конструктор.
     А.И. Поверин является членом Союза художников России,  преподавателем Московского государственного университета культуры и  искусств.  Он основатель и художественный руководитель гончарной артели «Покровская керамика», поэт.
      Автор книг: «Гончарное дело» (М., 2002.), “Восточная долгота»    (М., 2002.).
      

     Познакомившись на выставке с Александром Ивановичем Повериным, подумала - такими могли быть русские князья: стать, славянская красота, правильные черты лица, твердый взгляд. Прочитав его книги, поняла, что  он человек широкой души, сродни родным просторам,  души чистой, как озера и реки нашего края. Какая же  в нем любовь к  истокам русского искусства,  слова и  к отечественной истории!

      - Александр Иванович, как вы считаете, что повлияло на формирование Вашей личности?
      - Думаю,  во-первых, литература, наши классики. Я с детства много читал. На гражданскую позицию повлияли Андрей Платонов и Александр Исаевич Солженицын.
      В книге «Гончарное дело» Александр Поверин с бескорыстием русского человека раскрывает все тонкости гончарного ремесла и  сложности производства.  С любовью к  делу он рассказывает  об инструментах,    глинах и  технологиях изготовления того или другого изделия, печах для обжига.

     «Вот и настал долгожданный момент открывания печи. Должен сказать, что к этому нельзя привыкнуть. Вот даже сейчас, когда я всего лишь пишу об этом, сердце забилось, как при первом обжиге. И каждый раз, когда в ваших руках окажутся еще теплые то горшок, то кухля, то кринка, вам захочется прижать их к себе, подбросить в воздухе, словно ребенка», -  так пишет гончар и поэт   А. Поверин.   

      Все изложено  просто и доступно,  что даже далекий от этого человек зачитается интересной и познавательной книгой.  В ней история гончарного производства разных стран и, конечно, наша отечественная, в том числе и московская.
      Оказывается, о московских гончарах есть сведения в духовной грамоте 1460 года, а об  Яузской гончарной слободе  упоминается в 1547 году в связи с большим пожаром, который был в этом районе.
      - Как у вас родилась идея  гончарной артели?
      - Вероятно, склонность к пластическим искусствам зародилась у меня еще в детстве.   Есть фотография, на которой я, наверное, пятилетний с деревянным слоном и стамеской в руках. Теперь мы выпускаем чайник в виде слона. Думаю, все началось с увлечения «Словом о полку Игореве» - древним русским искусством.  Подумал, я русский, а что знаю о русских песнях, одежде, посуде? Как могу идентифицировать себя русским, если почти не знаю обычаев народа? Захотелось возродить русские национальные традиции, конечно, ближе всего оказалось для меня, как специалиста, гончарное дело.

       - Когда была создана   артель «Покровская керамика»?
      -  В 1991году осуществилась моя  мечта. Название артель получила по христианскому празднику Покрова. В этот день, после долгих экспериментов, был получен положительный результат по обжигу изделий в  восстановительной среде электрической печи для получения чернолощеной керамики. Ранее известен был такой обжиг только в горнах.

      В артели работают  четыре мастера и выпускают   национальную утварь: баклаги, братины, горшки-луковники, елейники, кандюшки, махотки, да все не перечислишь, около сорока наименований.  Среди них ряд изделий, названия которых введены в обиход нашей артелью, такие как:  гречишники – кувшины с носиком для молока, бычок – чашка в виде быка, хомяк - большой сосуд для воды с носиком и ручкой, петушник – чайник в виде петуха и другие изделия.

      - У вас есть художественное образование?
      - В институте нам два семестра  преподавали технологию производства художественной и технической керамики.   Работал в мастерских  у скульптора Нины Ильиничны Нисс-Гольдман  (она  преподаватель с сорокалетним стажем) и у известного керамиста Марии Петровны Холодной. Прошел   школу  у хороших специалистов. Раньше скульпторы и художники обязательно работали в студиях у известных мастеров.   Я гончар,  можно сказать, профессиональный.

       - Александр Иванович, какие трудности испытывает   артель?
       - Под мастерскую арендуем  помещение у колхоза. В мастерской  расположены  четыре гончарных круга, две печи для обжига, сушильный шкаф, стеллажи для изделий, рабочие столы. В этом году колхоз распродал свои земли. И не исключено, что у новых хозяев мы не сможем взять в  аренду участок. Это главное. И еще проблемы с реализацией изделий.

      - А где вы продаете свою керамику?
      - На выставках, ярмарках, сдаем в художественные салоны.
      - Вы говорите, что есть  трудности при реализации продукции? В чем они заключаются?
      - Да, есть трудности. За границей, при продаже изделий,  существуют ограничения на увеличение цены - не более чем на 15% от закупочной.   Наши же салоны,  увеличивают цену в 2-3 раза.    
      На городской выставке, купив керамические изделия артели,  с удовольствием подарила  их своим близким. В работах русский дух, красота формы, тепло рук художника и продолжение его души.

       В названиях керамических изделий утилитарного применения    слышатся голоса предков. Названия, к сожалению, забыты нами. Вслушайтесь в звучание слов! Некоторые из них  у нас на слуху или применение их ясно из названия - кринка и кисельница,  кашник и братина. Другие названия предметов нам, использующим пластмассовые и алюминиевые банки и бутылки, уже  не вспомнить.  Значение приходится смотреть в словаре, например, гляк – сосуд для крепких напитков, кухля – сосуд для кваса, сбитня, пива. А  какое красивое слово – кумочка, оказывается это чашка в форме кринки!

      Мне удалось присутствовать на практическом занятии преподавателя Московского государственного университета культуры и искусства Александра Ивановича Поверина со студентами (специальность народно-художественная культура и музейное дело).
       Бывший полузатопленный подвал института, не без инициативы моего героя, был отремонтирован и превращен в хорошо оборудованную мастерскую с гончарным кругом и современной печью для обжига керамических изделий. На приобретение печи  Министерством культуры были выделены 42 тыс. рублей.

    Александр Иванович читает и теоретические курсы – пластические искусства, теорию художественных стилей, декоративно-прикладное искусство. Он, человек яркой индивидуальности и высокого интеллекта,  обязательно оставит след в душах студентов.   Как же повезло   ребятам с преподавателем!

        У Александра Поверина в 2002 году вышла   книга стихов и поэм, включившая также эссе «Слово о полку Игореве».
    Не могу не процитировать  поэта А. Поверина:
                «Читал стихи, и синей птицей
                Они взлетали со страниц.
                Но суждено им возвратиться,
                Как стае перелетных птиц».

       - Александр Иванович,   это первая ваша книга стихов?
       - Да, первая книга.
       - Знаю, что у вас богатый жизненный опыт. Расскажите, пожалуйста, где вы работали? Чем приходилось заниматься?
       - Инженером на заводе железобетонных изделий проработал один год. Потом чем только не занимался: работал осветителем на Мосфильме, фотохудожником в журнале «Коммерческий вестник», в течение двух лет сценаристом на Центральном телевидении, сценаристом в Парке культуры и отдыха им. Горького, кстати, сменив там Инну Кошежеву.

      Александр Поверин человек многогранный, но главная страсть -  гончарное дело.
      Тут уместно вспомнить о том, что уже были попытки возрождения в начале ХХ века традиционного для России  гончарного художественного промысла.  Абрамцевская керамическая мастерская, созданная в имении С.И. Мамонтова, привлекла к этому искусству таких великих художников, как  Врубель, Поленов,  Коровин,  Васнецов и многих других. 

      В 1896 году С.И. Мамонтов перевел керамическую мастерскую в Москву  на Нижнюю Масловку, за Бутырской заставой. Две маски льва украшали ее ворота и стали символом Абрамцевской керамической мастерской. Эта мастерская выполнила майоликовое панно для «Метрополя» - «Принцесса Греза», взяв за основу работу  Врубеля, который  в течение нескольких лет был художественным руководителем этой мастерской. Известны его скульптуры из майолики - «Лель», «Берендей», «Купава» и другие.

        Мария Клавдиевна Тенишева в имении Талашкино в 1900 году создала художественные и керамические мастерские. В Талашкине жили и работали Репин, Васнецов, Рерих и другие известные художники. В мастерских придерживались славянской тематики.  Керамическое панно, посвященное северу России, выполнил  Рерих, и, по его мысли, оно должно было украсить внешнюю стену здания.

      В 1904 году в Москве создается  артель «Мурава», художники и гончары которой ставили перед собой задачу изучения древнерусской керамики, особенно в ее архитектурном применении.
        В начале прошлого века майолику использовали в архитектурно- декоративных формах. Примером может служить  дом купца Перцова в Москве, который был декорирован майоликой, выполненной по рисункам Малютина.
      - Используют ли керамику сегодня в крупных архитектурных формах?
      - Да. Делают изразцы для интерьеров и экстерьеров, барельефы,  вазы,  шамотные скульптуры. Вы, наверное, знаете, что японцы освоили изготовление  керамических блоков цилиндров для двигателей внутреннего сгорания.
      Меня же увлекло возрождение русской национальной гончарной традиции и народных форм утилитарных предметов.

      М. Волошин    писал: « … художник и ремесленник перестали быть одним лицом … творчество вещей, окружающих человека, перешло в руки фабрики, и художники потеряли возможность активного и непосредственного пересоздания окружающей жизни».
     Через сто лет гончарная артель «Покровская керамика» делает еще одну попытку «пересоздания окружающей жизни». Теперь уже для нас с Вами.

     Считается, что не без влияния и горячей увлеченности художника   Врубеля возрождалось керамическое ремесло в России в начале прошлого века. И не без горячей увлеченности  Поверина возрождается это ремесло в ХХI   веке.

       Знаю, что артель «Покровская керамика», начиная с 1997 года, участвовала  во всех Международных фестивалях гончаров России, которые проводились в Вологде, Омске и Ярославле.
      На третий Вологодский фестиваль, который проходил в конце ноября 2003 года, артель  отправила   более 30   авторских работ.
       
               
                01.12.2003