Александр Иванович Поверин – житель Нахабина, родился в Москве в 1953 году, окончил Московский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева по специальности инженер-конструктор.
А.И. Поверин является членом Союза художников России, преподавателем Московского государственного университета культуры и искусств. Он основатель и художественный руководитель гончарной артели «Покровская керамика», поэт.
Автор книг: «Гончарное дело» (М., 2002.), “Восточная долгота» (М., 2002.).
Познакомившись на выставке с Александром Ивановичем Повериным, подумала - такими могли быть русские князья: стать, славянская красота, правильные черты лица, твердый взгляд. Прочитав его книги, поняла, что он человек широкой души, сродни родным просторам, души чистой, как озера и реки нашего края. Какая же в нем любовь к истокам русского искусства, слова и к отечественной истории!
- Александр Иванович, как вы считаете, что повлияло на формирование Вашей личности?
- Думаю, во-первых, литература, наши классики. Я с детства много читал. На гражданскую позицию повлияли Андрей Платонов и Александр Исаевич Солженицын.
В книге «Гончарное дело» Александр Поверин с бескорыстием русского человека раскрывает все тонкости гончарного ремесла и сложности производства. С любовью к делу он рассказывает об инструментах, глинах и технологиях изготовления того или другого изделия, печах для обжига.
«Вот и настал долгожданный момент открывания печи. Должен сказать, что к этому нельзя привыкнуть. Вот даже сейчас, когда я всего лишь пишу об этом, сердце забилось, как при первом обжиге. И каждый раз, когда в ваших руках окажутся еще теплые то горшок, то кухля, то кринка, вам захочется прижать их к себе, подбросить в воздухе, словно ребенка», - так пишет гончар и поэт А. Поверин.
Все изложено просто и доступно, что даже далекий от этого человек зачитается интересной и познавательной книгой. В ней история гончарного производства разных стран и, конечно, наша отечественная, в том числе и московская.
Оказывается, о московских гончарах есть сведения в духовной грамоте 1460 года, а об Яузской гончарной слободе упоминается в 1547 году в связи с большим пожаром, который был в этом районе.
- Как у вас родилась идея гончарной артели?
- Вероятно, склонность к пластическим искусствам зародилась у меня еще в детстве. Есть фотография, на которой я, наверное, пятилетний с деревянным слоном и стамеской в руках. Теперь мы выпускаем чайник в виде слона. Думаю, все началось с увлечения «Словом о полку Игореве» - древним русским искусством. Подумал, я русский, а что знаю о русских песнях, одежде, посуде? Как могу идентифицировать себя русским, если почти не знаю обычаев народа? Захотелось возродить русские национальные традиции, конечно, ближе всего оказалось для меня, как специалиста, гончарное дело.
- Когда была создана артель «Покровская керамика»?
- В 1991году осуществилась моя мечта. Название артель получила по христианскому празднику Покрова. В этот день, после долгих экспериментов, был получен положительный результат по обжигу изделий в восстановительной среде электрической печи для получения чернолощеной керамики. Ранее известен был такой обжиг только в горнах.
В артели работают четыре мастера и выпускают национальную утварь: баклаги, братины, горшки-луковники, елейники, кандюшки, махотки, да все не перечислишь, около сорока наименований. Среди них ряд изделий, названия которых введены в обиход нашей артелью, такие как: гречишники – кувшины с носиком для молока, бычок – чашка в виде быка, хомяк - большой сосуд для воды с носиком и ручкой, петушник – чайник в виде петуха и другие изделия.
- У вас есть художественное образование?
- В институте нам два семестра преподавали технологию производства художественной и технической керамики. Работал в мастерских у скульптора Нины Ильиничны Нисс-Гольдман (она преподаватель с сорокалетним стажем) и у известного керамиста Марии Петровны Холодной. Прошел школу у хороших специалистов. Раньше скульпторы и художники обязательно работали в студиях у известных мастеров. Я гончар, можно сказать, профессиональный.
- Александр Иванович, какие трудности испытывает артель?
- Под мастерскую арендуем помещение у колхоза. В мастерской расположены четыре гончарных круга, две печи для обжига, сушильный шкаф, стеллажи для изделий, рабочие столы. В этом году колхоз распродал свои земли. И не исключено, что у новых хозяев мы не сможем взять в аренду участок. Это главное. И еще проблемы с реализацией изделий.
- А где вы продаете свою керамику?
- На выставках, ярмарках, сдаем в художественные салоны.
- Вы говорите, что есть трудности при реализации продукции? В чем они заключаются?
- Да, есть трудности. За границей, при продаже изделий, существуют ограничения на увеличение цены - не более чем на 15% от закупочной. Наши же салоны, увеличивают цену в 2-3 раза.
На городской выставке, купив керамические изделия артели, с удовольствием подарила их своим близким. В работах русский дух, красота формы, тепло рук художника и продолжение его души.
В названиях керамических изделий утилитарного применения слышатся голоса предков. Названия, к сожалению, забыты нами. Вслушайтесь в звучание слов! Некоторые из них у нас на слуху или применение их ясно из названия - кринка и кисельница, кашник и братина. Другие названия предметов нам, использующим пластмассовые и алюминиевые банки и бутылки, уже не вспомнить. Значение приходится смотреть в словаре, например, гляк – сосуд для крепких напитков, кухля – сосуд для кваса, сбитня, пива. А какое красивое слово – кумочка, оказывается это чашка в форме кринки!
Мне удалось присутствовать на практическом занятии преподавателя Московского государственного университета культуры и искусства Александра Ивановича Поверина со студентами (специальность народно-художественная культура и музейное дело).
Бывший полузатопленный подвал института, не без инициативы моего героя, был отремонтирован и превращен в хорошо оборудованную мастерскую с гончарным кругом и современной печью для обжига керамических изделий. На приобретение печи Министерством культуры были выделены 42 тыс. рублей.
Александр Иванович читает и теоретические курсы – пластические искусства, теорию художественных стилей, декоративно-прикладное искусство. Он, человек яркой индивидуальности и высокого интеллекта, обязательно оставит след в душах студентов. Как же повезло ребятам с преподавателем!
У Александра Поверина в 2002 году вышла книга стихов и поэм, включившая также эссе «Слово о полку Игореве».
Не могу не процитировать поэта А. Поверина:
«Читал стихи, и синей птицей
Они взлетали со страниц.
Но суждено им возвратиться,
Как стае перелетных птиц».
- Александр Иванович, это первая ваша книга стихов?
- Да, первая книга.
- Знаю, что у вас богатый жизненный опыт. Расскажите, пожалуйста, где вы работали? Чем приходилось заниматься?
- Инженером на заводе железобетонных изделий проработал один год. Потом чем только не занимался: работал осветителем на Мосфильме, фотохудожником в журнале «Коммерческий вестник», в течение двух лет сценаристом на Центральном телевидении, сценаристом в Парке культуры и отдыха им. Горького, кстати, сменив там Инну Кошежеву.
Александр Поверин человек многогранный, но главная страсть - гончарное дело.
Тут уместно вспомнить о том, что уже были попытки возрождения в начале ХХ века традиционного для России гончарного художественного промысла. Абрамцевская керамическая мастерская, созданная в имении С.И. Мамонтова, привлекла к этому искусству таких великих художников, как Врубель, Поленов, Коровин, Васнецов и многих других.
В 1896 году С.И. Мамонтов перевел керамическую мастерскую в Москву на Нижнюю Масловку, за Бутырской заставой. Две маски льва украшали ее ворота и стали символом Абрамцевской керамической мастерской. Эта мастерская выполнила майоликовое панно для «Метрополя» - «Принцесса Греза», взяв за основу работу Врубеля, который в течение нескольких лет был художественным руководителем этой мастерской. Известны его скульптуры из майолики - «Лель», «Берендей», «Купава» и другие.
Мария Клавдиевна Тенишева в имении Талашкино в 1900 году создала художественные и керамические мастерские. В Талашкине жили и работали Репин, Васнецов, Рерих и другие известные художники. В мастерских придерживались славянской тематики. Керамическое панно, посвященное северу России, выполнил Рерих, и, по его мысли, оно должно было украсить внешнюю стену здания.
В 1904 году в Москве создается артель «Мурава», художники и гончары которой ставили перед собой задачу изучения древнерусской керамики, особенно в ее архитектурном применении.
В начале прошлого века майолику использовали в архитектурно- декоративных формах. Примером может служить дом купца Перцова в Москве, который был декорирован майоликой, выполненной по рисункам Малютина.
- Используют ли керамику сегодня в крупных архитектурных формах?
- Да. Делают изразцы для интерьеров и экстерьеров, барельефы, вазы, шамотные скульптуры. Вы, наверное, знаете, что японцы освоили изготовление керамических блоков цилиндров для двигателей внутреннего сгорания.
Меня же увлекло возрождение русской национальной гончарной традиции и народных форм утилитарных предметов.
М. Волошин писал: « … художник и ремесленник перестали быть одним лицом … творчество вещей, окружающих человека, перешло в руки фабрики, и художники потеряли возможность активного и непосредственного пересоздания окружающей жизни».
Через сто лет гончарная артель «Покровская керамика» делает еще одну попытку «пересоздания окружающей жизни». Теперь уже для нас с Вами.
Считается, что не без влияния и горячей увлеченности художника Врубеля возрождалось керамическое ремесло в России в начале прошлого века. И не без горячей увлеченности Поверина возрождается это ремесло в ХХI веке.
Знаю, что артель «Покровская керамика», начиная с 1997 года, участвовала во всех Международных фестивалях гончаров России, которые проводились в Вологде, Омске и Ярославле.
На третий Вологодский фестиваль, который проходил в конце ноября 2003 года, артель отправила более 30 авторских работ.
01.12.2003