56. В. Агошков. Летописный Кром. В средние века, 6

Василий Иванович Агошков
56. В.Агошков. Летописный Кром.

В средние века,

часть 6

Конечно, сохраняли малороссияне и свои обычаи. В Короче просили разрешить по их вере им мёд ставить к праздникам и варить пивцо, винцо и бражку на поминовение родителей, крестины, похороны и т.д.
Кромские черкасы просили о дозволении сытить мёд и собирать воск, чтобы «свеща всегда стояла перед образом за государево многолетнее здоровье».

Для защиты от врагов была устроена Белгородская черта. К ней относились и города: Мценск, Ливны, Курск, Новосиль и др.
Любопытно и такое сообщение исследователя: «защищать его (город Бобрик) некому... а кромчане, орловцы, брянчане никогда не являются по предписанию сюда в полном числе на защиту». Город Бобрик находился в четырёх верстах от литовского рубежа и в версте от Сагайдачного шляха!
 
К слову, сейчас идёт спор, как писать: ОРЛОВЦЫ или ОРЛОВЧАНЕ. Некоторым не нравится конечное «-ЧАНЕ». Более ста лет назад обе формы присутствовали в речи и на письме: кромчане, брянчане, но орловцы! Теперь и ОРЛОВЦЫ решили не отставать от соседей, и тоже становятся орловчанами.

Сходцы – добровольные переселенцы.
Сведенцы – принудительные.
Слободы – свободные населённые пункты.

В 1680г Василий Тяпкин-Изотов выехал из Москвы на юг. Он ехал так: Москва, Тула, Мценск, Орёл, Кромы, Севск, Путимец (Путивль), Глухов, Кролевец.
Послу устраивали торжества. Данное сообщение помогает в споре о том, какой дорогой ехал М.Ломоносов из Москвы в Киев: через Болхов или Мценск. Скорее всего, через Мценск, если этой дорогой ездили до 18в.

Громадная масса народа была лишена свободного перехода. Настоящим приютом для беглецов был Дон, который не выдавал их. Правительство издавало указы о поимке беглецов. В 1679г орловский воевода получил указ, в котором сообщалось, что в г.Черни стрельцы, казаки, пушкари и дети боярские побросали свои жилища и с жёнами, детьми убежали в украинные города, отчего в Черни учинилось большое малолюдство. Посему строжайше запрещалось помещикам, вотчинникам и всяким иным людям принимать беглых.

Предписывалось орловскому воеводе ставить по орловским дорогам крепкие сторожи и посылать нарочных посыльщиков для поимки беглецов.
В Новосильском уезде крестьяне разных помещиков и вотчинников сожгли дворы своих владельцев и, учинив им всякое разорение, собравшись и значительные группы, человек по 100 и больше, потянулись обозами разными дорогами в украинные города. Им будто бы была дана свобода и с 1 октября 1682 года велено было уходить от своих помещиков и вотчинников и селиться там, кто где захочет.
 
Воронежскому воеводе было приказано выступить со служилыми конными и пешими людьми против них и, выбрав из каждого табора (партии) по 2 человека «пущих воров и заводчиков», повешать на той же дороге, а остальных «бить нещадно кнутом» и отсылать в те места, откуда кто вышел. А если бы эти воры решили выступить в борьбу с воеводою, то он «должен промышлять над ними вместе с приказными людьми.

 И стараться перенять беглецов и не пропустить их в более отдалённые места».

 Багалей пишет, что он не знает, чем закончилось это дело. Видимо, уходили люди из Кром и других мест, не выдерживая усиления крепостнического гнёта.

см. далее.

(С) В.И. Агошков.