55. В. Агошков. Летописный Кром. В средние века, 5

Василий Иванович Агошков
55. В.Агошков. Летописный КромЪ.

В средние века,
часть 5

Другой исследователь К.А.Благовещенский писал в своей книге «Четвертное право» (Москва, 1899г) о том, что первоначально в числе окраинных городов считалась Тула, которая лежала на «самой Муравке». Здесь проходила засека шириной 6 вёрст, цела до сих пор (т.е. до конца 19в.-В.А.). Распространяется однодворческое население.

В 1594г богатые люди боялись жить на украине: ограбят! В том же Орловском уезде «все половинчики, по 20 четвертей пашется, некому пахать»! Так, в деревне Щучье 9 помещиков. У трёх ничего не пашется, земля не поделена: нет крестьян. Фамилии встречаются однодворческие.

В 1672г в Кромах значится служилых людей: рейтаров – 330 человек, 26 копейщиков, 332 детей полковой службы…

Но вернёмся к книге Д.И. Багалея. При Феодоре Иоанновиче количество малороссиян на государевой службе значительно увеличивается. В Путивльском, Оскольском и Ливенском уездах проживает много приезжих малороссиян. В царской грамоте голове Зиновьеву (помещики с такой фамилией имели земли и в Кромском уезде) от 23 мая 1582г говорится, что с ним велено было отпустить в «поле» с  Путивля 45 человек черкас. Правительство было, очевидно, довольно их службою…

В 30-х годах ХVIIв положение малороссийских казаков становится ещё более тяжёлым, и они устремляются в пределы Московского государства. Переселяются и те, кому нелегко отказаться от вольной, полной приключений казацкой жизни. Например, Дёмка Фёдоров появился в Путивле в 1648г с Дона. Побывал в Таганроге, Керчи, возвратился в Азов, плавал по Дону и другим рекам. Между тем жена его с запорожскими черкасами пришла в Путивль, а из Путивля со своими братьями была отправлена в Ливны. «Посему пусть и меня, Дёмку, – говорил он, – отправят туда же».
 
Такие казаки вытеснялись «землянистыми» казаками. Их поселяют в русских украинных городах, наделяют землёю и всякими угодьями. «В Курске было 300 черкас».

Тогда же, в 1639г поселились черкасы и в Короче, и в Кромах.

Следовательно, деревне, бывшей слободе Черкасской в 2009г исполнится 370 лет. В г.Чернь было отправлено 100 черкас. Находим мы их и в Воронеже и в Новосили. (Д.И.Багалей пишет в топониме Новосиль «и» на конце, что лишний раз подчёркивает точку зрения о том, что Новосиль – от Ново+Василий: НовоВасилии?).

При получении жалованья должны были находиться атаман, сотники, есаул и лучшие черкасы. Они свидетельствовали, кто не заслуживал жалованья, не пахал пашни, бражничал, проигрывал деньги в зернь и т.п.
 
Интересно, что и жёны, и дети получали на первоначальное обзаведение: жёны – по полтора рубля, старшие дети – по одному рублю, младшие – до одной второй рубля. Кроме этого, выдавался и хлеб, и люди освобождались от торговых пошлин.

Черкасам города КРОМЫ было дозволено ходить по старой грамоте на Дон и на Поле (видимо, Дикое Поле) для промыслов. Обратим внимание на то, что в Диком Поле жили люди, к которым отправлялись мастера не для войн и разбоев, а для мирного труда – промышлять…

Но главное внимание правительства, указывает Д.И. Багалей, было направлено на то, чтобы черкасы обзаводились дворами и пашенными землями. В 1639г получили земли и курские черкасы, у каждого были: двор, огороженный тыном, изба, сени, конюшни и погреб.

Обычаи и привычки, унесённые с родины, пробивались и на новых местах жительства. Наиболее живучим оказалось военное устройство переселенцев. Большинство их являются в виде партий под предводительством собственных атаманов. Даже черкасы, поселившиеся в каком-нибудь городе, удерживали своих атаманов, есаулов, сотников.

 В 1641г кромские черкасы выбрали атамана, Он пользовался столь независимым положением, что воевода (т.е. чин, соответствующий ныне главе администрации) собственной властью без разрешения разреза не мог отставить его от должности.

см. далее.

(С)( В.И. Агошков.