О Бродском в Северодвинске и Коноше

Стихия545
Встреча в литературно-музыкальной гостиной, организованная КПФ «Сретение» в Северодвинской библиотеке на Яграх 17 сентября, не была открытием нового творческого сезона. И в летние месяцы здесь проходили встречи, читательские конференции. Представленная в этот день композиция «Ниоткуда с любовью» была посвящена одному из самых известных поэтов прошлого столетия, вошедших в историю двух культур, лауреату Нобелевской премии по литературе Иосифу Бродскому.
А всего несколько дней назад литературно-музыкальную композицию смогли увидеть жители Коноши, где она была показана в рамках открытия выставки «Неперемолотые», посвященной опыту духовного сопротивления на Русском Севере в ХХ веке. Библиотека, в которой состоялось открытие выставки, носит имя Иосифа Бродского. В селе Норинское, что в 25 километрах от Коноши, поэт, осужденный за тунеядство, отбывал ссылку….Ссылка творческой личности — явление в истории не новое. Овидий, Пушкин, Мандельштам… По словам самого Бродского: «Человек, который внутри себя начинает создавать свой собственный, независимый мир, рано или поздно становится для общества инородным телом, становится объектом для всевозможного рода давления, сжатия и отторжения». Бродский писал поэмы на библейские темы в стране, где запрещалось верить в Бога, ходить в церковь. Поэт имел свои суждения, отличные от линии партии, искал иной смысл жизни, кроме свершения трудовых подвигов на благо отчизны.

  Он не был признан в своем отечестве. В 1964 году слова обвиняемого: «Я не только не тунеядец, а поэт, который прославит свою родину», вызвали общий смех судей и заседателей. А в 1968 году советское посольство в Лондоне заявило: «Такого поэта в СССР не существует».

    «Ниоткуда…» — этот обратный адрес, который Бродский дает в начале одного из своих самых прекрасных лирических стихотворений: «Ниоткуда с любовью...»:

          Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря,
          дорогой, уважаемый, милая, но неважно
          даже кто, ибо черт лица, говоря
          откровенно, не вспомнить уже, не ваш, но
          и ничей верный друг вас приветствует с одного
          из пяти континентов.
В полной мере реализовать все свои возможности ему удалось лишь в США, где он оказался не по своей воле. Иосиф Бродский стал всемирно известным поэтом, пишущим как по-английски, так и по-русски. Кроме того, на протяжении 24 лет он занимал профессорские должности в шести американских и британских университетах.

  По мнению доктора филологических наук, профессора Смоленского педагогического института В.С. Баевского, Бродский — «профессор с семиклассным образованием», «гений-самоучка», впитал в себя всю мировую культурную традицию от античности до наших дней и сумел остаться оригинальным».

Как и библейский Иосиф, сумевший выбраться из колодца, куда его сбросили братья, и добиться славы и почестей в чужой земле, Иосиф Бродский прославил и русскую литературу, и свою родину, которую продолжал любить и в изгнании.

          Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
          Только с горем я чувствую солидарность.
          Но пока мне рот не забили глиной,
          Из него раздаваться будет лишь благодарность.

          О Нобелевской премии поэт скажет: «Ее получила русская литература, и ее получил гражданин Америки».

       Многие из присутствующих на вечере почувствовали, что поэт каким-то образом вошел в их жизнь, стал ближе, роднее и даже понятнее. Звучали свидетельства о «встрече с поэтом». Кого-то поразила жизнь поэта, его приверженность правде, полная отдача в служении Слову, кому-то показались близкими его стихи, с первого взгляда такие странные и непонятные. Учащиеся школы № 24 свидетельствовали, что стихи Бродского им стали понятны через песни, прозвучавшие на программе. А сами участники программы, вернувшись из Коноши, рассказывали о своей встрече с поэтом там, на этой далекой земле, в местах его ссылки. По их свидетельствам, практически каждый дом, сохранившийся в Коноше с советских времен, несет на себе печать присутствия поэта. Библиотека, где Бродский брал книги, дом милиции, где над ним совершался суд, универмаг, клуб — все хранит свою неповторимую историю.

    Так Бродский неизвестную общественности Коношу захватил в мировую литературу. Здесь им было написано около 80 стихотворений, здесь зародился интерес к англоязычной поэзии.Работники библиотеки им. Бродского в Коноше совершают немалый труд, чтобы память поэта жила: создали мемориальную комнату Иосифа Бродского, собирают свидетельства пожилых людей, тех, кто помнит встречи с поэтом. Узнав, прочувствовав и полюбив Иосифа Бродского, его стихи, творчество, мысли, участники проекта «Неперемолотые» вернулись в Северодвинск, чтобы поделиться опытом неповторимой «встречи с поэтом» со всеми, кто хотел и пришел на программу. А дар, привезенный из путешествия в Коношу, — это «завещание» поэта всем нам — его стихи.
Из нобелевской лекции 1987 г.:

  Ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступление против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения и т.п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое — пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью: если же преступление это совершает нация — она платит за это своей историей.