Рядовые войны. Мой бессмертный полк

Карин Андреас
(на фото слева Авак, справа - Мисак)

     Я вспомнила моего прадеда Хнко, романтическую историю его любви - "Похищение"  http://proza.ru/2013/08/17/1746
     прадеда Степаноса, его трагическую смерть - "Священник Степанос"  http://proza.ru/2013/09/12/1389,
     прадеда Арутюна - "Секрет долголетия" http://proza.ru/2013/09/19/1560 
     о прадеде Ованнесе – "Жизнь или... таракан" http://www.proza.ru/2014/02/12/1542    и 
     "Проклятые монеты" http://www.proza.ru/2014/03/24/1260 
 

     Считаю несправедливым тот факт, что не написала о своих дедах. Оба они участники Великой Отечественной Войны, служили рядовыми и конечно же достойны, чтобы их помнили.

     Отец моей мамы: Аракелян Мисак Хнкоевич был призван в армию и воевал в составе Армянской Таманской дивизии. В декабре 1943г этой дивизии досталась сложная задача: дивизия участвовала в боях за освобождение Керченского полуострова. Мало кто смог выжить в тех боях. Мисак оказался в числе тех счастливчиков. Он был тяжело ранен и только чудо его спасло.
Это было одно из самых страшных и крупных сражений... В том бою полегло более 80% солдат с обеих сторон, фактически не было победителя.
     Раненый Мисак без сознания пролежал в земле 3 дня. Местная женщина, украинка, заметила, что в земле торчит голова и вроде дышит, откопала и выходила. Потом лечение в разных госпиталях. Подлечили его уже к концу войны и отправили домой.

     Мисак не любил говорить о войне и о своих ранениях, родственники утверждают, что иногда он выковыривал осколки из своего тела.

     Это был крепкий мужчина крупного телосложения. Мисак дожил до 80-ти лет. Он прожил бы больше, но из-за своей глухоты нелепо попал под машину. Точнее в сумерках сосед буквально у его дома неудачно развернул машину, не заметив Мисака, прижал к стене дома. Прижал очень сильно, сдавил все его внутренности. После этого Мисак прожил две недели. Дед переживал, что стал немощен и за ним, как за ребенком, ухаживает его сын.

     Отец моего папы: Андриасян Авак Аванесович был водителем и в начале войны служил в санитарном батальоне – сидел за рулем санитарного автомобиля. Когда в войне наступил переломный момент и Советская Армия стала наступать, в качестве трофеев появились немецкие машины. Авак был не просто водителем, но и хорошим механиком. Так ему доверили немецкую легковую машину и он перешел в штаб Армии. Тогда Авак стал личным водителем командующего фронтом Конева и вместе с ним проехал пол-Европы.
Всю оставшуюся жизнь мой дед гордился Почетной грамотой, которую получил от маршала Конева с его подписью. Эта грамота висела над его кроватью.

     Рядовые войны, они не любили вспоминать о войне. С Аваком я чаще общалась. Он начинал плакать, когда говорили о войне. Авак был сурового нрава, у него был жесткий характер и тем удивительнее была та чувствительность, когда речь шла о прошедшей войне.
"Перед моими глазами гибли люди... война это страшно... очень...", - говорил дед.
     Он не курил, давно бросил эту привычку, но, вспоминая войну, просил сигарету или папироску попроще.
     Авак прожил 87 лет.

     Вот такие они были рядовые войны, оба моих деда:
     Аракелян Мисак Хнкоевич  и  Андриасян Авак Аванесович
     Они были крепкими и здоровыми, и могли прожить дольше, если б не было войны.

*****