Мастер обязан оставить ученика...

Анатолий Шуклецов
Роль прямого учителя у гениального поэта не так важна, как у гениального учёного. Сергея Есенина никто особенно не учил. Стендаль полагал, что учитель не столь уж необходим. «Наоборот, отсутствие учителя никогда не остановит того, кому суждено стать великим. Взгляни на Шекспира и Сервантеса, то же можно сказать и про нашего Гайдна». // У меня не было других учителей кроме собственных наблюдений в мастерских художников и знаменитых картин Рима и Испании, откуда я извлёк наибольшую пользу. Франсиско Гойя. // Три учителя – разум, интеллигентные друзья и книги – доступны каждому, кто желает воспользоваться их услугами. Генри Бичер. // Лучшие учителя стоят на книжных полках. Любимый писатель Александра Грина – Эдгар По. Марсель Пруст почитал своим учителем Шатобриана. Флобер зачитывался Виктором Гюго и считал его своим первым и влиятельнейшим учителем. // Первая же страница Шекспира, которую я прочёл, покорила меня на всю жизнь, а одолев первую его вещь, я стоял как слепорожденный, которому чудотворная рука вдруг даровала прозрение. Иоганн Гёте. // Когда читаю Шекспира, я становлюсь больше, разумнее, чище. Гюстав Флобер. // Мой учитель – Шекспир. Но думаю, что во многом обязан я и Флоберу, Стендалю и Кеведо, которого считаю великим знатоком жизни. Эрнест Хемингуэй. // Я в большом долгу перед Тургеневым. У него и у Мопассана я проходил духовное ученичество, которое проходит каждый молодой писатель у старого мастера, влекомый к нему внутренним сродством. Джон Голсуорси. // Крупный авторитет всякой отрасли имеет последователей, принимает на себя обязанности преподавания. В традициях любой школы передать знания тем, кто следует за тобой. Конфуций имел 3000 учеников, 72 из них – особенно близкие, 12 – были при нём безотлучно. Иметь учеников так же необходимо, как иметь учителей. // Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь? Квинтилиан. // При сотворении мира Бог – един, но засим создаёт богоравного сына. Великие художники первейшим своим долгом почитали вырастить достойных учеников, убеждённых продолжателей своего дела. Иоганн Эккерман. // Мне страшно подумать, что искусство такого замечательного мастера исчезнет с его смертью. Надо, чтобы он воспитал ученика. Мастер обязан лично воспитывать подмастерьев, которые должны помогать ему, жить с ним, есть с ним, как ученики у мастеров эпохи Возрождения или у актёров японского театра. Каждый большой мастер обязан оставить ученика, даже если и не занимается специально педагогикой. Всеволод Мейерхольд. // Если у тебя есть знания, позволь другим зажечь от них свои свечи. Маргарет Фуллер. // Огонь не гаснет от того, что от него зажгли другой. Лукиан. // Нелепо и стыдно уйти из жизни и бесплодно унести с собой всё лучшее, что выработалось в тебе за долгие годы писательского труда. Константин Паустовский. // Воин света делится с другими тем, что ему известно о пути. Тот, кого научили, должен учить других. Пауло Коэльо. // Сейчас, когда я отошёл от литературы, никто и не подозревает, каким ценным советчиком я остался для других авторов. Эдмон Гонкур. // Пролетает мой день в тишине или в звоне, мне писать нелегко и дышать тяжело. На кого возложить мне пустые ладони, позабывшие гвоздь, молоток и кайло? Ярослав Смеляков. // Как я тоскую о поэтическом сыне. Андрей Вознесенский.