Продолжительный поцелуй

Данькова Валентина
Очередной Международный театральный фестиваль «На родине Чехова» стартовал 18 сентября 2013 года спектаклем «Медведь» испанского Камерного театра имени Чехова (город Мадрид), художественный руководитель Анхель Гутьеррес - «русский» испанец. Он попал в СССР с другими испанскими детьми в годы второй мировой войны. Талантливый юноша поступил в  ГИТИС, а после его окончания в 1953 году работал в Таганрогском театре три года.
- Для меня таганрогская сцена –  священное на земле место, а Чехов – человек  космического масштаба…, - сказал Анхель Григорьевич на пресс-конференции, - я перечитываю вновь и вновь его произведения, всякий раз открывая что-то новое.
Казалось бы, сюжет одноимённой шутки А.П.Чехова известен со школьной скамьи, текст его чуть ли не наизусть знает искушённый таганрогский зритель…
«Не всё так просто и прямолинейно, - утверждает режиссёр, - в ней, как и во всех чеховских пьесах есть «секрет»». Разгадать его он и предлагает зрителю. Что ж, попробуем.
Чехов определяет жанр своей пьесы как шутку.  Анхель Гутьеррес, отвечая на вопрос о жанре его спектакля, подсказывает: «…драма, водевиль… Всё перемешано. Важно, чтобы хоть на один миг публика почувствовала реальность бытия – без театра, по-настоящему, и чтобы происходящее на сцене стало фактом из жизни каждого сидящего в зале».
Коротко характеризуя главное действующее лицо пьесы, Чехов замечает: «Елена Ивановна Попова, вдовушка с ямочками на щеках, помещица».
«Ведь, не вдова, а – вдовушка, да и ямочки... Наверняка, водевиль», - решит зритель, пролиставший пьесу перед тем, как отправиться в театр.
Но Елену Ивановну, в исполнении актрисы Ульяновского театра Елены Петровой, вдовушкой не назовёшь. Перед нами  - очаровательная, полная достоинства молодая женщина, искренне любившая мужа, и после его смерти  хранящая ему верность, обрекая себя на уединение: «Да…, он часто бывал несправедлив ко мне, жесток и… и даже неверен, но я буду верна до могилы и докажу ему, как я умею любить…».
А за окнами её дома кипит жизнь,  звуки военного оркестра мешают ей следовать принятому решению, и она истово, как на идола, молится на портрет супруга,  не выходит в свет, не принимает у себя…
В продолжение  спектакля всё: туалет Елены Ивановны, её жесты, движения, мимика, задумчивость в паузах, - подчинены той задаче режиссера, которая, на наш взгляд и является одной из составляющих «секрета». И актриса справляется с ней. Ученица Анхеля Гутьерреса Елена Петрова создаёт женский идеал своего учителя, для которого важна не столько красота внешняя, сколько – внутренняя, гармония души этой женщины.
И вот является Григорий Степанович Смирнов, нестарый помещик, (актёр Хесус Сальгадо), гонимый своим, «денежным» интересом. Он, как говорится, без «задней мысли», более того, разочарован в женщинах вообще. Но уже в первой их встрече, как в застывшем кадре, зритель ощущает то движение токов, которое возникает между мужчиной и женщиной, когда они вдруг понимают: «Это ОН», «Это ОНА»…
Перипетии сюжета, вследствие которых заверения Елены Ивановны о верности умершему лопаются, как мыльный пузырь,  трогательное смешение испанского и русского языков, красота их звучания очаровывают зрителя. Он, как дитя, радуется вставкам русских слов в испанскую речь и мгновенно отзывается шквалом аплодисментов. Подыгрывает зрителю и Лука, лакей Поповой, – актёр  мадридского театра Хосе Луис Чека-Понте. Действительно, в спектакле присутствуют, «и смех, и слёзы, и любовь», – то, что и задумал режиссёр: свести жанры в маленьком спектакле.
И вот – финал. В пьесе его вершит ремарка Чехова: «следует продолжительный поцелуй». Признаться, ожидался этот момент в напряжении, вот сейчас… – и всё! всё, что так тщательно выстроено, так проникло в сердце, рухнет. Я даже прикрывала глаза, чтобы не увидеть того, чего мы насмотрелись за последнее время на «голубых» да и на больших экранах, когда две разнополые особи бросаются друг на друга  и истово мочалят одна другую, а чуть позже так же истово ненавидят.
И какое облегчение почувствовала я, а думаю, умилились и все зрители той деликатной сценой, в которой оттаявшие от прошлого неудачного опыта, женщина и мужчина, наконец, нашедшие друг друга, нежные и открытые навстречу своему счастью, наслаждались этим «прекрасным мгновением».
Гимном любви назвал Олег Пивоваров, главный редактор журнала «Театральная жизнь», спектакль «Медведь»  режиссера  Гутьерреса. Полагаю, в этом и есть уже его, Анхеля Григорьевича, «секрет»! Низкий ему поклон за глоток кристальной русской чистоты из Испании.