27 сентября 2013- Воздвижение Креста Господня

Галина Николаевна Николаева
         В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня православные христиане вспоминают два события.
         Как пишет Священное Предание, в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.
         Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить воспоминания о священных местах, связанных с жизнью, крестными страданиями и воскресением Господа нашего Иисуса Христа.
         Император Адриан (117-138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.

         Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом, первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306-337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи.
          В 313 году Император Константин издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости.
          Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену, снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела, уничтожить.
         
         Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в безчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй!», благоговейно поклонялся Честному Древу.
       
         «Придите, все народы, благословенному Древу поклонимся, чрез которое настала вечная правда. Ибо праотца Адама древом обольстивший Крестом уловляется; и, низвергшись, падает падением неудержимым насильно завладевший царским созданием. Кровию Божией яд змия смывается, и уничтожено проклятие праведного осуждения, когда Праведник осужден был судом неправедным. Ибо Древом надлежало древо исцелить и страданием Безстрастного на Древе уничтожить страсти осужденного. Но слава, Христе Царь, Твоему повергающему в трепет промыслу о нас, которым Ты спас всех, как Благой и Человеколюбец» (стихира на Господи воззвах на Великой Вечерне в переводе с церк.-слав.яз.)
       
         Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361-363) он принял мученическую смерть за Христа.
       
         Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме - месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
       
         Так исполнились слова пророка Исаии:
         «Так говорит Господь: Отворены будут врата твои, Иерусалим, постоянно, днем и ночью, (и) не будут затворяться, чтобы ввести к тебе силу народов и царей их приводимых. Ибо народы и цари, которые не будут служить тебе, погибнут, и такие народы совершенно запустеют. И слава Ливана к тебе придет в кипарисе, и сосне, и кедре вместе, чтобы прославить место святое Мое; и место ног Моих Я прославлю. И придут к тебе в страхе сыновья смиривших тебя и раздраживших тебя, и преклонятся к следам ног твоих все, раздражившие тебя, и ты будешь назван городом Господа, Сионом Святого Израилева. За то, что ты был оставлен и ненавидим, и не было помощника тебе, Я и сделаю тебя радостью вечною, весельем родам родов. И будешь питаться молоком народов, и богатство царей вкусишь, и узнаешь, что Я – Господь, спасающий тебя, и избавляющий тебя – Бог Израилев»  (Исх. Гл.60:11–16)
        И святая Церковь в этот день воспевает в стихире на Великой Вечерне и поклоняется «тому, что в древности Моисей прообразовал собою и Амалика, ниспровергнув, в бегство обратил, и чему Давид певец, зовя его подножием Твоим, повелел кланяться, драгоценному Кресту Твоему, Христе Боже» и взывает: «Господи, удостой нас с разбойником Царствия Твоего!»
       
        В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, - его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим.
        В царствование Византийского императора Фоки (602-610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609-633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610-641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня - Крест Господень.
       С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и безпрепятственно внес Крест Христов в храм.
       «Крест – хранитель всей вселенной, Крест – красота Церкви, Крест – царей могущество, Крест – верных утверждение; Крест – Ангелов слава и демонов поражение… Крест сегодня воздвигается и мир освящается; ибо Ты, Христе, сидящий со Отцом и Духом Святым, на нем простерши руки, весь мир привлек к познанию Тебя. Удостой же на Тебя надеющихся божественной славы» (светилен праздника на русск.яз.)

        Оба  события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.
        Кульминационный момент праздника — когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь:         
         «КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНЯЕМСЯ, ВЛАДЫКО, И СВЯТОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ СЛАВИМ»
               
        Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.
       
        Тропарь   Воздвижения Креста Господня
        Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Перевод:
        Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы верным над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

        Кондак
        Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.
        Перевод:
        Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.

        Величание
        Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

                МОЛИТВА ЧЕСТНОМУ И ЖИВОТВОРЯЩЕМУ КРЕСТУ ГОСПОДНЮ

        Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

                СЛАВА, ГОСПОДИ, КРЕСТУ ТВОЕМУ ЧЕСТНОМУ.
       
        В этот день у православных — строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.

                Проповедь протоиерея Александра Шаргунова
                в день Воздвижения Креста Господня

        Крест воздвигается над миром, раскрывая пути Церкви и судьбы человечества. Где, среди чего обретается крест? Как совершается это воистину всемирное воздвижение естества нашего из бездны погибели на высоту славы Божественной? Там, где мерзость запустения на месте святе, есть еще до последнего суда избавление. 
        После того, как во исполнение пророчества Спасителя был разрушен императором Титом в 70 году Иерусалим, и не осталось от храма камня на камне, во II веке здесь возник новый, языческий город с другим именем. Чтобы навсегда уничтожить память о Иерусалиме и о имени, нераздельно связанном с ним, были засыпаны землей и камнями гроб Господень и Голгофа и воздвигнуты на их месте капища Юпитера и Венеры. В начале были разорены святыни, а потом утверждена мерзость магии и блуда. Как похоже это на то, что совершается ныне в России, на то, что совершится в конце концов во всем мире!
       
        В день Воздвижения Креста над современным Вавилоном Церковь говорит нам о погибельной бессмысленности богопротивления и о святом терпении верных. Где начинается богоборчество? Не был ли грех Адама разделен всем человечеством: отвергнуть Бога и занять Его место? В Ветхом Завете это только тень, но с воплощением Бога, перед крестом, это становится реальной возможностью. Отца Небесного нельзя поразить копием, но Бог во плоти может быть связан, пригвожден и пронзен. Все мы вместе и каждый в отдельности ответственны нашей греховностью за Его распятие.
        Всякий раз, когда мы отворачиваемся от Бога, предпочитая нашу собственную волю Его воле, всякий раз, когда мы пытаемся устранить Христа из нашей жизни, совершая грех, мы становимся на сторону Его распинателей. Но когда мы с ужасом и плачем возвращаемся к Нему, мы узнаем, что любовь Его, явленная на кресте, непобедима, и обретаем в конце концов даром Его любви власть такого покаяния, которое было у святых: "Умру, но не согрешу!"
   
        Воздвижение Креста совершается в напоминание, что страшнее всего - отсутствие покаяния, привычка ко греху, которая делается уже как бы второй природой человека, что здесь мы начинаем соединяться с теми, кто предал Христа на смерть, не потому, что не знал, что Он - Сын Божий, а именно потому, что знал это, как Сам Господь говорит в притче о злых виноградарях. Все очевиднее в человечестве свободное предпочтение греха добру, когда человек может сознательно становиться скотом или бесом, почитая себя за бога. Но даже если в таком состоянии обратится он с искренним покаянием к Богу, Бог не отвергнет его.
       Что бы ни случилось с нами в этом отступническом мире, самое страшное - окаменение сердечное. Мы должны позаботиться о том, чтобы каждый отдельный грех, даже если он представляется нам как бы незначительным, был осознан нами и раскаян.
       Воздвижением Креста Церковь призывает нас ко вниманию. Невозможность покаяния означает принятие человека беззакония, и Церковь показывает сегодня всему миру Крест Христов как знамение Его второго пришествия.
       В мире, где торжествует зло, Церковь крепка, как говорит святой Силуан Афонский, святою крестною мыслию и терпением. Даже будучи на кресте, как Христос, искушается она сатаною. "Сойди, сойди со креста, - как некогда Христу говорят ей враги ее, - отступи немного от тех требований величия человека, о которых говорит твое Евангелие, стань доступнее всем, и мы поверим в тебя!"



Источник:
http://priozernoe.prihod.ru/prazdniki/view/id/1133657
http://priozernoe.prihod.ru/prazdniki/view/id/1150083