Простое решение

Михаил Глибоцкий
                ПРОСТОЕ  РЕШЕНИЕ

Тот воскресный день предвещал мне плохое настроение из-за того, что         у первой деревни, с которой я начал обход, было милое  название Погост, у первого найденного мною абонента «Энергосбыта» была не менее милая фамилия Бирюков. Поглядев на счётчик, я установил большой долг за ним.
       - Почему не платим за свет? – строго спросил я его. – Уже половина  дачного  сезона миновала.
       - Ой, извините, начальник, - начал оправдательную речь неожиданно приветливый должник.- В пятницу приезжаю сюда  из Москвы  поздно вечером, а почта в Большой Бремболе уже закрыта. Ну, думаю,  завтра спозаранку рвану в город долги перед государством гасить. Я ведь и в сельскую управу ежегодный налог за землю ещё не внёс. А в субботу  до почты руки не доходят: утром поспали подольше вдали от столичного шума, позавтракали  не спеша  с шашлычком, чуть-чуть на участке поковырялись – глядь, а уже пятый час вечера.
-За пивом вы, смотрю, съездить нашли время! – указал я обличительным перстом на кучу  пустых бутылок около крыльца. – А по делу нет!
       -С собой привезли пиво, Михаил Николаевич, с собой. Нашли, так сказать, простое решение, как  рекламируют по телевизору.
       - Что же мне с вами делать, должник Бирюков? – размышляю я вслух, -   обрежу а я вам провода с фасада вашей фазенды.
       - Да боже вас избавь, товарищ контролёр,- запричитал дачник. – Вот абонентная книжка, вот деньги, киловатты у  вас  записаны, так будьте человеком,  заплатите сами  за меня, пожалуйста,  в селе Большая Брембола или в городе Переславль. Ведь вы там чаще бываете. А в следующий визит ваш к нам в Погост, отдадите мне квитанцию. Пусть это будет нашим с вами  простым решением, а?
       -  Хм…хм!  А почему бы и нет? – согласился я. – Ведь вы не один такой должник поневоле, каждый второй из приезжих дачников не успевает заплатить в пятницу. А мне это действительно не трудно. Слушайте, Владимир Никифорович, вы прямо-таки дока по простым решениям. Наверное,  на телепередачах поднаторели? Так  в них часто только надуманные сюжеты показывают, глаза не глядели бы.
       - Это вы метко сказали про надуманные сюжеты. Нет, не телевизор, меня сделал практичным человеком. В юности бабка Васёна показала такое простое решение, которое я запомнил на всю жизнь. Да вы присядьте к столику на веранде. Чайком пока побалуйтесь, а я расскажу.
       - Некогда мне, ей-богу,  рассиживаться. Ещё  в две деревни надо успеть сегодня.  Сами знаете,  дачников по будним дням не изловишь.
       - Знаю, знаю ваши проблемы, Михаил Николаевич, но вы никогда не пожалеете  о том, что выслушаете про  мудрую бабку Васёну.
       - Ладно, рассказывайте. - обречёно согласился я.  - Произошло это дело в одна тысяча девятьсот  пятьдесят восьмом году. Я уже в шестой  класс районной  десятилетки перешёл, а всё равно был дурак дураком форменным. В то лето сидел дома, помню,  перед тем как в пионерлагерь должен быть поехать на третий поток. Отец погиб на фронте, мать была на работе, поэтому я безмятежно читал очередную историческую повесть про Чингизхана либо про Дмитрия Донского, забыл уже. К месту сказать,  до сих пор люблю историческую литературу. И вдруг  на самом страшном месте в книге слышу с улицы чей-то дурной крик:                - И-и-идё-ёт!!! - Так в старину кричали сторожевые посты при приближении татарской орды. Я немедля ни секунды,  выскочил за калитку на центральную улицу, по которой проходит автомагистраль Фрунзе-Ташкент…
   - Так вы из Киргизии, Бирюков? Земляк мой, оказывается.
     - Да, оттуда. Из Чуйской долины, из  села, а нынче из города Карабалта, «Чёрный Топор», по-нашему. Основная сельскохозяйственная культура там была тогда: – сахарная свекла. Вы не перебивайте мою речь, а то я собьюсь.  О чём  я говорил?  А – а, вспомнил. По середине дороги  бежит двоечник из нашей школы Петька «Леший»… Нет, это не фамилия, а кличка. Я к нему подбежал на правах  его соратника по лянге и по альчикам, но он едва не сбил меня с ног, голося во всё горло. Поглядел я  в  ту сторону, откуда мчался глашатай. Надо же   узнать причину ора. Ничего не могу понять, толпа  пацанов и девчонок клубится вокруг  высокой  тётки в цветастом головном платке.       Я к ним припустился со всей прыти, как одинокая пчела к родному улью. Вижу,  что  это  колхозница с открытым…ртом! Вот, хохма!  Некоторые из любознательных  пацанов подпрыгивают перед несчастной тёткой в надежде разглядеть внутренности  женщины. Каюсь, я тоже подпрыгнул, но без толку. Ну, не  дурак форменный, а?
     - Да уж, не без того. – неискренне заметил я, ибо будь я на месте рассказчика, то подпрыгнул  бы тоже, ей-богу.
       - Хлопцы, шо с ней такэ? – закричала бабка Васёна из-за плетня своей придорожной усадьбы.
     - Она.  На… Свекле…Зевнула…- вразнобой раздавалось из толпы детей и подростков. – А теперь у неё рот не закрывается…Не… Захлопывается!!!   Идёт… на сахарный завод…   В больницу-у…
      В самом деле, в нашем селе в конце улицы Луговая  начинались бесконечные  свекловичные поля, на которых сотни колхозниц вручную пропалывали длиннющие рядки всходов. До заводской  больницы  жертве зевка оставалось идти  ещё версты полторы, не меньше. Бедолага  обессилила настолько, что отмахивалась от нас, ротозеев, вяло-вяло. Ну что твоя муха после зимней спячки.
     -Так шо ж  вы, злыдни, изгиляетесь над горемыкой? – закричала бабка Васёна и решительно вышла из своего палисадника на автомагистраль. Раздав  подзатыльники не менее десятку  лиходеям, она подошла к невезучей колхознице, сняла с её головы пёстрый платок и … завязала им нижнюю часть лица. Да так, как это делали грабители почтовых поездов в трофейных американских боевиках. Вот это было простое решение, так простое. Правда, Михаил Николаевич? Через минуту около несчастной колхозницы  никого из нас не осталось. Один Петька «Леший», ничего не зная о простом решении,  всё бежал по дороге и голосил: - «И – и-идё-ёт!!!»

       Но  до больницы донести необыкновенную весть ему не удалось, правда. Задержали его  на посту ГАИ  в километре от места жительства бабки Васёны.  Не менее любознательные инспектора едва догнали глашатая.  Да - а, не будь того простого решения, случилось бы в тот день в Карабалте  смертоубийство. Ведь скорбный путь свекловодки с вывихнутой нижней челюстью пролегал мимо колхозного рынка, где томились от безделья более сотни продавцов и продавщиц. Ей-богу, поубивали бы друг друга они, заглядывая женщине в раскрытый  рот! Каково, а, простое решение? Какой редкий случай?
  - Прямо не бабка Васёна, а Василиса Премудрая! Поучительный ваш рассказ, поучительный! – искренне похвалил я Бирюкова. –  Огромное спасибо вам, честное слово. Давайте мне книжку и деньги. Оплачу я ваши долги, чтобы   претворить в жизнь наше с вами простое решение.
       Вот каким образом  тот воскресный день  прошёл  без плохого настроения у меня,  несмотря на мрачное название деревни Погост и на не менее мрачную фамилию первого в ней абонента «Энергосбыта». Хотите  верьте, хотите – нет, но процент сборов  за электроэнергию на моём участке резко повысился после моих визитов с деньгами и абонентными книжками дачников в сельские отделения связи  или в   сберкассу Переславля.
Вот каким бывает простое решение!