Пьеса. Акт третий

Наталья Галич
Пьеса. Акт 3-й
Зачем мы придумываем себе будущее и затем тяжко переживаем события, которые развиваются совсем не так, как мы это представляли? Зачем пытаемся угадать предначертанное, чтобы потом мучиться ожиданием? Зачем фантазируем и строим планы, если даже не можем понять логики настоящего? Человек прячет страх осознания своего ничтожества  за  наивной верой в собственное могущество, являясь, по сути, всего лишь небольшой органической добавкой к огромному земному шару.

 Сцена разделена на две половины.  На одной - та же скамейка и тот же сквер, что и в первом акте. На второй –  Сергей с биноклем в окне квартиры Пьера. Огромная бутылка воды стоит рядом. Он постоянно к ней прикладывается, иногда смачивает ладонь и начинает тереть голову, шею. Такое ощущение, что ему невероятно жарко.

Сергей(возбуждённо). Это они! Пьер, посмотри – это точно они!

Пьер подходит к окну. В сквере появляются Нина и Елена в тренировочных костюмах.
 
Елена (садится на скамейку). Всё, с меня хватит здорового образа жизни. Первый и последний раз я поддалась на твои уговоры! Как ты назвала наше бодрое ковыляние?  Лёгкая утренняя пробежка?

Нина (делает упражнения). Небольшая, Леночка, небольшая.

Елена. Нет, дорогая. Это дистанция длиною в жизнь! Либо ты по ней легко пробегаешь, либо тащишься  как цыганская кибитка: тяжело, со скрипом, но гордо и упорно.
 
Нина. Лена, но мы же, в принципе, все движемся по одной дорожке, с одними и теми же ухабами и ямами. Нужно просто меньше обращать на них внимание.

Елена.  Ну, да! “Дорогая,  как я завидую твоему счастью!“- сказала ласточка черепахе, ползущей вверх по бесконечной лестнице.

Нина (продолжает делать упражнения). Человек может сам вырастить себе крылья.

Елена (смотрит внимательно на Нинины взмахи руками ). То-то я смотрю, чего ты так расстаралась. Не поздновато оперяться  надумала?

Нина (смеётся). Я тебя обожаю!

Елена (улыбается). Да усядься ты уже!

Нина садится на скамейку.



Пьер. Я не понимаю, почему ты не можешь  просто подойти к ней  и поговорить.

Сергей. Я не разговариваю с предателями.

Пьер. По-моему, у тебя паранойя.

Сергей. И потом, ты даже не представляешь себе, как я им отомстил.

Пьер. Им? Ты же зол только на Елену? При чем здесь Нина?

Сергей (натирает яростно нос платком). Она вообще здесь ни при чем. Но по-другому не получалось.


Нина. Нам вчера пришло какое-то официальное письмо.

Елена. Я видела. И если ты ограничилась только рассматриванием почтовых марок, я отсканировала его и ввела в переводчик.

Нина. Какая же ты, Ленка, молодец! А я-то думала, что ты его ещё даже не открывала! И что там?

Елена. Я не очень хорошо поняла, но, кажется, у нашей с тобой квартиры поменялся хозяин.

Нина (ошарашено). В смысле – поменялся хозяин? То есть как? Это же моя квартира, Лена! Как может поменяться хозяин у моей квартиры?!

Елена. Послушай, дорогая! Перестань орать  на меня – раз, потому что я знаю ровно столько, сколько и ты. Мне с самого начала это всё казалось подозрительным. Как вообще можно выиграть квартиру во Франции по лотерейному билету, которой всучил тебе какой-то парнишка на улице?

Нина (не может прийти в себя). Лена, что значит – казалось подозрительным? Мы живём  в ней уже третий год! Меня тогда вызвали в очень солидный офис и устроили почти праздник, когда вручали  документы!

Елена. Ну, значит, не за горами следующее торжество по поводу нашего с тобой возвращения на родину. А предварительно нам нужно быстренько упаковать вещи.

Нина. Нет, этого не может быть… Ты что-то перепутала…  Это же невозможно!

Елена.  Невозможно в тайге купить у случайного прохожего лотерейный билет и  вдруг выиграть по нему квартиру в пригороде Парижа. Нина, очнись!

Нина. Но как же невозможно, если это было именно так! Ты не верила целый год! Но даже ты, в конце концов, согласилась приехать. Лена, это же не сон!

Елена. Да! Согласилась! Потому что  Сергей проверил все документы... (останавливается на полуслове). Послушай…   Я поняла! Это он всё подстроил!

Нина (в изумлении). Кто – он? Серёжа? Подстроил? Да он-то здесь при чем?



Сергей. Вот, смотри! Ты говорил, что они не поймут, что в письме.

Пьер. А с чего ты решил, что они его смогли прочитать?

Сергей (не отрываясь от бинокля). Да ты бы видел эти лица. Сейчас заплачут. Обе. Нет, Нинка заплачет. Ленка будет беситься. Точно тебе говорю!

Пьер. Ты уникальный человек. Оставляешь на улице двух пожилых женщин, и с таким интересом наблюдаешь, как они на это реагируют. И даже не объяснишь им причины?

Сергей (нервно). А она? Она объяснила мне причину, почему перестала со мной общаться? Я купил эту несчастную квартиру, устроил так, чтобы Нинка, со своей восторженностью, поверила в сказку о великолепном выигрыше. Даже прописал в условиях, что проживание возможно для двоих. Сам убеждал эту неверующую, что с документами всё чисто! И что? Прошло всего два года! Понимаешь? Два года, и общение длиною в жизнь вдруг полетело в тартарары!

Пьер. Может быть, Елена решила прекратить ваши отношения?

Сергей (чихает.  Видно,  что у него почти перестал дышать нос, но он распаляется всё больше). Она не имеет права ничего решать! Она моя женщина! Понимаешь? Моя! Живём мы с ней или нет, женат я или нет, но это – моя женщина!

Пьер. Серж, ты болен. Тебе срочно нужен врач.

Сергей. Да пошли вы все со своими советами!




Нина. Лена, что ты такое говоришь?

Елена (не обращает внимания на Нину). Точно… Это он… Это мог сделать только он!  И лотерею эту дурацкую подстроить, и офис снять на один день, и вызвать тебя за счёт фирмы… Кстати, ты документы сама делала для переезда?

Нина (оторопело). Да нет же, ты же знаешь. Эта фирма сказала, что все оформление  всех юридических формальностей – это бонус.

Елена. Всё правильно. Только такая дурочка как ты могла поверить, что всё случилось случайно и просто так.

Нина (медленно). То есть ты хочешь сказать, что я здесь живу  потому, что меня просто-напросто надули? Что никакая моя мечта на самом деле не сбывалась, а просто кто-то сначала пошутил, а теперь выбрасывает меня на улицу на старости лет из-за какой-то ерунды?

Елена. Да ты-то здесь вообще ни при чем.

Нина (в истерике). Лена! Что значит я ни при чем?! Я! Буду! Жить! На улице! Ты это понимаешь? У меня было всё – у меня был мир! А теперь у меня нет даже своего угла!

Елена (наконец, понимает, что подруга близка к инфаркту). Не будешь ты жить ни на какой улице. Мы вернёмся в Россию и будем жить у меня.

Нина (плачет, сквозь всхлипы прорываются обрывки слов). Господи, это неправда.. Так нельзя… Это неправильно…  Не честно, так не честно!

Елена обнимает подругу.



Пьер (за это время он тоже несколько раз посмотрел в бинокль на женщин и теперь внимательно разглядывает Сергея). Скажи, тебе и вправду доставляет удовольствие этот кошмар?

Сергей  (у него окончательно заложило нос, ему постоянно приходится пользоваться платком, и он основательно гундосит.  Видно, что он зол). Удовольствие? Мне? Ты издеваешься? Как ЭТО может доставить удовольствие? Нет, я просто жду, что сейчас она начнёт звонить. Нет! Она начнёт названивать мне каждые пять минут! Она забросает меня письмами! Она приедет, в конце концов. И она, наконец-то, поймёт, как я ей нужен!

Пьер (несколько с нажимом). Ты не перепутал реальную жизнь со своими сериалами? Ни Элен, ни Нина не знают ничего о твоей щедрости. Ты не думал, что у них может случиться нервный срыв или инсульт? Серж, очнись! Они давно уже не "девочки", как ты их постоянно называешь. Это две пожилые женщины. Им может сейчас понадобиться врач.

Сергей. Врач? Им? А ты знаешь, сколько я за это время перепил успокоительного и снотворного? Кто мне компенсирует эти потери? И вообще – нечего лезть не в своё дело!

Пьер (начинает злиться). Послушай, я даю тебе последний шанс остановить это сумасшествие. Я ещё могу понять, что ты зол на Элен. Но Нина? Почему ты не жалеешь её?




Елена (обнимает Нину). Ну, всё, хватит. Что ты там говорила про птичку, про крылья? Тебе что – впервые разочаровываться?

Нина ( плачет, уткнувшись в плечо Елены). Нет…у меня…иммунитет уже… на эти самые…разочарования, мать бы их дрыгом!

Елена. О! Да ты будешь жить, если начала ругаться!

Нина (поднимает лицо, ещё иногда всхлипывает). Конечно, буду… Не дождётесь, гады…

Елена. Ну, что – всё? Успокоилась немного? Пойдём собираться, что ли…




Сергей (зло ухмыляется). Ничего с Нинкой не случится. Она как неваляшка. Поревёт-поревёт, и снова на ветку чирикать полезет. Блаженная. Вон, смотри – уже встали. Идут нормально, своими ногами. Носилки не нужны.

Пьер (подходит к телефону, снимает трубку, набирает номер). Да, это я…  Да, сейчас… Не дайте им уйти… Нет, не говорите, кто послал. Спасибо.

Сергей. Ты куда звонил?

Пьер. Своему агенту. Он сейчас же отдаст женщинам письмо с извинениями за вчерашнее ошибочное послание.

Сергей. И что? Жить они будут в конверте от твоих великодушных извинений? Ты не понимаешь? Я продал эту квартиру!

Пьер. Да. Продал. Моему агенту.

Сергей. Ты врёшь! Квартира была оформлена на мою жену и сделка проводилась от её имени. Ты не мог с ней договориться.

Пьер. Почему же? Сначала я навёл справки и понял, что ты не являешься владельцем этого жилья. Мне стало интересно. Я заплатил человеку в России, который выяснил, что владелица – твоя жена. Мне стало ясно, что все разговоры о твоей щедрости – ложь. Ты никому ничего не собирался дарить. После нескольких твоих истерических звонков я подумал, что неплохо было бы подстраховать этих милых дам на  случай, когда ты перестанешь себя контролировать. Месяц назад мой агент выяснил, что квартира действительно выставлена на продажу.  Он позвонил   от своего имени  твоей жене, объяснил, что в этой квартире живёт  подруга его юности и оформил  сделку. Твоя супруга была, кстати, очень тронута этой историей.

Сергей. Тронута?! Ты врёшь! Она мне ничего не рассказывала!

Пьер. А ты давно разговаривал с ней хотя бы 15 минут подряд?

Сергей. Что?! Ты меня будешь учить, как мне вести себя с собственной женой?!




В это время на сцену выходит Агент.

Агент. Здравствуйте, дамы!

Елена . Здравствуйте! Супермаркет там (показывает рукой).

Агент. О, нет! Я не турист из России! Я официальный представитель господина Штольца, агента по недвижимости, который прислал меня к вам с извинениями.

Нина. С извинениями?

Агент. Вчера вам ошибочно было отослано письмо, извещающее о продаже вашей квартиры. Мы приносим свои глубочайшие извинения за беспокойство. Чтобы сгладить это досадное недоразумение, господин Штольц прислал вам два билета на спектакль русского театра в Париже… я забыл название… одну минуту…(открывает папку, достаёт билеты). Большой Драматический театр. Надеюсь, вы примете их в знак урегулирования случившегося казуса?

Елена. Казуса? Вы сказали казуса?! Вы вообще в своём уме с этим вашим Штольцем?! Да вы представляете, что произошло? Засуньте эти билеты в задницу ! Один – господину Штольцу, и один вам! Как раз поровну!

Нина начинает смеяться.

Елена. Что смешного, Нина? Что в этом смешного? У меня чуть не остановилось сердце! Ты рыдала как обманутый ребёнок! Что в этом смешного?!

Нина (смеётся). Спасибо, дорогой…эээ… как вас там? Ой, да не важно. Давайте сюда всё: извинения, билеты. Забирайте приветы своему  Штольцу и передайте ему, что мы будем рады видеть вас  у себя на ужин, или на обед, или на завтрак – не важно. Просто будем рады видеть.

Агент. Тут ещё… господин Штольц…просил передать…(протягивает компакт-диск).

Елена.  Неужели это  видео, где ваш шеф посыпает себе  голову пеплом и целует следы наших ног на песке?

Агент. Нет, господин Штольц весьма недурно играет на сопилке…

Елена. На чем?

Агент. На сопилке. Это такой музыкальный инструмент. Он знает, что в России очень любят  мелодию Мишеля Леграна из “Шербургских зонтиков”…

Елена. И он её просопел? Какая пошлость.

Нина (смеётся). Лена, ну как ты можешь? (берёт диск). Скажите, что мы обязательно это послушаем, что мы очень признательны господину Штольцу за чуткость и, конечно же, ни капельки не сердимся. До свидания, господин…эээ…да ладно, просто господин!

Агент уходит. Нина и Елена рассматривают бумаги.



Сергей. Что он им отдал?

Пьер. Письмо с извинениями, билеты в театр и ещё кое-что, что  тебя не касается.

Сергей (угрожающе надвигается на Пьера). Что меня не касается?

Пьер. Серж, если ты не придёшь в себя, мне придётся выставить тебя за дверь.

Сергей. Ты? Меня?

Пьер. Я даже пальцем к тебе не притронусь. Но  мои парни никогда не оставляют меня одного. И тогда  уж, прости, я не поручусь за целостность костных тканей твоего организма.

Сергей (нервно). Да… удивительно, как твоя фактура не сочетается с твоей натурой. Кто бы мог подумать, глядя на престарелого болвана в выцветшем шарфе, что это и есть владелец самого дорогого охранного агентства Франции…

Пьер (наливает себе вино). Зато ты, пока разыгрывал здесь Отелло и Яго в одном лице, был очень даже похож на сумасшедшего русского режиссёра. Теперь я понимаю, почему твои сериалы покупает даже Бразилия. 

Сергей (пьёт воду). Господи… ты прав… Но послушай! Ты не дал мне досмотреть такой спектакль!.. У меня до сих пор сердце бьётся в черепной  коробке. (Останавливается, к чему-то будто прислушивается)  Я даже возбудился!

Пьер. Поставь галочку в своём мужском календаре, возможно, это был последний твой счастливый день.

Сергей (начинает хохотать). Только ты можешь так шутить! Послушай, друг, а ведь ты меня сегодня, можно сказать, вынес на своих плечах из ада. Надеюсь, ты оформил дарственную на девчонок от моего имени?

Пьер. Не поверишь, от имени своего агента.

Сергей (продолжает смеяться). Спасибо, что не от моей жены.

Пьер (улыбается). Не хочешь мне вернуть деньги за подарок?

Сергей. Да хоть сейчас (достаёт чековую книжку). Сколько ты там отвалил за эту трущобу? Ладно, не напрягайся (выписывает чек). Этого хватит?

Пьер (улыбается). Это  даже покроет расходы на сбор информации и командировки моих людей в Россию.  Теперь я понимаю, зачем ты выучил несколько иностранных языков.

Сергей. Чтобы самому изучать все свои контракты! Иначе ваши добропорядочные европейцы и латиноамериканцы так и норовят обворовать русский талант. И послушай, я жутко-жутко-жутко голоден!

Мужчины смеясь, уходят со сцены. Звучит, исполняемая на сопилке, мелодия  Мишеля Леграна  из кф-ма “Шербургские зонтики”