Чужой голос. Пьеса для школьного театра

Александр Мишутин
 

                Александр Мишутин







                Чужой голос
    (одноактная пьеса по мотивам рассказа В. Давыдова «Голоса»)








                г. Челябинск
                2001 год
1
                Действующие лица:

Воробьёнок Чик
Комарёнок Зик
Мышонок Пик
Щенок Вяу
Котёнок Мяу
Медвежонок Ряу
Мама Пика
 Папа Пика
Мама Вяу
Папа Вяу
Мама Ряу
Папа Ряу
Мама Мяу
Ежонок
Волчонок




2
                (Звучит музыка. Появляются Ежонок и Волчонок.
                Появляются, таясь, не видя друг друга.
                Сталкиваются, пугаются: Ежонок фыркает,
                подпрыгивает; Волчонок отпрыгивает и
                принимает боевую стойку. Музыка микшируется)
Волчонок: Что ты фыркаешь, как…как не знаю кто?
Ежонок: А как надо фыркать, чтобы ты знал кто?
Волчонок: Не знаю. Но ты меня напугал.
Ежонок: Ты меня тоже.
Волчонок: Но я не фыркал!
Ежонок: Потому, что не умеешь. Потому, что ты другой.
Волчонок: Это верно: у каждого свой голос.
Ежонок: И это – хорошо.
Волчонок: Опять ты прав. Вон, воробьёнок Чик поменял свой голос. И что из этого вышло?
Ежонок: Ничего хорошего.
                (Оба смотрят в зал. «Видят» зрителей и оба
                приходят к одной мысли)
Волчонок: А давай…
Ежонок: Давай!
Волчонок (залу): Давай мы им расскажем…
Ежонок:…и расскажем и покажем…
Волчонок: …историю о чужом голосе и своей шкуре;
Ежонок: Картины выдуманные и с натуры.
Волчонок: Жил-был воробьёнок.
Ежонок: А у него были друзья: комарёнок и мышонок.
                (Волчонок и Ежонок уходят. Звучит фонограмма
                деревенского двора: куры кудахчут, гогочут гуси,
                крякают утки. Появляется воробьёнок Чик. Он
                грустен. Увидел щенка Вяу и прячется. Щенок
                Вяу проносится с лаем по сцене за кулисы. И там
                сразу слышен «птичий переполох». Вяу
                проносится за другие кулисы и оттуда
                раздаётся душераздирающий кошачий голос
                и вылетает всклоченная мама котёнка Мяу. Она
                выкрикивает: «Хулиган!» и убегает от
                преследователя. Выбегает щенок  Вяу, победно
                тявкает и убегает за кошкой. Воробьёнок Чик
                выходит из укрытия, грустно смотрит в зал).
Чик: Так жить нельзя. Хорошо быть собакой: все тебя боятся, считаются с тобой. Что же делать? (Ходит, размышляет). «Чик-чирик» – вот это да… «Чик-чирик» - моя беда…
3
Придумал!  Если голос поменять – можно жить и не страдать!
                (Чик убегает. Звучит музыка. Появляются
                мышонок Пик и Комарёнок Зик. Они играют
                носятся друг за другом. Появляется воробьёнок
                Чик. Пик и Зик его не видят)
Чик (грозно): Чик-чирик! (Пик и Зик замирают). Что, напугались? Это я, воробьёнок Чик!
Мышонок Пик: Это – я, ма – аленький мышонок.
Воробьёнок Чик: Вам нравятся ваши голоса?
Комарёнок Зик: З-з – звенит нормально.
Мышонок Пик: Пи-и- ищит нормально. Другого у меня нет.
Воробьёнок Чик: Нету сейчас. А может появиться.
Мышонок Пик: Это как же?
Воробьёнок Чик: Ну, вот Мне, например, мой голос надоел. Ну, что это: «чик-чирик», да «чик-чирик». Не хочу чирикать. Хочу лаять!
Комарёнок Зик: Интересно. А ну-ка полай!
Воробьёнок Чик: Я не умею лаять. Ноя договорился со щенком обменяться голосами.
Комарёнок Зик: И он согласился?!
Воробьёнок Чик: Да!
Комарёнок Зик: Чирикать будет щенок?!
Воробьёнок Чик: Ну да. Хочу и вас обрадовать.
Мышонок Пик: Радуй.
Комарёнок Зик: Чирикай.
Воробьёнок Чик (Зику): Ты поменяешься голосом с медвежонком. (Пику) А ты – с котёнком. (Друзья молчат). Я уже договорился. Они согласились. 
Пик, Зик: А ты нас спросил?   
Воробьёнок Чик: Извините, я хотел как лучше. (Пику) У тебя будет голос кошки. (Зику) А ты будешь реветь как самолёт, а не пищать, как комар.
Комарёнок Зик: Это интересно.
Мышонок Пик: А я боюсь. Я всегда боюсь.
Воробьёнок Чик: А теперь тебя будут бояться! 
Мышонок Пик: Я не хотел бы пугать… 
Комарёнок Зик: Соглашайся! 
Воробьёнок Чик: Ну, как? Согласны? 
Зик, Пик: Да!
                (Ждут медвежонка, щенка и котёнка. Волнуются)
Мышонок Пик: Я боюсь котёнка. 
Комарёнок Зик (дрожит): Ая не боюсь медвежонка: я ему на нос сяду.   
Воробьёнок Чик: И я совсем не боюсь.
                ( Комарёнок Зик дрожит и «звенит»  )
Мышонок Пик: Ты что дрожишь? Даже звенишь.
Комарёнок Зик: Это я от холода.
4       
                (Мышонок Пик сам начинает дрожать и «пищать»)
Воробьёнок Чик: Ты что пищишь?
Мышонок Пик: Это я от волнения.
Воробьёнок Чик: А я не боюсь. (Ходит, храбрится). Раз, два, три – щенок, замри! Ра, два, три – щенок, замри! (Прислушивается) Раз, два, три, четыре, пять! Комар вышел погулять! Вдруг!
Зик, Пик: Ах! (Прячутся)
                Воробьёнок Чик, испугавшись их возгласа, падает
                на землю. Прислушивается.)
Воробьёнок Чик (Зику и Пику): Вы что?!
Комарёнок Зик: А ты что?
Воробьёнок Чик: Что?
Комарёнок Зик: Ты про себя считай.
Воробьёнок Чик(поднимается): Я могу только вслух.
Комарёнок Зик: Да не вслух и не про себя, а…про себя, про воробья. А то ты про меня считаешь. А мне…я звеню…
Воробьёнок Чик: Это я от радости.
Мышонок Пик: Чую запах кошки! Идут!
                (Прячутся. Появляются медвежонок, щенок и котёнок)
Котёнок Мяу: Я котёнок по имени Мяу.
Щенок Вяу: Я щенок по имени Вяу.
Медвежонок Ряу: Я медвежонок по имени Ряу.
Котёнок Мяу: Чую, пахнет мышами.
Мышонок Пик: Ой!
Медвежонок Ряу: А я слышу звон, но не знаю, где он.
Щенок Вяу: А я чую, что мы здесь не одни.
                (Пик и Зик выталкивают воробьёнка Чика)
Пик, Зик: Иди!
Чик (появляется): Чик-чирик, друзья!
Мяу, Вяу, Ряу (одновременно): Мяу! Вяу! Ряу!
Медвежонок Ряу: Ты один?
Котёнок Мяу: А где твои…твои…мяушата.
Воробьёнок Чик: Пик, выходи! Зик, вылетай!
                (Робко появляются мышонок Пик и комарёнок Зик)
 Смелее, смелее! Пик, Мяу тебя не съест. Зик, Ряу тебя не прихлопнет.
                (Комарёнок Зик и мышонок Пик «звенят» и «пищат»)
Зик: Комарёнок Зз-зик…
Пик: Ми-ми-мишонок Пии-ик…
Чик: Воробьёнок Чик Чирикович, или попросту Чик! Начинаем обмен голосов. (обращается к медвежонку, щенку и котёнку) Вы не раздумали?
Мяу, Вяу, Ряу: Нет!
5
Воробьёнок Чик: Первыми меняются комарёнок Зик и Медвежонок Ряу. (произносит заклинание) Ты – бурда, а ты – дурда; ты – туда, а ты – сюда! Дзынь! (Ряу начинает «звенеть», а Зик начинает «реветь»). Мышонок Пик! Котёнок Мяу! Прошу, друзья! Ну, смелее, Пик! (произносит заклинание) Ты – бурда, а ты – дурда; ты – туда, а ты – сюда! Дзынь! Следующие!
Щенок Вяу: Это ты – «следующие».
Воробьёнок Чик: Ах, да! Увлёкся, извините. (Произносит заклинание) Чик-чирик – одна бурда, гав-гав-гав – одна дурда! Ты – туда, а я – сюда! Дзынь! (Чик подпрыгивает и «лает» как воробей) Чав! Чав-чавчав!
Щенок Вяу (пробует «чирикать» лаем): Гак! Гик! Гик чирик!
Все вместе: Ура!
                (Танцуют «танец радости». Это – достаточно условная
                хореография и зависит от возможностей
                постановщиков. А друзья ещё и поют «новыми»
                голосами, что даёт возможность пофантазировать.
                А подпевают «обменщики» под мелодию
                «А девочка, Надя, чего тебе надо?»)
Щенок Вяу: Чик-чирик, чирик, чик!   
Воробьёнок Чик: Гав-гав-гав, гав, гав, гав! 
Медвежонок Ряу: Зики, зики, зик, зик!   
Комарёнок Зик: Ряу, ряу, ряу! 
Мышонок Пик: Мяу, мяу, мяу!
Котёнок Мяу: Пипипи, пипик, пик!
Все: Зиу, мяу, гав-гав!
         Пик, чирик, чирик-зик!
Комарёнок Зик: Зик-зик ряу! Без еды умирау!   
                («Обменщики» убегают, появляются Ежонок и Волчёнок)
Ежонок: И разлетелись, разбежались друзья в разные стороны. 
Волчёнок: Радоваться и шалить. А вот что из этого получилось.
Ежонок: Комарёнок Зик, летая по лесу, ревел медведем. Все птицы и звери шарахались от него. Зик поначалу радовался, а потом приуныл: он не мог бесшумно подлететь и сесть на кого-то. А потому остался голодным.
Комарёнок Зик («пролетает»): Зик-зик ряу! Без еды умирау!      
Волчёнок: Воробьёнок Чик устроил переполох среди воробьёв: летающая собака распугала мирные воробьиные семьи. Когда воробьи поняли, кто это лает – ох, досталось же воробьёнку Чику: его так поклевали и потрепали, что он остался чуть жив.
Воробьёнок Чик («пролетает»): Чуть жив! Чуть жив! Гав! Ой!
Ежонок: А медвежонок Ряу нагулялся и пришёл домой, когда родители уже спали. Он подкатился под бок папе и уснул. А во сне стал распевать песни голосом комара.
Папа медведь: (Просыпается и бьёт лапой медвежонка Ряу).
Медвежонок Ряу (просыпается): Зз за что?! 
6
Папа медведь: А, это ты? А я думал – комар. (Засыпает)
Медвежонок Ряу: (Тоже засыпает, прислонившись к маме. Во сне опять запел голосом комара)
Мама медведь: (Во сне бьёт лапой медвежонка)
Медвежонок Ряу: З-з-за что?
Мама медведь: А, это ты? А я думала – комар.
Медвежонок Ряу: Я поменялся голосом с комарёнком. Слышишь: з-з-зяу!
Мама медведь: Ты что: заболел? Поешь малинки или мёду. Спи. (Засыпают)
                (Дом родителей щенка Вяу. Папа смотрит
                телевизор, мама вяжет. Подкрадывается Вяу
                Он весел, скребётся в дверь).
Мама Вяу: (папе): Там кто-то скребётся. (Папа не реагирует)
Щенок Вяу: (скребётся): Чик! Чик-чирик! Это – я, Вяу!
Мама Вяу: (папе): Там скребётся воробей.
Папа Вяу: Почему ты так думаешь?
Мама Вяу: Он чирикает.
Щенок Вяу: Чик-чирик! Это я, Вяу! Откройте!
Мама Вяу: Слышишь?
Папа Вяу: Конечно, слышу. Есть только один Вяу – наш сын. Но он не чирикает, а лает.
Мама Вяу: А этот - чирикает.
Папа Вяу: Значит,это не наш сын .   
Щенок Вяу: Мама! Папа! Это я - ваш сын. Чик-чирик!
Мама Вяу: Но он называет себя нашим сыном.
Папа Вяу: Значит, он – ненормальный.
Мама Вяу: Кто?
Папа Вяу: Воробей.
Мама Вяу: Но ведь он…
Папа Вяу: Отстань! Дай посмотреть передачу!
Мама Вяу: Но если это Вяу…
Щенок Вяу: Это - я! Чик-чирик!
Папа Вяу: (Рычит, злится, гоняется за мамой).
                (Дом родителей мышонка Пика. Мама и папа
                Пика грызут сухарики ).
Папа Пика: Хорошо!
Мама Пика: Вкусно!   
                (Стук в дверь. Мыши замирают).
Мама Пика: Кто там?
Мышонок Пик (веселится): Мяу! Мяу! Это – я, почтальон Печкин! Принёс вам посылку от кошки. Мяу! Мяу!
                ( Мама Пика выронила сухарь, заметалась. Папа
                Пика замер, у него шок, столбняк).
7
Мама Пика: Ну, что ты стоишь столбом?! Надо что-то делать. Где у нас верёвка? (Ищет)
Мышонок Пик: Шок – это по-нашему! Мяу-мяу! Это я, ваш сын Пик. Принёс вам привет от котёнка.
Мама Пика: Хулиганьё! Обнаглели эти коты совсем! (Находит верёвку. Обращается к отцу Пика). Ну, что ты стоишь? Ты же мужик! Иди коту морду набей! Или хотя бы верёвку привяжи: с балкона спустимся!
                (Папа пика начинает действовать быстро.  Даже
                очень быстро, а потому – бестолково. Он
                обматывает верёвкой маму Пика)
Что ты делаешь? Зачем меня связываешь? (Папа пика начинает связывать себя) Совсем обалдел! На балкон! Быстро!
                (Убегают. А Пик катается по полу от радости.
                потом прислушивается. В квартире тихо. Плачет)
Мышонок Пик: Это я… Ваш сын Пик…
                (Дом родителей котёнка Мяу. У родителей гости.
                Дым коромыслом: веселятся, танцуют)
Мама Мяу (перекрикивает музыку): А не хочет ли кто из гостей сметанки?!
Гости: Спасибо! Сыты!
Мама Мяу: А может, валерьяночки?!
Гости: Валерьяночка – это хорошо! А я бы – цыплёночком похрустел! А я бы сейчас мышонка за милую душу съела!
                (К дверям подходит котёнок Мяу. Прислушивается.
                Затем звонит. Веселье останавливается).
Мама Мяу: Кто там? Это ты, Мяу?
Котёнок Мяу: Пи-пи-пи! Это – я, мама!
Мама Мяу (гостям): А вот и мышонок. Лёгок на помине! Гости, приготовились! Я – открываю. Приз – в студию!
                (Открывает дверь. Гости набрасываются на
                Котёнка. Куча мала. Треплют и котёнка и друг
                друга. И вскоре останавливаются).
Это ты?! Что за шутки?
Котёнок Мяу (плачет): Я…пи… Я пи-пи-пи…
Мама Мяу: Если «пипипи», то иди на горшок!
 Котёнок Мяу: Я – не пи… Я с мышонком голосом поменялся…
Мама Мяу: Фу! Позор какой! Перед гостями стыдно! Уходи! И без своего голоса домой не возвращайся! (Выгоняет котёнка).
                (Появляются Ежонок и Волчёнок)
Ежонок: Вот как грустно всё приключилось.
Волчонок: Хотели как лучше, а получилось…
                (На сцене, пятясь, появляется Воробьёнок Чик.
                На него наступают «обменщики». Воробьёнок
8
                «рычит», «отгавкивается». Его окружают.
                Деваться Чику некуда: надо отвечать).
Воробьёнок Чик: Гав! Гав-гав! А кто виноват?! Вы сами пожелали обменяться голосами! Что? Не так? Ага, Молчите! Мне тоже досталось. Становитесь, обменщики. Парами. Все сразу! (Произносит заклинание). Ты – дурда, и я – дурда! Мне – сюда, тебе – туда! А теперь – все вместе!
Все: Голос мой хороший, голос мой пригожий! Дзинь!
                (Звучит музыка. Друзья танцуют танец «радости»)
Ежонок: Вот и закончилась грустная и весёлая история о наших голосах.
Волчонок: И стало ясно: нужно иметь свой голос, чтобы тебя понимали.
Ежонок: Будь ты комарёнок или мышонок,
Волчонок: …медвежонок или волчонок –
Ежонок: свой голос…
Волчонок: …никому не отдавай!

                Конец