Рабочая программа по религиоведению 36ч. дляВУЗов

Майоров Дмитрий Николаевич
  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Институт гуманитарных наук
Кафедра религиоведения



УТВЕРЖДАЮ
                Председатель СПС
                _______   /______________/
«____»  ___________200_ г.






РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА


дисциплина                Религиоведение
специальность                УПР
курс                1 / 1
семестр                1 / 1
лекции                18 / 6               
семинары                18 / 6
самостоятельная работа      43
экзамен                1 / 1









Тюмень 2008

Рабочая программа составлена на основании примерной программы дисцип-лины «религиоведение»

При разработке программы в основу положен Государственный образова-тельный стандарт по специальности 030602 Связи с общественностью.



Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры религиоведения

Протокол № _____    «_____» __________ 200__ г.

Заведующий кафедрой    ________________ Г.П. Худякова

















Рабочую программу разработал:

Старший преподаватель
кафедры религиоведения
             Майоров Д.Н.                Э.Р. Сайдимова, к.ф.н., доцент               
                E-mail: religion@tgngu.tyumen.ru
               
               
_________________________
(подпись)




 
1. Цели и задачи дисциплины.

1.1. Цели дисциплины.

Дисциплина «религиоведение» относится к циклу общих профессио-нальных дисциплин и имеет своей целью ознакомление студентов с обще-теоретическими представлениями о религии и конкретными религиями мира, формирование у студентов разносторонних гуманитарных знаний, которые смогут им помочь активно и плодотворно участвовать в разных сферах об-щественной жизни (учебный компонент).
Курс состоит из двух частей. Первая – теория религии – предназначена для ознакомления студентов с основными подходами к изучению религии, а также для определения понятия «религия» в системе культуры. Во второй части рассматриваются основные религии мира.
Особое внимание в рамках данного курса уделяется православию как культурообразующей религии России, кроме того, подробно рассмотрены ислам и традиционные религии КМНС, распространенные в Западно-Сибирском регионе (формирование криологической (региональной) ком-петентности).

1.2. Задачи дисциплины.

Изучение основ религиозной этики, на примере этики православия, со-поставление православной этики, этики других религий и этики современно-го секулярного мира. Воспитание у студентов навыков нравственного подхо-да к решению задач, касающихся сферы межконфессиональных отношений (воспитательный компонент).
Формирование навыков компьютерной и информационно-библиотечной компетентности: Формирование навыков использования биб-лиотечных ресурсов, умения пользоваться электронными каталогами, пред-ставления о библиотеке, ее справочном аппарате, об основах библиографии, знания методики поиска информации, навыка самостоятельной работы с библиографическими источниками по конкретной тематике, умения исполь-зовать знания библиографии в учебной и научной работе, умения использо-вать справочно-информационный фонд библиотеки, справочно-поисковый аппарат библиотеки, умения определять нужные библиографические издания и пользоваться ими, владения приемами организации и ведения личных биб-лиографических карточек. Особенностью курса является формирование на-выка работы с текстами Священного Писания и другой вероучительной ли-тературы (Библия, Коран, Тора и др.) (информационно-библиотечный компонент).

1.3. Результаты обучения.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: основные положения теории религии, основы вероучения наи-более распространенных религий мира, их историю и современное положе-ние.
Уметь: использовать полученные знания по религиоведению в практи-ческой, профессиональной деятельности при решении национальных и кон-фессиональных вопросов.
          
2. Место данной дисциплины в учебном процессе
Для изучения данной дисциплины необходимо усвоение следующих дисциплин: философия, отечественная история.
Знания, умения и навыки, полученные при изучении данного курса, мо-гут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: философия, социология, история, этика, психология, культурология, связи с общественностью.



 
3. Содержание дисциплины

3.1. Содержание лекционных занятий
               

недели Наименование тем и их содержание Кол-во
часов Методы преподава-ния
1-3 Тема 1. Общие представления о религии.
Понятие «религия». Понятие Бога. Понятие религиозного опыта. Сущность и функции религии. Происхождение рели-гии. Классификация религий, религии национальные и ми-ровые. Слагаемые и компоненты религии как предмета по-знания. Существующие определения, понятия религии. Ре-лигия и ее роль в обществе, социологический аспект рели-гии. Религия в системе культуры, религия и богословие, ре-лигия и культ, религия и ритуал, религия и мифология, ре-лигия и магия, религия и мистика, религия и эзотерика. Ос-новная проблематика религиозного познания (проблема смысла жизни, связи с Богом, преодоления смерти). Ценно-стный аспект религии. Религия и вера, религия и мораль. Религия как культурообразующий феномен. Понятие Исти-ны. Религиозный опыт. Религия и идеология, религия и по-литика. Религиозный фактор в системе международных от-ношений. Религия и философия. Религиозная философия и богословие. Религия и наука. Многообразие религий, судь-бы религиозного сознания в современном мире. Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
16/4
8/2
Лекция, мультиме-дийная лекция, дискуссия, работа с печатными источни-ками, на-глядные методы.
4-5 Тема 2. Индуизм и буддизм.
Возникновение буддизма и индуизма. Жизнь и учение Буд-ды. Четыре благородные истины и восьмеричный благород-ный путь. Карма - закон всеобщего детерминизма. Колесо Сансары. Нирвана. Йога. Основные положения буддийской и индуистской философии. Индуизм и буддизм сегодня. Псевдоиндуистские секты. Общество сознания Кришны.
8/2
4/1
лекция, дискуссия, работа с печатными источни-ками, на-глядные методы.
6 Тема 3. Конфуцианство и даосизм.
Даосизм. Жизнь и учение Лао-Цзы. "Дао Дэ Цзин". Принцип недеяния, "естественности", слово и молчание. Философ-ский и религиозный даосизм. Даосизм сегодня. Конфуциан-ство. Личность Конфуция. Конфуций как педагог. Является ли конфуцианство религией. Основные понятия конфуциан-ской этики. Конфуцианство в современном мире.
4/2
2/1
лекция, дискуссия, работа с печатными источни-ками, на-глядные методы.
7-8 Тема 4. Политеистические религии.
Язычество древних славян. Современное неоязычество и национализм. Языческие верования коренных малочислен-ных народов севера. Племенные религии народов Азии, Америки, Африки и Европы. Античное язычество и религии древнего средиземноморья.
8/4
4/2
лекция, дискуссия, работа с печатными источни-ками, на-глядные методы.
9 Тема 5. Иудаизм.
Иудаизм как первая авраамическая религия. Иудейский мо-нотеизм. Идея избранничества. Священная история еврей-ского народа. Иерусалимский храм. Фарисеи, ессеи, саду-кеи. Синедрион. Тора и Талмуд. Десять заповедей. Иудей-ские пророки. Иудаизм до Христа и после Христа. Движе-ние хасидов. Ортодоксы, реформисты и консерваторы в со-временном иудаизме. Каббала - иудейская мистика. Иудей-ские праздники.
4/2
2/1
лекция, дискуссия, работа с печатными источни-ками, на-глядные методы.
10-12 Тема 6. Христианство.
Ветхозаветные пророчества о Мессии. Земная жизнь Иисуса Христа. Возникновение и первые века христианской Церкви Вселенские соборы. Арианская ересь. Монофизитские спо-ры. Символ веры. Несторианство. Иконоборчество. Возник-новение монашества. Библейский канон и апокрифы. Исто-рия библейского текста. Гностицизм и гностические апок-рифы. Понятие Церковного Предания. Византия и Западная Европа. Православие и Католичество. Великая Схизма 1054 года. Filioque. Крестовые походы. Новое время. Реформа-ция. Лютер, Кальвин и Цвингли. 95 тезисов М.Лютера. Ос-новные положения протестантизма.
8/4
4/2
лекция, дискуссия, работа с печатными источни-ками, на-глядные методы.
13-15 Тема 7. Православие в России.
Крещение Руси. Князь Владимир и княгиня Ольга. Периоди-зация российской церковной истории. Раскол. Старообряд-чество. Роль русских монастырей в созидании русской на-ции. Феномены святости и старчества. Церковь в советское время. Восстановление Патриаршества. Церковное бого-служение. Литургия. Годовой праздничный цикл. Посты. Пасха. Двунадесятые праздники. Православный храм и его символика. Богословие, иконы. Православие как культуро-образующая религия России.
12/4
6/2
лекция, дискуссия, работа с печатными источни-ками, на-глядные методы.
16-17 Тема 8. Ислам.
Возникновение мусульманства. Жизнь Мухаммеда. Начало мусульманской эры. Священная история мусульман. Кора-ническая антропология и сотериология. Отношение к Хри-сту в мусульманском мире. Коран - Священная Книга му-сульман (структура и содержание). Сунна. Шииты и Сунни-ты. Шариат. Фундаментализм, традиционализм и модернизм в исламе. Ислам в России.
8/2
4/1
лекция, дискуссия, работа с печатными источни-ками, на-глядные методы.

Всего часов 68/24
34/12






3.2. Содержание практических  (семинарских) занятий

Тематика практических занятий разработана в соответствии с лекцион-ным курсом и требованиями государственного образовательного стандарта. Подготовка к практическим занятиям включает проработку лекционного ма-териала, а также самостоятельное изучение отдельных вопросов по заданным темам.

недели Наименование тем и их содержание Кол-во
часов Методы преподава-ния
1-3 Тема 1. Общие представления о религии.
Понятие «религия». Понятие Бога. Понятие религиозного опыта. Сущность и функции религии. Происхождение рели-гии. Классификация религий, религии национальные и ми-ровые. Слагаемые и компоненты религии как предмета по-знания. Существующие определения, понятия религии. Ре-лигия и ее роль в обществе, социологический аспект рели-гии. Религия в системе культуры, религия и богословие, ре-лигия и культ, религия и ритуал, религия и мифология, ре-лигия и магия, религия и мистика, религия и эзотерика. Ос-новная проблематика религиозного познания (проблема смысла жизни, связи с Богом, преодоления смерти). Ценно-стный аспект религии. Религия и вера, религия и мораль. Религия как культурообразующий феномен. Понятие Исти-ны. Религиозный опыт. Религия и идеология, религия и по-литика. Религиозный фактор в системе международных от-ношений. Религия и философия. Религиозная философия и богословие. Религия и наука. Многообразие религий, судь-бы религиозного сознания в современном мире. Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
16/4
8/2
Лекция, мультиме-дийная лекция, дискуссия, работа с печатными источни-ками, на-глядные методы.
4-5 Тема 2. Индуизм и буддизм.
Возникновение буддизма и индуизма. Жизнь и учение Буд-ды. Четыре благородные истины и восьмеричный благород-ный путь. Карма - закон всеобщего детерминизма. Колесо Сансары. Нирвана. Йога. Основные положения буддийской и индуистской философии. Индуизм и буддизм сегодня. Псевдоиндуистские секты. Общество сознания Кришны.
8/2
4/1
лекция, дискуссия, работа с печатными источни-ками, на-глядные методы.
6 Тема 3. Конфуцианство и даосизм.
Даосизм. Жизнь и учение Лао-Цзы. "Дао Дэ Цзин". Принцип недеяния, "естественности", слово и молчание. Философ-ский и религиозный даосизм. Даосизм сегодня. Конфуциан-ство. Личность Конфуция. Конфуций как педагог. Является ли конфуцианство религией. Основные понятия конфуциан-ской этики. Конфуцианство в современном мире.
4/2
2/1
лекция, дискуссия, работа с печатными источни-ками, на-глядные методы.
7-8 Тема 4. Политеистические религии.
Язычество древних славян. Современное неоязычество и национализм. Языческие верования коренных малочислен-ных народов севера. Племенные религии народов Азии, Америки, Африки и Европы. Античное язычество и религии древнего средиземноморья.
8/4
4/2
лекция, дискуссия, работа с печатными источни-ками, на-глядные методы.
9 Тема 5. Иудаизм.
Иудаизм как первая авраамическая религия. Иудейский мо-нотеизм. Идея избранничества. Священная история еврей-ского народа. Иерусалимский храм. Фарисеи, ессеи, саду-кеи. Синедрион. Тора и Талмуд. Десять заповедей. Иудей-ские пророки. Иудаизм до Христа и после Христа. Движе-ние хасидов. Ортодоксы, реформисты и консерваторы в со-временном иудаизме. Каббала - иудейская мистика. Иудей-ские праздники.
4/2
2/1
лекция, дискуссия, работа с печатными источни-ками, на-глядные методы.
10-12 Тема 6. Христианство.
Ветхозаветные пророчества о Мессии. Земная жизнь Иисуса Христа. Возникновение и первые века христианской Церкви Вселенские соборы. Арианская ересь. Монофизитские спо-ры. Символ веры. Несторианство. Иконоборчество. Возник-новение монашества. Библейский канон и апокрифы. Исто-рия библейского текста. Гностицизм и гностические апок-рифы. Понятие Церковного Предания. Византия и Западная Европа. Православие и Католичество. Великая Схизма 1054 года. Filioque. Крестовые походы. Новое время. Реформа-ция. Лютер, Кальвин и Цвингли. 95 тезисов М.Лютера. Ос-новные положения протестантизма.
8/4
4/2
лекция, дискуссия, работа с печатными источни-ками, на-глядные методы.
13-15 Тема 7. Православие в России.
Крещение Руси. Князь Владимир и княгиня Ольга. Периоди-зация российской церковной истории. Раскол. Старообряд-чество. Роль русских монастырей в созидании русской на-ции. Феномены святости и старчества. Церковь в советское время. Восстановление Патриаршества. Церковное бого-служение. Литургия. Годовой праздничный цикл. Посты. Пасха. Двунадесятые праздники. Православный храм и его символика. Богословие, иконы. Православие как культуро-образующая религия России.
12/4
6/2
лекция, дискуссия, работа с печатными источни-ками, на-глядные методы.
16-17 Тема 8. Ислам.
Возникновение мусульманства. Жизнь Мухаммеда. Начало мусульманской эры. Священная история мусульман. Кора-ническая антропология и сотериология. Отношение к Хри-сту в мусульманском мире. Коран - Священная Книга му-сульман (структура и содержание). Сунна. Шииты и Сунни-ты. Шариат. Фундаментализм, традиционализм и модернизм в исламе. Ислам в России.
8/2
4/1
лекция, дискуссия, работа с печатными источни-ками, на-глядные методы.

Всего часов 68/24
34/12

 
3.4.  Перечень тем контрольных работ (для заочной формы обучения)

1. Религиоведение как научная дисциплина, предмет, методы исследова-ния.
2. Основные функции, структура религии.
3. Ранние формы религии.
4. Основные исторические типы религии.
5. Конфуцианство
6. Даосизм
7. Синтоизм
8. Иудаизм
9. Православие
10. Католицизм
11. Протестантизм
12. Православие в России: история и современное состояние.
13. Православие как культурообразующая религия России.
14. Ислам
15. Буддизм
16. Индуизм
17. Религиозная система северных народов Тюменской области (Манси, Ненцы, Ханты).

3.5. Темы  докладов (рефератов)

1. Религия Древнего Египта
2. Античное язычество
3. Зороастризм
4. Конфуцианство
5. Даосизм
6. Синтоизм
7. Бахаизм
8. Сикхизм
9. Джайнизм
10. Тенгрианство
11. Языческие религии народов Африки и Австралии
12. Языческие религии индейцев Северной и Южной Америки
13. Основные виды религиозных сект
14. Атеистическая картина мира.
15. Пантеистическая картина мира.
16. Деистическая картина мира.


3.7. Задания к  контрольным  мероприятиям

контрольная работа №1.

Контрольная работа по темам 1 и 2:
Понятие «религия». Понятие Бога. Понятие религиозного опыта. Сущность и функции религии. Происхождение религии. Классификация религий, религии национальные и мировые. Ценностный аспект религии. Религия и вера, рели-гия и мораль. Религия как культурообразующий феномен. Религия и идеоло-гия, религия и политика. Религиозный фактор в системе международных от-ношений. Религия и философия. Религиозная философия и богословие. Рели-гия и наука. Многообразие религий, судьбы религиозного сознания в совре-менном мире. Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Возникновение буддизма и индуизма. Основные положения буддийской и индуистской философии. Индуизм и буддизм сегодня. Псевдоиндуистские секты. Общество сознания Кришны.

контрольная работа №2.

Контрольная работа по темам 3,4 и 5:
Даосизм. Конфуцианство. Основные понятия конфуцианской этики. Языче-ство древних славян. Современное неоязычество и национализм. Языческие верования коренных малочисленных народов севера. Племенные религии на-родов Азии, Америки, Африки и Европы. Античное язычество и религии древнего средиземноморья. Священная история еврейского народа. Иеруса-лимский храм. Десять заповедей. Иудейские пророки. Иудаизм до Христа и после Христа.

итоговая контрольная работа №3.

Контрольная работа по темам 6,7 и 8:
Земная жизнь Иисуса Христа. Возникновение и первые века христианской Символ веры. Православие и Католичество. Реформация. Крещение Руси. Периодизация российской церковной истории. Раскол. Феномены святости и старчества. Церковь в советское время. Церковное богослужение. Литургия. Годовой праздничный цикл. Посты. Православие как культурообразующая религия России. Возникновение мусульманства. Жизнь Мухаммеда. Священ-ная история мусульман. Ислам в России.
Итоговая контрольная работа также включает отдельные задания из предыдущих контрольных работ.


3.8. Рейтинговая оценка знаний студентов

Рейтинговая система оценки
по курсу религиоведение для студентов 1/1 курса
специальности УПР на 1/1 семестр.

Таблица 1
Максимальное количество баллов за каждую текущую аттестацию

1 аттестация 2 аттестация 3 аттестация Итого
20 20 60 100



Таблица 2

№ Виды контрольных мероприятий Баллы №
недели
1 Подготовка информационного сообщения по теме семинарского занятия 5 1-6
2 Правильный развернутый ответ на семинарском занятии 5 1-6
3 Текущая контрольная работа 10 6
ИТОГО 20 6
4 Подготовка информационного сообщения по теме семинарского занятия 5 7-12
5 Правильный развернутый ответ на семинарском занятии 5 7-12
6 Текущая контрольная работа 10 12
ИТОГО 20 12
7 Подготовка информационного сообщения по теме семинарского занятия 5 13-17
8 Правильный развернутый ответ на семинарском занятии 5 13-17
9 Итоговая контрольная работа 50 17
ИТОГО 60 17
ВСЕГО 100 17

      
4. Содержание самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов организуется в соответствии с По-ложением о СРС.
- Самостоятельная работа студента с преподавателем включает в себя индивидуальные консультации студентов в течение семестра.
- Самостоятельная работа с группой включает проведение текущих консультаций перед семестровым контролем, зачетами или экзаменами.
- Самостоятельная работа студента без преподавателя включает в себя подготовку к различным видам контрольных испытаний, подготовку и напи-сание самостоятельных видов работ.

4.1. Календарный график самостоятельной работы студентов
по дисциплине
Неделя Виды самостоятельной работы
Количество часов Самостоятельная ра-бота Виды контроля Литература
(номер из списка)
без преподавате-ля с преподавателем с группой
1 2 3 4 5 6 7 8
1-5 Общие представления о религии: религия и идеология, религия и по-литика. Религиозный фактор в сис-теме международных отношений. Религия и философия. Религиозная философия и богословие. Религия и наука. 36 устный (опрос, доклад, сообще-ние), письменный (тест, опорный конспект, реферат, эссе).
1- с.14-75
6-7 Индуизм и буддизм: индуизм и буддизм сегодня, псевдоиндуистские секты. 18 6 6 6 устный (опрос, доклад, сообще-ние), письменный (тест, опорный конспект, реферат, эссе).
1- с.85-93, 148-170
8 – 9 Конфуцианство и даосизм: Лич-ность Конфуция. Конфуций как пе-дагог. Конфуцианство в современ-ном мире. 18 6 6 6 устный (опрос, доклад, сообще-ние), письменный (тест, опорный конспект, реферат, эссе).
1- с. 93-100
10-11 Политеистические религии: ан-тичное язычество и религии древне-го средиземноморья, языческие ве-рования коренных малочисленных народов севера. 18 6 6 6 устный (опрос, доклад, сообще-ние), письменный (тест, опорный конспект, реферат, эссе).
13- с. 121- 168.
12 Иудаизм: движение хасидов. Орто-доксы, реформисты и консерваторы в современном иудаизме. Каббала - иудейская мистика. Иудейские праздники. 18 6 6 6 устный (опрос, доклад, сообще-ние), письменный (тест, опорный конспект, реферат, эссе).
1- с. 104-124
13 Христианство: арианская ересь, монофизитские споры, несторианст-во, иконоборчество. Гностицизм и гностические апокрифы. 18 6 6 6 устный (опрос, доклад, сообще-ние), письменный (тест, опорный конспект, реферат, эссе).
1- с. 170-184.
4,5.
14 – 16 Православие в России:  Роль рус-ских монастырей, феномены свято-сти и старчества. Годовой празднич-ный цикл. Посты. Пасха. Двунадеся-тые праздники. 42 14 14 14 устный (опрос, доклад, сообще-ние), письменный (тест, опорный конспект, реферат, эссе).
1- с. 184-217.
4,5.
17 Ислам: фундаментализм, традицио-нализм и модернизм в исламе. Ислам в России. 18 6 6 6 устный (опрос, доклад, сообще-ние), письменный (тест, опорный конспект, реферат, эссе).
1- с. 124-148.
6.
Всего: 64,8 64,8 64,8

5. Методическое обеспечение

5.1. Основная литература

1. Чернышев В.М. Религиоведение. Киев, 2004.
2. Основы религиоведения. Под ред. И.Н.Яблокова. М., 1998.
3. Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1995.
 


5.2. Дополнительная литература
 
4. Библия. Синодальный перевод. Любое издание.
5. Закон Божий. прот. Серафим Слободской. Любое издание.
6. Коран. Перевод и комментарии И.Ю.Крачковского. Любое издание.
7. Зубов А.Б. История религий. М., 1999.
8. Осипов А.И.. Путь разума в поисках истины. М., 1997. Сс. 8-59, 116-197.2.
9. Прот. Александр Мень. История религии. М., 1992.
10. Тальберг. История Христианской Церкви. Любое издание.
11. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: «Книжный дом «Универ-ситет», 2000.
12. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.: Центр, 2000.
13. Ромбандеева Е.И. История народа манси и его духовная культура. – Сур-гут: Северный дом, 1993.


ДП.4.2.3-09-2008


Лист регистрации изменений


изм. Номера листов (страниц)
Всего
листов в
документе

доку-мента Вход.

сопров.
док.
и дата

Подпись

Дата

изме-ненных
заме-ненных
новых аннули-рованных