Патрология для богословских курсов. Раб. программа

Майоров Дмитрий Николаевич
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ
БОГОСЛОВСКИЕ КУРСЫ ПРИ ХРАМЕ СВ.ПРАВ.СИМЕОНА БОГОПРИИМЦА







ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИЛИНЫ «ПАТРОЛГИЯ»
ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ III КУРСА БОГОСЛОВСКИХ КУРСОВ




Составитель: диакон Димитрий Майоров,
кандидат богословия






Тюмень
2009-2010 уч. год
 
Пояснительная записка

Патрология есть наука, имеющая своей задачей историческое изучение развития церковной письменности и постепенного раскрытия в ней церковного сознания (христианского вероучения, нравоучения и церковной практики).
Предмет изучения патрологии — церковная письменность: творения св. отцов Церкви и церковных писателей. В этих творениях, как и в жизни их авторов, раскрывается церковное учение о вере и жизни.
Задачи науки.
Церковная письменность является предметом научного изучения с двух сторон: со стороны ее содержания и литературной формы. Важнейшая сторона церковной письменности — это ее содержание. Оно ценно для нас как в историческом отношении, поскольку отражает состояние церковного сознания в области христианского вероучения, нравоучения и церковной практики в определенный период, так и в догматическом, поскольку сохраняет в себе Священное Предание. В последнем отношении ценность церковной письменности особенно велика. Для догматических определений она является, с одной стороны, источником содержания, а с другой — критерием, устанавливающим непрерывную нить Предания между каждым отдельным Собором и апостольским временем; для церковных установлений она своими упоминаниями о них служит основанием их точной хронологической датировки.
Таким образом, церковная письменность преимущественно поставляет материал, относящийся к Священному Преданию, хранимому в кафолическом вселенском церковном сознании. Поэтому задача патрологии заключается в оценке содержания церковной письменности по степени верности и точности выражения в нем Священного Предания.
Со стороны формы церковная письменность изучается как всякий литературный памятник, на основе обычных принципов историко литературного исследования: определяется объем рассматриваемой литературы, время ее возникновения, устанавливается подлинность отдельных сочинений и правильность дошедшего до нас текста.
Для верного понимания произведений церковной литературы нужно изучить условия и обстановку, в которых они возникли, в частности. ознакомиться с личностью авторов, их жизнью, характером, духовной атмосферой, в которой они жили, и влияниями, под которыми они находились. Это задача церковно историческая. В связи с этим при изучении каждого писателя выделяются три главных момента: 1) биографический (жизнь его), 2) библиографический (творения) и 3) систематический (воззрения).
Метод патрологии —  историко критический: каждый литературный факт должен быть точно установлен, с указанием степени его достоверности и исторической ценности.
Значение науки обусловливается важностью ее предмета — церковной письменности. Для св. отцов Церкви и церковных писателей христианство не было чем то повседневным, обычным; они живо чувствовали и сознавали всю его благодатность, а потому их творения помогают лучше понять силу и величие христианства и проникнуться его духом; чтение их творений вселяет дух церковный, развивает привычку жить и мыслить в согласии с Истиной.
Огромное значение церковная письменность имеет и для богословских дисциплин — она является их источником. В ней, прежде всего, можно найти богатый материал для экзегетики, истолкования Священного Писания как в смысле буквально грамматическом, так и в духовно аллегорическом. Важна, далее, церковная письменность для систематического богословия (догматического и нравственного), в частности, на ней зиждется история догматов, которая знакомит нас с выражением церковного учения; в ней сохраняется Священное Предание. Важно также изучение церковной письменности для церковной истории, ибо церковная письменность проливает свет на внутреннюю духовную жизнь Церкви.
Наконец, и практическое богословие во всех своих разветвлениях (церковное право, пастырское богословие, гомилетика, литургика) пользуется также произведениями церковной письменности
Отношение патрологии
к другим богословским наукам
Из всех богословских наук наибольшее родство патрология имеет с догматикой и церковной историей. Однако ее нельзя смешивать с упомянутыми науками. Догматика излагает христианское вероучение в систематическом порядке, осуществляя свою задачу главным образом теоретически. Патрология в своей догматико исторической части показывает, как постепенно раскрывалось христианское вероучение, как воспринималось и в какой степени усваивалось оно церковным сознанием. Далее, в патрологии отводится место не только общепринятой кафолической догме и постепенному закреплению ее в церковном сознании в виде определенных формул, как это делается в догматике, но и вообще богословию церковных писателей с его характерными особенностями, частными мнениями и философскими воззрениями. Наконец, в патрологии святоотеческие творения не подбираются отдельными отрывками к каждому определенному догмату, как в догматике, а рассматриваются в целостном единстве и органической связи с богословием того или другого писателя.
Что касается церковной истории, то она рассматривает главным образом внешнюю сторону жизни Церкви (эпоха гонений, Вселенских Соборов, догматические споры, богослужение). Патрология же изучает внутреннюю религиозно нравственную жизнь Церкви, ее сознание (Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели (I-V вв.): Учеб. пособие. — Воронеж, 1998. С.8-10).
Место патрологии в учебных дисциплинах Богословских курсов
Изучение патрологии как бы венчает изучение круга богословских наук на Богословских курсах. И это не случайно. Как было сказано выше патрология ближе всего подходит к церковной истории и догматическому богословию – а именно к третьему курсу их изучение заканчивается. Изучение свято-отеческого наследия благотворно сказывается и на духовном самочувствии православного христианина, но для слушателей богословских курсов оно имеет и практическо-миссионерское значение. Из всего существующего разнообразия книг по патрологии на русском языке выбрана именно книга протоиерея Иоанна Мейендорфа «ВВЕДЕНИЕ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ». (Конспекты лекций). Перевод с английского Ларисы Волохонской. Издание второе, исправленное. Вильнюс, 1992 г. Этот выбор обусловлен краткостью и высоким научным уровнем книги при ее небольшом объеме.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п ТЕМА ЗАНЯТИЯ МЕСЯЦ
Часть I
1. 1. Мужи апостольские. Свв. Игнатий Антиохийский и Поликарп Смирнский ОКТЯБРЬ
2. 2. Борьба с гностицизмом. Св. Ириней Лионский ОКТЯБРЬ
3. 3. Ранние христианские апологеты. Св. Иустин Мученик ОКТЯБРЬ
4. 4. Тертуллиан ОКТЯБРЬ
5. 5. Св. Киприан Карфагенский НОЯБРЬ
6. 6. Климент Александрийский НОЯБРЬ
7. 7. Ориген НОЯБРЬ
8. 8. Оригенизм в III веке. История арианства НОЯБРЬ
9. 9. Св. Афанасий Великий ДЕКАБРЬ
10. 10. Св. Кирилл Иерусалимский    ДЕКАБРЬ
Часть II
11. I. Каппадокийский синтез ДЕКАБРЬ
12. 2. Св. Василий Великий ЯНВАРЬ
13. 3. Св. Григорий Богослов ЯНВАРЬ
14. 4. Св. Григорий Нисский ФЕВРАЛЬ
15. 5. Монашеская литература в IV веке (Евагрий Понтийский и св. Макарий Египетский) ФЕВРАЛЬ
16. 6. Св. Иоанн Златоуст ФЕВРАЛЬ
17. 7. Латинские отцы Церкви  ФЕВРАЛЬ
18. 8. Блаженный Августин МАРТ
19. 9. Несторианство и христологические споры МАРТ
20. 10. Св. Кирилл Александрийский МАРТ
21. 11. Блаж. Феодорит Киррский и Халкидонский собор. МАРТ
Часть III
22. 1. Последствия Эфесского и Халкидонского соборов (Дифизиты и монофизиты). АПРЕЛЬ
23. 2. Оригенизм в VI веке. Леонтий Византийский АПРЕЛЬ
24. 3. Завершение Халкидона и V Вселенский собор АПРЕЛЬ
25. 4. Псевдо Дионисий Ареопагит МАЙ
26. 5. Продолжение христологических споров. Преп. Максим Исповедник и борьба с монофелитами МАЙ
27. 6. Св. Иоанн Дамаскин и православная защита иконопочитания МАЙ
28. 7. Патриарх Фотий МАЙ
29. 8. Преп. Симеон Новый Богослов ИЮНЬ
30. 9. Св. Григорий Палама.. ИЮНЬ
31. 10. Православное богословие поздневизантийского периода. Николай Кавасила ИЮНЬ

 
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
(по книге Керн (Киприан), архим. Патрология. Ч. 1. Париж-М., 1996)
1. Деление христианской литературы на периоды.
2. История науки на Западе и у нас. История Патрологической науки в России. Издания святоотеческих творений. Доникейская Патрология. Первохристианство.
3. Апокрифическая Литература.
4. Апокрифические Евангелия. Апокрифические Деяния. Апокрифические
5. Послания. Апокрифические Апокалипсисы.
6. Литература Двух Путей. Учение двенадцати апостолов. Открытие памятника.
7. Внешний вид памятника. Источники , влияния , автор и место написания. Содержание
8. памятника. Мужи Апостольские.
9. Святой Климент Римский. Первое Послание к Коринфянам. Так называемое
10. Второе Послание Климента.
11. Послание Псевдо.
12. Пастырь ;рма.
13. Святой Игнатий Богоносец.
14. Святой Поликарп Смирнский. Папий Иерапольский.
15. Апологеты.
16. Общие замечания. Квадрат. Аристид. Аристон Пелльский.
17. Святой Мученик Иустин Философ. Богословие св. Иустина Философа.
18. Татиан Ассириец. Diatessaron. Ермий Философ. Милтиад. Аполлинарий Иерапольский.
19. Афинагор. Мелитон Сардийский. Письмо к Диогнету. Святой Феофил Антиохийский.
20. Африканская Литература.
21. Марк Минуций Феликс.
22. Учение Тертуллиана.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
(по книге Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели (I-V вв.): Учеб. пособие. — Воронеж, 1998)
(объем – 15 страниц, , трехчастная структура:
• введение – цель,  задачи, актуальность, проработанность темы в церковно-научной литературе,
• основная часть. Работа с первоисточниками обязательна! Аспекты изучения: 1) биографический (жизнь его), 2) библиографический (творения) и 3) систематический (воззрения).
• заключение–значение письменного наследия данного святого отца для настоящего времени
• список литературы – не менее 5 источников
• приложение, по необходимости – наиболее характерные, известные цитаты).
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПЕРИОД ДОНИКЕЙСКИЙ. РАЗДЕЛ I. МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ)
1. Св. Климент, епископ Римский
2. Св. Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский 21
3. Св. Поликарп, еп. Смирнский
4. Учение двенадцати Апостолов («Дидахи»)
5. Послание Варнавы
6. «Пастырь» Ерма
7. Общие замечания о памятниках послеапостольского периода
(РАЗДЕЛ II. АПОЛОГЕТЫ)
8. Аристид
9. Афинагор
10. Мелитон, еп. Сардийский
11. Св. мученик Иустин Философ
12. Татиан
13. Св. Феофил, еп. Антиохийский
14. Ермий Философ
15. Минуций Феликс
(РАЗДЕЛ III. БОРЬБА ЦЕРКВИ С ГНОСТИЦИЗМОМ)
16. Св. Ириней, еп. Лионский
17. Св. Ипполит, еп. Римский
(РАЗДЕЛ IV. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНОГО БОГОСЛОВИЯ)
СЕВЕРОАФРИКАНСКАЯ ШКОЛА
18. Тертуллиан
19. Св. Киприан, еп. Карфагенский
20. Христианская наука (III в.). Александрийская и Антиохийская школы богословия
21. Б. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА
22. Пантен
23. Климент Александрийский
24. Ориген
25. Св. Дионисий Александрийский
26. Св. Григорий Чудотворец (Неокесарийский)
27. Св. Мефодий Патарский
28. Развитие святоотеческой мысли в первые три века
(ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Период посленикейский — “золотой” век (IV-- первая половина V вв.)
РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ СВЯТЫЕ ОТЦЫ)
29. Св. Афанасий Великий
30. Св. Василий Великий
31. Св. Григорий Богослов
32. Св. Григорий Нисский
33. Св. Кирилл Иерусалимский
34. Св. Иоанн Златоуст
(РАЗДЕЛ II. ЗАПАДНЫЕ СВЯТЫЕ ОТЦЫ)
35. Св. Амвросий Медиоланский
36. Блж. Иероним Стридонский
37. Блж. Августин Иппонский
38. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин — отец Востока и Запада
39. “Золотой” век святоотеческих творений
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Мужи апостольские. Свв. Игнатий Антиохийский и Поликарп Смирнский
2. Борьба с гностицизмом. Св. Ириней Лионский
3. Ранние христианские апологеты. Св. Иустин Мученик
4. Тертуллиан
5. Св. Киприан Карфагенский
6. Климент Александрийский
7. Ориген
8. Оригенизм в III веке. История арианства
9. Св. Афанасий Великий
10. Св. Кирилл Иерусалимский   
11. Св. Василий Великий
12. Св. Григорий Богослов
13. Св. Григорий Нисский
14. Монашеская литература в IV веке (Евагрий Понтийский и св. Макарий Египетский)
15. Св. Иоанн Златоуст
16. Латинские отцы Церкви 
17. Блаженный Августин
18. Несторианство и христологические споры
19. Св. Кирилл Александрийский
20. Блаж. Феодорит Киррский и Халкидонский собор.
21. Последствия Эфесского и Халкидонского соборов (Дифизиты и монофизиты).
22. Оригенизм в VI веке. Леонтий Византийский
23. Завершение Халкидона и V Вселенский собор
24. Псевдо Дионисий Ареопагит
25. Продолжение христологических споров. Преп. Максим Исповедник и борьба с монофелитами
26. Св. Иоанн Дамаскин и православная защита иконопочитания
27. Патриарх Фотий
28. Преп. Симеон Новый Богослов
29. Св. Григорий Палама..
30. Православное богословие поздневизантийского периода. Николай Кавасила
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс, 1992.
2. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века.
3. Керн (Киприан), архим. Антропология св. Григория Паламы М., 1996.
4. Он же. Патрология. Ч. 1. Париж-М., 1996.
5. Он же. Иисус Христос в восточном православном богословии.
6. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. М.,1994. Т. 2, 4.
7. Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. М., 1996.
8. Он же. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998.
9. Лурье В.М. Призвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб., 2000.
10. Шпидлих Ф. Духовная традиция христианского Востока. Систематическое изложение. М., 2000.
11. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие православия в их творениях). М., 1994.
12. Традиции и наследие Христианского Востока / Под ред. Афиногенова Д.Е. и Муравьева А.В. М., 2000.
13. Кривушин И.В. Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998.
14. Тюленев В.М. Лактанций: христианский историк на перекрестке эпох. СПб., 2000.
15. От берегов Босфора до берегов Евфрата / Под ред. Аверенцева С.С. М., 1987 (антология текстов).
16. Скогорев А.П. Апокрифические Деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя. СПб., 2000.
17. Апокрифические апокалипсисы / Пер. Витковских М. и В. СПб., 2000.
18. Мецгер Б.М. Канон Нового Завета. М., 1998.
19. Сочинения древних христианских апологетов / Под ред. Дунаева А.Г. СПБ., 1999 (лучшее изд переводов).
20. Раннехристианские апологеты II-III веков / Под. ред. Десницкого А.С., Муравьева А.В. М., 1999.
21. Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 1-2. М., 1996.
22. Св. Ириней Лионский. Творения. М., 1996.
23. Св. Иустин, философ и мученик. Творения. М., 1996.
24. Тертуллиан. Апологетик// Богословские труды. 1984. Т. 25.
25. Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994.
26. Блаж. Феодорит Кирский. История боголюбцев. М., 1996.
27. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания / Пер. с лат. Еп. Петра. Св.-Троицкая Сергеева
28. Творения аввы Евагрия / Под ред. Сидорова А.И. М., 1994.
29. Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. М., 1990 (и др.).
30. Ерм. Пастырь. М., 1997.
31. Ориген. О началах. Самара, 1993.
32. Ориген. Увещание к молитве. Ярославль, 1892 (репр.).
33. Сидоров А.И. Начало александрийской школы: Пантен, Климент Александрийский // Ученые записки Российского православного Университета ап. Иоанна Богослова. М., 1998. Вып. 3.
34. Св. Кирилл Александрийский. Слово против тех, которые не хотят исповедовать Св. Деву Богородицею; Разговор с Несторием...// Там же.
35. Евагрий схоластик. Церковная история / Пер. Кривушина И.В. СПб., 1999.
36. Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993.
37. Блаж. Феодорит. Церковная история. М., 1993.
38. Св. Аммон. Творения / Пер. Сидорова А.И. // Богословские труды, 1997, Т. 33.