Очерк. Рейс без трудностей?

Юрий Комболин
Каботаж. Проблемы. Суждения

Меньше суток понадобилось портовикам, чтобы заполнить трюмы теплохода «Бежецк» грузами для жителей населённых пунктов, расположенных по Онежской линии. Так бы и ушли моряки из родного порта в очередной каботажный рейс, практически не повидав берега, да подул Сиверко, погнал крутую волну по Двине, и двое суток пришлось тереться «Бежецку» бортом о причал базы хлебопродуктов, что на Левом берегу. В шторм теплоходу не с руки в море выходить, если за ним на буксире понтон и самоходная баржа.

ОТХОД
Но как ни сладко в родном порту, а только заикнулись синоптики об улучшении погоды – и капитан Ф. Кармакулов принимает решение: в море! Ни высокая волна, ни бортовой ветер, ни скопление барж и катеров у причала не помешали судну элегантно отойти от стенки. Правда, капитан внешне отходом был недоволен и ворчал что-то, меряя шагами мостик, но это скорее из-за задержки с выходом, из-за шторма да из-за того, что понтон и баржу придётся ждать у Чижовки. А это всё-таки неудобство. Проплававший не один десяток лет капитаном, исколесивший не одно море на буксирах и транспортах Фёдор Петрович, видимо, несколько смущался таким началом рейса – третьего рейса за навигацию. Хотелось, чтобы и он закончился успешно, как два предыдущих, которые были значительно перевыполнены.
Да и вообще не пристало экипажу «Бежецка», выполнившему в прошлом году план третьего квартала более чем на 400 процентов, победившему в парном соревновании экипаж теплохода «Тернополь» и заслужившему почётный вымпел пароходства и Севбаскомфлота, какое-либо дело плохо выполнять.
А тут ожидание погоды, отсрочка рейса и предстоящая стоянка из-за баржи и понтона, нужных для самовыгрузки. Вот и меряет капитан мостик, и шепчет что-то недовольно.
Только напрасными были его опасения. Баржа и понтон ждать себя не заставили, и мы пошли, имея на борту 60 тонн хлебопродуктов и 363 тонны мебели, тканей, канцелярских товаров, красок, спичек, папирос – одним словом генгруза.
Раннее утро.  А на Устьянских створах – без счёта пенные дорожки от прошедших судов. Добавили и мы свою. Поведёт она нас проторенным морским путём, освоенным нашими предками ещё когда не только «Бежецка», а и парусников-то приличных не было.

ПЕРТОМИНСК
Первая остановка в Пертоминске – старинном поморском селе. Подрабатываем к добротному причалу, и палубная команда дружно начинает уговаривать случайных зевак принять конец. С грехом пополам швартуемся. Прибегает запыхавшийся председатель Пертоминского рыбкоопа С. Калашников. Телеграмму о нашем подходе он не получил (и получит только спустя два часа после швартовки теплохода). А раз никто его не предупреждал, то и к выгрузке на берегу ничего не готово. Но справедливости ради надо сказать, что первая машина встала под груз буквально через полчаса. Две машины курсировали между судном и складом четыре часа, пока одна не вышла из строя. Оставшаяся моталась по этому же маршруту почти всю ночь. Вахта работала без напряжения, и груз подолгу зависал над причалом в ожидании автомобиля, но тем не менее к неожиданному шестичасовому перерыву значительная часть шестидесяти трёх тонн груза, адресованного Пертоминску, была на складе.
Но вот площадка с ящиками зависла над причалом основательно, и быть бы простою, да дождь спас рыбкооп от штрафа. Посыпался он из низких рыхлых туч неожиданно и шёл долго, нудно.
Минуло утро. Начавшийся мокрый день не предвещал радости. И когда бригада, заступившая к люкам и лебёдкам с утра, собралась на обед, прошёл он без обычных шуток. Кто-то горько заметил: «Ну, вот половину вахты и «отмолотили». Так бы ещё четыре часа и можно отдыхать». Никто даже не улыбнулся.
После обеда дело пошло. Весело закрутились лебёдки, над мокрым причалом полетели команды ухмана, и вскоре мы заторопились дальше. Мы-то заторопились, а грузополучатель не спешил присылать своих представителей на борт подписывать документы. Пришлось второму помощнику капитана В. Кокареву кого-то искать, с кем-то ругаться, что-то кому-то доказывать и втолковывать…

ЛЕТНЯЯ ЗОЛОТИЦА
…Коротко северное лето. И диктует оно каботажникам свои жёсткие условия – успеть за малый срок перевезти многие тысячи тонн груза. Всё побережье Белого моря, не говоря уже о заполярных берегах, снабжается с моря. Что только ни приходится перевозить судам пароходства. И всё нужное, всё важное. Колхоз имени М. И. Калинина заканчивает, например строительство молочной фермы. И везёт «Бежецк» в Пертоминск мощный вентилятор. В последнее время возрос поток туристов на Соловки – в трюмы «Бежецка» укладывают для островного общепита холодильную установку.
Да всего не перечтёшь. Проще сказать так: десятки тысяч людей долгую северную зиму должны работать и жить тем, что за короткое лето привезут в своих трюмах «Бежецк», «Тернополь» или «Западная Двина».
Четырнадцатого июня в пять утра мы стали на виду у Летней Золотицы» - второго из шести пунктов, жителям которых адресованы грузы, и первого, где условия выгрузки диктовала вода – приливы и отливы. Жёстки эти условия, но хочешь не хочешь, а  принимай. Потому-то и торопились ребята, загружая баржу и понтон. Буквально забили их грузом. И всё-таки в трюмах «Бежецка» осталось ещё несколько тонн для Летней Золотицы.
Кто-то предложил спустить с понтона лёгкие «Казанки» и буксировать их на плаву, а освободившееся место занять остающимися тоннами груза. Так по договорённости с грузополучателем всегда делали в другом поморском селе Оме. Но здесь этой договорённости не было, как не было на борту и представителя Летнезолотицкого рыбкоопа, хотя по договору он обязан принимать груз на теплоходе.
Очень уж не хотелось делать ещё один рейс за остатками. Ведь это потеря почти суток времени, а точнее до следующего прилива. И летел над бухтой, тревожил берег призывный гудок теплохода, вызывая этого самого представителя. Но тщетно.
Старпом В. Пащенко всё медлил с отходом, всё вглядывался в пустынный берег, проступавший в одном месте серыми крышами. Наконец, ждать более было невозможно, и баржа с понтоном отвалила от борта «Бежецка», взяла курс на Золотицу. На причальчике нас ждала неожиданность. Приёмщица груза категорично заявила: «Мы «Казанок» не заказывали. Принимать не буду». Вот те на!
Всё разъяснилось с приходом председателя рыбкоопа Н. Дмитриева. Оказывается, «Казанки» заказывала Золотица, только не Летняя, а Зимняя, к слову, между ними тысяча миль по воде напрямую… Но в облрыболовпотребсоюзе перепутали и оформили эти маломерные суда на Летнюю. Когда же сюда пришли счета из банка на эти «Казанки», председатель Летнезолотицкого копа связался со своим областным начальством и сказал об ошибке. Н. Дмитриева заверили, что всё будет улажено, и даже поблагодарили за своевременное сообщение.
Заверить-то заверили, да, видно, забыли. И вот морякам пришлось отвечать за эту халатность кооператоров. Воистину: без вины виноватые.
На долгие совещания времени не было. Решили, что сначала разгрузят баржу, чтобы она успела выскочить к теплоходу по большой воде и хотя бы принять на себя остатки груза. Темп моряки взяли такой, что приёмщица едва успевала отмечать груз. Наконец, последний ящик грохнулся о причал, и самоходка, пеня уже начавшую спадать воду, ушла к «Бежецку». А мы принялись за понтон.
Николай Фёдорович на вопрос, почему на борт судна не прибыл к его приходу представитель рыбкоопа, не мудрствуя лукаво, ответил: «Некому было». И добавил: «Да и сообщение о вашем приходе мы не получили».
Что ж, формально он прав. Телеграмма из Архангельска действительно запоздала. И это вина пароходства. Но ведь и призывный гудок теплохода не надо списывать со счёта.  Звали же представителя.
В бригаде моряков уже начали подсчитывать наличные и решать, кому идти в магазин за продуктами, когда из-за мыска показалась самоходка. Буквально ощупью вдоль берега она прорвалась к причалу и, откуда силы взялись, была разгружена за несколько минут.
Мы вырвались к теплоходу ещё по этой воде. Вырвались благодаря мастерству механика-рулевого самоходки А. Одоева. Он крутил баржу волчком, он маневрировал, ведя её: то кормой, то носом, он заставлял нас толкаться шестами, и первый засмеялся, почувствовав, что баржа с понтоном вышла на глубокое место.
В этой поездке вся вторая бригада без исключения показала настоящую работу. Работу на пределе возможного. Каждый был отличным грузчиком.

ПУРНЕМА
Вот она – особенность каботажа с самовыгрузкой. Наступает момент – и ты, независимо от морской должности, становишься грузчиком. И в этой новой роли совершенно по-иному начинают проявляться у каждого и находить применение в коллективе какие-то известные ещё по судну качества, особенности моряков. Например, сила моториста-токаря А. Веселкова, распорядительность матроса А. Соколова, серьёзность и уравновешенность В. Шумилова и С. Едемского, незлобивость моториста Н. Пушкина и электрика В. Невзорова. Перевоплощаясь в грузчика, А. Веселков становится прекрасным, увлекающим личным примером ребят бригадиром. А. Соколову с его даже некоторой властностью доверяют ухманство. С. Едемский и В. Шумилов – прекрасные тальманы, выполняющие эту работу надёжно и как будто без усилий, и уж точно без ущерба основному производству – ворочанию ящиков в трюме, стропке груза. А. Пушкин и В. Невзоров с их мягкими характерами – постоянные объекты для шуток, дружеских розыгрышей. А смех в долгих ожиданиях воды, как это было в Пурнеме, хороший помощник.
В этом населённом пункте разгрузка происходит так: баржа и понтон с грузом на самой полной воде подходят к берегу, обсыхают на отливе, и разгрузка идёт в тележки, которые подвозят тракторы.
Пурнема была пятой нашей остановкой. И только здесь на борт прибыл представитель грузополучателя. Но и в Пурнеме случился курьёз. Дело в том, что груз пришёл в три адреса звонок-предупреждение из Онеги о приходе теплохода был лишь в рыбкооп.
Около двух ночи баржа с понтоном, гружённые зерном и комбикормами, отошли к Пурнеме. Часть ночи моряки коротали на мешках. А в пять утра, когда вода стала по щиколотку, на берегу показались два трактора с тележками. Шлёпая гусеницами, они подошли к нам, и работа началась.
В паре они сделали только по две ходки. Один из тракторов после этого вышел из строя. И опять мы начали опасаться, но в отличие от Золотицы не отлива, а прилива. Вода подходила неумолимо, и трактор с каждой ходкой всё глубже уходил в неё.
Но успели. И опять на грани возможного, когда уже хотели уходить к теплоходу с частью груза. Здесь, как нигде, показали моряки сплочённость. Дружно они сработали. Это, кстати, характерно для экипажа «Бежецка».

И ТАК КАЖДЫЙ РАЗ
Уж, казалось бы, каботаж, и дороги у теплохода, хоть и морские, но недальние, а держатся люди в экипаже. Многие на судне – с перехода его в каботаж, то есть с 1971 года. И даже те, кто уходит с «Бежецка» на другие теплоходы, идущие в дальние заграничные рейсы, навещают судно. Так моторист В. Сысоев, когда «Бежецк» ремонтировался нынче на Лайском  заводе, специально между своими дальними рейсами навестил «Бежецк».
Это уже привязанность в лучшем её смысле. Есть и другие её следствия.
На судне почти каждый матрос щеголяет в брюках собственного пошива. А В. Шумилова все издалека узнают именно по ним – уж больно заметны в толпе жёлтые яркие клетки.
Да и не только брюки. В пошивочный бум, охвативший экипаж в прошлом году, когда на борту появилась швейная машинка, многие полностью обновили свой гардероб. Рубашки, брюки, куртки, модные кепи и даже пальто. Всё это сработано добротно, со вкусом.
Не всё сразу получалось у ребят. До сих пор подтрунивают над В. Невзоровым, который смог первые брюки скроить только из трёх метров ткани.
Началась новая навигация – и снова очередь на машинку…
После Пурнемы «Бежецк» взял курс ан Соловки. И рейс был закончен с отличными результатами. Подводя его итоги, стоит остановиться на одной особенности каботажа. На этой Онежской линии, например, условия выгрузки, навязываются приливами и отливами. И часто бывает так, что одна-две минуты решают успех дела. Задержись, например, чуть дольше баржа в Золотице, Лямце, Пурнеме – и рейс был бы не выполнен. Пароходство в целом, правда, ущерба не понесло бы. Простой был бы компенсирован штрафом грузополучателю. Но в том-то и дело, что в основе всех простоев судов и штрафов грузополучателям, как правило, лежат нечётко налаженные контакты двух партнёров – пароходства и грузополучателя. Будь на руках у последних вовремя отправленные пароходством телеграммы о сроках прихода судна, можно было бы строго требовать присутствия грузополучателя на борту. А это экономия дорогого времени при разгрузке на берегу – не надо тратить его на приёмку груза, разноску его по партиям. Будь на борту представитель в Летней Золотице – не получилось бы конфуза с «Казанками».
Преодолены трудности в Лямце, в Летней Золотице, в Пурнеме. Порой это преодоление было на пределе возможностей человека и механизмов. Рейс закончен успешно. Но можно было закончить его и с меньшими физическими и эмоциональными затратами. Трудности этого рейса, к сожалению, были созданы людьми и преодолевались ими же. И так каждый раз.
А каким будет следующий рейс?

Ю. Комболин, наш спец. корр.

На снимке: Пурнема. Загружена первая тележка…
Фото автора.
Борт теплохода «Бежецк».

Газета «Моряк Севера», 24 июня 1975 г.