14. Танкист-зампотех

Борис Лембик
Из сборника «ОПАЛЁННЫЕ ВЕЛИКОЙ ВОЙНОЙ…»

Предыдущая глава сборника на http://www.proza.ru/2012/05/04/1677

Это дополненная и переработанная глава:14. ТАНКИСТ ЗАМПОТЕХ

Мой дядя  Николай Васильевич АЛЕХИН.

Эти воспоминания были записаны в январе 2008 года во время встречи с Николаем Васильевичем и открыли мне много нового в его судьбе. При подготовке этой главы пришлось изучить много интересного материала.  А в 2012 году удалось через Интернет найти его наградные документы.      

О боевом крещении.   Перед войной, а было ему тогда 18 лет, Николай уже учился в Воронеже в техникуме, как он выразился, по радиоспециальности. Одновременно, сразу после приписки в военкомате, ученики получали направление на секретные курсы по изучению бронетехники и для того чтобы получить допуск на эти курсы он давал шесть подписок о секретности. Занятия проходили в подвале сельхозинститута, там они изучали  боевую технику и прошли небольшой курс вождения «С» в течение 7 месяцев.   
 
С начала войны он уже работал на  радиозаводе, выпускающем авиационное оборудование. На этот завод поступил заказ по изготовлению пяти комплектов зарядных аккумуляторных станций. Завод получал комплектующие агрегаты, дальше их доукомплектовывали и собирали готовые станции. После того, как станции были готовы,  то вместе с ними были призваны на фронт 5 аккумуляторщиков, в том числе двое с завода. Одним из них оказался Николай.

 После формирования вместе с зарядной станцией он попал в танковый батальон, который был срочно направлен в район Ельни на доукомплектование танковой дивизии. 19-20 августа 1941 года  батальон прибыл в расположение части и на следующий день начались бои.  Танки сходили в атаку, разгромили немецкий мотоциклетный батальон. А после боя два механика-водителя пошли собирать трофеи, наткнулись на недобитых фашистов и погибли. В батальоне  стали искать замену  и назначили механиками-водителями Николая и еще одного бойца. Так что побыл он аккумуляторщиком всего три дня.

 Помощник командира по технической части за три часа провел с ними занятия по мат.части, показал, куда заливать масло и воду. Потом проверил знания  и на этом обучение закончилось.  Батальон был укомплектован танками БТ-7М (модернизированными с дизельным двигателем). Экипаж танка состоял из 3-х человек, а радиосвязь была только у командира взвода, в остальных танках были переговорные трубки между членами экипажа.

Следующим утром уже выдвинулись на исходные позиции и потом пришлось гонять парашютистов по ржаному полю. А после боя командир его танка доложил командиру батальона:   
- У меня механик-водитель трус, не хочет технику гонять на полную.
Сначала с Николаем занимался комиссар батальона: объясни, что случилось, да почему трусишь? Ну а он объяснял, что  на курсах  обучали давать двигателю не более 1000 оборотов в минуту.

 А потом в расположение прибыл дивизионный комиссар (принимать батальон):
- В чем дело?  Ну, понятно. Я сам разберусь, а вы идите, занимайтесь своими делами.
После этого он  присел рядом с  Николаем, достал почку «Казбека»  и предложил ему закурить.
- Не курю.
- Ну, говори в чем дело, почему так докладывает командир танка?
- Я семь раз на ходу заглушил двигатель, так как по инструкции больше 1000 оборотов давать нельзя по инструкции и нас так учили.
- Ну, тут ты не прав. В бою рви на полную, по другому нельзя. Завтра я с тобой позанимаюсь.

А завтра на полигоне  дивизионный комиссар занял место  командира танка, и началось: в переговорных трубках танка команды:
- Ходу, дорожка; ходу, дорожка.  (Дорожка: ведение танка без рывков и поворотов – БЛ).  По таким командам механик-водитель рвал машину несколько часов. После такой учебы вернулись на сборный пункт и Николай не смог выбраться из танка: сил не было. А комиссар вылез на броню, снял шлем, подал руку и вытащил механика из танка.
- Ну, теперь будешь знать, как надо водить машину.
А потом на второй день то же самое, и на третий. Такая была школа вождения, и этого комиссара он запомнил на всю жизнь.

На четвертый день поступил приказ батальону выдвинуться на окраину Ельни. После подъема в шесть часов был завтрак. Давали фронтовые сто грамм, Николай отказался – не был приучен еще с довоенного времени, хотя как раз врачом в батальоне оказался брат его друга по воронежскому техникуму. Но отправиться  на исходные батальон не  успел - налетели немецкие самолеты,  и началась  бомбардировка. Бомба попала в их танк, сорвала башню, оторвало крышки люков. Отлетевшая крышка плашмя ударила  ему со страшной силой по ноге.

 Нога от этого удара быстро сильно опухла и образовалась большая гематома. Ну а если бы крышка ударила ребром, то ногу раздробило бы на куски. Так с первого боя он попал в полевой госпиталь. Там его осмотрел военврач второго ранга и принял решение: ампутировать ногу. Ну и все бойцы в палате, а было их пятеро, высказались:
- Ну, все Николка, отвоевался.
Повезли его в операционную, но тут электростанция отказала и операцию отменили. На следующий день операция  снова не состоялась – бомбили. А потом этого врача перевели в другое место, а вместо него прислали женщину-хирурга  также из Воронежа, из ЦТО. Она после осмотра операцию отменила, вскрыла пузырь, обработала рану и назначила процедуры. Нога болела и заживала очень долго.
 
 Боевой путь.    После выздоровления Николай  попал на пересылочный пункт. Там  его отобрали и направили на учебу в офицерское танковое училище: учли, что числился он уже танкистом, да и имел  среднее специальное образование. Училище располагалось в г. Саратов, в котором было три танковых училища: на Т-34, на иномарки (танки, поступавшие от союзников по ленд-лизу), на бронеавтомобили и Т-60. Позже  туда перевели из Казани и обучение на М4-А2.   Он попал на обучение на иномарки и так до конца войны провоевал  на них. (Надо сказать, что иностранные танки поступавшие по ленд-лизу, по данным военного историка М. Барятинского, составляли не менее 12% от общего числа танков, поступивших в Красную Армию за годы войны. По идеологическим, или иным, соображениям эти цифры в послевоенные годы замалчивались и сильно занижались, поэтому многое было мне неизвестно. – БЛ).

После года обучения он попал на фронт на Курскую дугу. В составе группы механиков он перегонял из г. Горький в действующую армию партию танков «Черчилль»(английский тяжелый танк – БЛ). Но оказалось так, что в части не хватало двух механиков танковых рот, а так как они прибыли последними, то их вдвоем с его товарищем Сабировым  просто оставили в распоряжении танковой части под Белгородом. Ну а устройство этих танков он знал хорошо, так как практику проходил в части укомплектованной этими марками танков.

 Бои были очень тяжелые, после трех атак в батальоне  из 21 осталось  на ходу всего четыре машины. А на четвертой атаке были подбиты и остальные. После этого его направили на переформирование. Одно время он занимался перегонкой боевой техники с ремонтных заводов , в том числе  с 82 ремонтного завода в Москве ( упоминается в книге М.Барятинского «Танки ленд-лиза в бою»), с пунктов комплектования в Москве и других городах во фронтовые части. После Днепра из Степного фронта он попал на Брянский. Какое-то время ему приходилось служить на Брянском фронте на танках МК-2 «Матильдах» (средний английский танк – БЛ).

Однажды он доставлял танки (сопровождал из капитального ремонта) на доукомплектование танкового полка на станции Сарны для кавалерийского корпуса. Это был полк преследования и поэтому он состоял из легких танков МК-III «Валентайн». И, как уже бывало ранее, из-за недокомплекта офицерского инженерного состава Николай был оставлен в части и назначен на должность зампотеха командира танковой роты. В его подчинении находились  механик-регулировщик и санинструктор. (По английской классификации «Валентайн» относился к пехотным танкам, предназначенным для ведения оборонительных боев в пехотных порядках. По другим классификациям военных специалистов и историков его иногда относили к среднему типу, видимо по весовым показателям. Выпускались несколько модификаций этих танков в Англии и Канаде –БЛ).

Танки роты обслуживались механиками-водителями, а главной обязанностью  зампотеха была эвакуация неисправной и подбитой техники с поля боя и доставки её в ремонтный полковой взвод. Был он и на Корсунь-шевченковском направлении в пятом танковом корпусе. А на 1-м Белорусском фронте получилась такая ситуация, что ему приходилось отвечать за три танковых роты: один зампотех был ранен, а второй сбежал. Но и из-за продолжительных боев  техники  в ротах полка преследования оставалось немного – по 5 танков. Но потом уже пополнили до 10 машин в роте. Основное комплектование и получение новой  техники тогда было на пункте в г.Чугуев. Всего в кавалерийском корпусе было три кавалерийской дивизии и при каждой был танковый полк преследования.

О том, что он воевал достойно, говорят его награды.
Командир 189 отдельного Гвардейского танкового полка, Гвардии майор СВЯТОСЛАВОВ  3 февраля 1944 года оформлял на него, тогда ещё гв.мл.техника-лейтенанта, наградной лист,  в котором в пункте «Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг» сказано:

"Тов. АЛЕХИН в боях за социалистическую родину против немецко-фашистских войск во время боевых  действий полка с 25-го января по 3-е Февраля 1944 года в районах РЕЙМЕНТАРОВКА, ВАСИЛЕВКА, ОСЕТНЯЖКА находясь в передовых порядках своей роты под ружейно-пулеметным и минометным огнем противника систематически наблюдал за действиями танков на поле боя, производил эвакуацию танков, так 27.1.44 года им был эвакуирован танк, оказывал помощь в ремонте их ремонтной бригаде. Смелый и инициативный командир.
В Ы В О Д : ТОВ. АЛЕХИН ДОСТОИН ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ НАГРАДЫ  ОРДЕНОМ  « КРАСНАЯ  ЗВЕЗДА».

Но в штабе 53 армии посчитали такую награду недостаточно заслуженной. Приказом Командующего бронетанковыми и механизированными войсками 53 армии № 05/Н от 9 февраля 1944 года помошник командира танковой роты по тех.части 189 ОГТП Алёхин Н.В. был награждён медалью «За боевые заслуги». Приказ подписали  командующий полковник СУПЯН и начальник штаба управления подполковник ЧЕПРОВ.

А уже 19 апреля 1944 года тот же командир СВЯТОСЛАВОВ в новом наградном листе написал:
«Тов. Алёхин в боях за Социалистическую родину против немецко-фашистских войск во время боевых  действий полка с 25.1 по 19.2.1944 года в районах  РЕЙМЕНТАРОВКА, ВАСИЛЕВКА, ОСЕТНЯЖКА, Кировоградской области показал образцы мужества и геройства, обеспечил технически в правильном использовании боевой материальной части, чем самым обеспечил выполнение боевой задачи. Лично сам под ураганным артиллерийско-минометным огнем  противника эвакуировал с поля боя 3 танка.
18-го апреля 1944 года при поверке технического состояния боевой материальной части расположенной  в  обороне БОБЛЫ от бомбометания противника был ранен. На предложение эвакуации в госпиталь отказался, продолжая выполнять свои функциональные обязанности.
В Ы В О Д : - ТОВ. АЛЕХИН ДОСТОИН ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ НАГРАДЫ ОРДЕНОМ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ  2-Й СТЕПЕНИ.».

Приказом по 7 Гвардейскому Кавалерийскому корпусу  № 06/Н от 25 апреля 1944 года помошник командира танковой роты МК-3 по тех.части 189 гв.танк.полка Алёхин Н.В. был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. Приказ подписали  командир корпуса гв.генерал-майор КОНСТАНТИНОВ и начальник штаба гв.генерал-майор ШИТОВ.
Из этих же наградных листов узнаем также, что в Красной Армии с 1942 года, призван Октябрьским райвоенкоматом,  был он членом ВЛКСМ с1942 года, комсомольский билет № 13957709. Там же информация, что в боевых действиях участвует с 1943 года, более точной информации нет.

3 февраля 1945 года гв.подполковник Святославов подписывает наградной лист на гв.техника-лейтенанта Алехина, представляя его к ордену «КРАСНОЕ ЗНАМЯ». 
Описание подвига: «Тов.АЛЕХИН в боях против немецко-фашистских войск за Социалистическую родину 31.1.1945 года при обстреле противником в городе ПРОЙС-ФРИДЛАНД тов. Алехин как смелый мужественный офицер принял решение  принять командование танком, сесть на танк за командира танка и вступил в бой с противником. Умело командовал танком и ведя огонь из пушки и пулемета уничтожил до 30 солдат и офицеров противника, 2 фауста. Танк, где находился тов. АЛЕХИН противником из фауста был сожжен.
Как заместитель командира роты по технической части обеспечил роту танков техническим обслуживанием.
В бою тов.Алехин смелый, решительный и настойчив в выполнении приказа.
ВЫВОД:- ТОВ.АЛЕХИН ДОСТОИН ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ НАГРАДЫ ОРДЕНОМ «КРАСНОЕ ЗНАМЯ».

Далее идут резолюции:
- командир 10 Гв.кавалерийской Мозырской ордена Ленина, Краснознаменной дивизии гв.генерал-майор Курсанов : достоин награждения Правительственной наградой орденом «Богдана Хмельницкого 3-й степени»;
- командир 2 ГККК (вероятно гв.конно-кавалерийский корпус; уточнено гвардейский Краснознаменный кавалерийский корпус с 18.09.1943 года.До этого корпусом командова ли Доватор, Плиев. – БЛ) гвардии генерал-лейтенант Крюков:  достоин награждения орденом «Богдана Хмельницкого третьей степени».
Приказом Командующего бронетанковыми и механизированными войсками 1 БФ  №-18н от 7.3.1945 года награжден орденом «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1-Й СТЕПЕНИ».
Из этого наградного листа уже узнаем, что в Красной Армии он с 1941 года, участвует в войне с 1941 года; призван Полновский райвоенкоматом Ленинградской области. Член КПСС с 1944 года, партийный билет № 6434649. Можно предположить что в Полново он находился на излечении после ранения-травмы в 1941 году.

 Войну он заканчивал в Аванджере под Берлином на 1-м Белорусском фронте, но потом их срочно перебросили севернее в Фридрихгзаген для охраны немецкого киноархива. Потом оказалось, что туда же спешили американцы, но наши войска пришли на 4 часа раньше. Ну а самые последние бои были у него на Эльбе при взятии городов Фризак и Бадвистнад.

 Был случай,  когда наши части прижали фашистов к Эльбе  и добивали их. Но с той стороны подошли американские войска и построили две переправы: по одной сами  переправлялись, а по другой выпускали немцев на свою территорию. А поскольку наши продолжали обстрел немцев, то они якобы по немцам, а фактически по нашим позициям провели бомбардировку. Не помогали и сигнальные опознавательные ракеты. После того как доложили  маршалу Жукову,  тот прислал два полка штурмовиков и те  разбомбили немцев, попутно попав по американцам: «мы сигналов не видели».

Послевоенные годы. После победы  его корпус оставался  на территории  Германии до декабря 1945 года, а потом был переведен в город Советск (Тильзит). Там началось расформирование кавалерийского корпуса. Лошади передавались гражданскому населению, в том числе в Белоруссию, а личный состав частично увольнялся, частично  был переформирован в  три механизированных полка.

Из танкового полка остался только танковый батальон. «Валентайны» были оставлены еще в Германии,  а здесь некоторое время были танки М4-А2( средние американские танки «Шерман»- БЛ), потом поступили Т-34. Но потом произошло очередное переформирование, и из танкистов сделали автомобилистов. В 1949 году уже в должности зампотеха полка он был переведен на службу в Германию и его часть располагалась в семи километрах от Потсдама.

В 1952 году он познакомился и женился на моей тете Рясновой Е.Н. Из Германии Николая Васильевича направили в конце 1952 года в Одесский военный округ, а здесь уже конкретно в воинскую часть в Фрунзовке. Оттуда их перевели в Болград. И снова были мучения с жильем, первоначально с маленьким ребенком пришлось ютиться в казарменной каптерке, ну а уже потом  снова жили  на квартире. Но жили  они в Болграде с марта по август 1954 года, а затем переехали в Рени, фактически на границу с Румынией. Там Николая Васильевича назначили в автошколу, которые в то время существовали фактически при каждой дивизии. В Рени они также жили на съемной частной квартире.

 Летом 1956 года Николая Васильевича направляют с автоколонной на целину на уборку урожая, а оттуда сразу  переводят в Венгрию в Южную группу войск. Получилось так, что пока он был на целине, в Венгрии была попытка свержения социалистического правительства и поэтому страны-союзницы по Варшавскому договору ввели туда свои войска. Была туда переведена и воинская часть  из Рени. Поэтому после возвращения с целины, уезжавший в командировку офицерский состав был перенаправлен в свою часть, но уже на территории Венгрии.
В Венгрии он сначала также служил в дивизионной автошколе в Кишкунхалаше, занимаясь подготовкой  военных водителей. Через несколько лет его перевели служить начальником армейского склада неприкосновенных запасов в Моод. Там же, в Венгрии в 1960 году родился  второй сын Виктор.

Через несколько лет Николая Васильевича перевели служить снова в Одесский округ в Большую Долину,  затем в   город Ильичевск. Там  же, в Ильичевске, он вышел на заслуженный отдых. В общей сложности полный срок службы составил 27 лет. Первоначально без службы ему было очень трудно, но потом его пригласили  работать военруком в школу. Используя свои деловые качества, он смог очень хорошо организовать обучение военному делу, прививать ребятами навыки воинской службы, за что многие из выпускников были позже благодарны.
Вся его жизнь до ухода на заслуженный отдых прямо или косвенно была связана с армией, с военным делом.


Продолжение сборника на:  http://www.proza.ru/2012/06/29/981.