Ольга Арефьева в ЦДХ, 21. 09. 2013

Юлия Геба
Концерт Ольги Арефьевой и группы «Ковчег» в Центральном доме художника. Повод – новый альбом «Театр».
«Мне снова шестнадцать лет. Шестнадцатый альбом…» – так поздравила себя Ольга на концерте.

Арефьева – грандиозный человек. Мощный мужской интеллект, эрудиция, красота. Тексты, музыка, литература, вокал, театр, танец, клоунада, жонглирование. Сплав талантов и умений. Не устаю удивляться, как это одному лицу так много отмерили.

Вполне могу представить, каким образом музыка связана с пластикой, и как музыкант может выражать свое восприятие звука посредством движения. Но уразуметь, что человек пишущий, литератор может быть успешен в работе по тончайшей настройке собственного тела, я лично не в состоянии. По моим представлениям, владение словом и владение телом (со всеми этими  координация/ равновесие/ гибкость) – взаимоисключающие стихии, но случай Ольги – особый, возможно, являющийся приметой человека будущего.

Уже годы наблюдаю за Арефьевой как за диковинной зверушкой – открыв рот. Из того, что она создает во всех своих ипостасях, примерно треть мне непонятна в принципе:) Из понятного с одной четвертой я не соглашаюсь, но при этом интересно все: ее постоянные эксперименты и распихивание рамок из жанров, амплуа и т.д., синтез разнородного, попытки визуализировать невыговариваемое, постановка перед собой всенепременно метазадач.

Поражает также неиссякаемость источника вдохновения. Насколько я понимаю, проблема Ольги как раз в том, чтобы справляться с материалом, «доводить его до ума», успевать записать и обработать, потому что приходит новое и новое.

Эффект от ее концертов долгосрочен. Бывает, сходил, понравилось даже, а назавтра уже и не вспомнишь. Но, например, пасхальный концерт Арефьевой в том же ЦДХ более чем двухлетней давности, помню отлично – и содержательно, а главное, прикрыв глаза, легко могу выудить его сказочный праздничный дух.

Субботнее выступление, как всегда, было ярким спектаклем со всеми атрибутами перформанса: необычные костюмы, визуальный ряд, цирковое действо, хлопушки с конфетти:). Сцена выглядела маловатой, чтобы вместить все задумки. Но главное, конечно, новый альбом, в который предстоит еще вживаться. Новое всегда труд, и для слушателя, кстати, тоже.

Зал собрался совершенно восторженный. Принимали каждую песню так, словно при входе выдавали по бокалу шампанского. Такая всеобщая эйфория. И расходиться никто не желал, хотя одну песню на бис выбить-таки удалось.

Обожаю цветаевское обращение к критикам: «Чем рассказывать мне, что в данной вещи хотела дать – я, лучше покажи мне, что сумел взять от нее – ты».
Так вот, я решительно не знаю, что хотела сказать Ольга Арефьева, но могу сказать, что получила я.
Реальное расширение сознания. Физическое ощущение того, как много в мире возможностей, о которых ты не подозреваешь в своем ежедневном беге с опущенной головой.
Нелишнее напоминание о многоликой Игре.
Плюс наполнение сложной плотной полифонией.
И, наконец, зарядка цветом, что в насквозь промокшей серой Москве буквально спасительно.