Четыре фазы брошенного мужа

Елена Ханен
      – Ты слышала, Сибилла и Свен разводятся? Вот уж никогда бы не подумал! – изображая равнодушие, сказал муж. Я кивнула в ответ.
      Про то, что Свен и Сибилла разводятся, я слышала уже раз пять. В нашем городе чета Зеенхофер слыла за идеальную пару, и вдруг Сибилла, после двадцати трёх лет совместной жизни, бросила супруга.
      Вечером муж объявил, что пригласил Свена в ближайшую субботу «на бокал вина». И, словно оправдываясь, что не спросил моего разрешения, добавил:
      – Ему так одиноко и тоскливо, вот я и подумал – пусть придёт, выпьем, поболтаем...
      Лично мне Свен всегда был очень симпатичен. Мы часто виделись с ним в гостях у общих знакомых, да и у нас дома они с Сибиллой частенько бывали.
      Свену скоро пятьдесят. Ни пуза нет, ни лысины – подтянутый, прямой и аккуратный, с кроткой улыбкой на идеально выбритой, вполне мужественной физиономии. В общем, нормальный немецкий бюргер, вполне успешный: должность программиста на солидной фирме, собственный двухэтажный особняк с садом, двое взрослых сыновей и собака. И волоокая грудастая Сибилла – его супруга. Все здоровы и, как до недавнего времени казалось, довольны жизнью.
«И чего им только не хватало», – твердили все, кто слышал о разводе Свена и Сибиллы.

      В субботу вечером Свен пришел с подарком - бутылкой недорогого игристого. Едва усевшись за стол, сразу же открыл бутылку, бормоча извинения, что не успел её охладить. Изверглась мощная струя пены, я суетливо подставляла бокалы, но всё равно на скатерти появилась большая лужа. Мы выпили тёплого шампанского и, минуя разговоры о погоде и прочих банальностях, заговорили о разводе. Вернее, заговорил сам Свен.
      – Вы про нас с Сибиллой знаете? – криво улыбаясь, спросил он.
      – Знаем, – ответила я. – Только не понимаем, почему вы...
      – О, я тоже поначалу не мог понять! – воскликнул Свен. – Это было так неожиданно!
      – Для нас тоже! – кивнул муж. – Что там у вас произошло?
      – И как понимать твою бутылку шампанского – это от радости или как? – добавила я.
      – Ну, думаю, мне есть, что отпраздновать, – серьёзно ответил Свен. – Я сегодня достиг четвёртой фазы.
      Мы с мужем переглянулись, и он вкрадчиво переспросил:
      – Какой фазы ты достиг?
      Свен опустил голову, сдвинул брови, и, помолчав, стал размеренно, словно читал доклад, говорить.
      – Хотя это было и непросто, мне всё же удалось решить проблему, разложив её на составляющие и выделив хронологические этапы моей реакции на случившееся. Логично, не правда ли?
      Зависла пауза. Я не знала, что ответить, поскольку не совсем поняла, что сказал Свен. А он между тем продолжил:
      – Я прочитал несколько специальных книг по этому вопросу. Там всё объясняется. У индивидуума, которого покинул его партнёр, наблюдается четыре периода, или четыре фазы реагирования на случившееся.
      – Четыре фазы? – переспросил муж. – А я и не знал.
Муж уже имел за плечами один развод. Я, кстати, тоже. Наверное, у нас было не так, как у Свена, потому что мы оба ни разу не слышали про какие-то фазы.
      – Да, да, четыре фазы, – подтвердил Свен. – Вот такие. Первая фаза называется: «Не верю!». Это когда тебя партнёр внезапно огорошил заявлением о разводе и ты просто отказываешься в это поверить, и...
      – А вторая? – перебила его я.
      – Вторая – это «Негодование», взрыв отрицательных эмоций, ревности, ты чувствуешь обиду...
      Свен долго ещё рассказывал об отрицательных эмоциях, которые бывают во второй фазе, пока муж не спросил про третью фазу. И Свен снова пустился в пространные объяснения, что в третьей фазе наблюдается положительный сдвиг эмоций в конструктивную сторону. К тому времени, когда мы добрались до четвёртой фазы, которую Свен обозначил как «Планы на будущее», я спросила – а как Сибилла, знает про эти твои четыре фазы?
      – А как же! – ответил Свен. – Я ей подробно рассказал о своих ощущениях... Даже написал на бумаге, всё по пунктам. Но, увы, ей это не интересно...
      – Послушай, я что-то всё равно не понял, а почему Сибилла хочет развод? – спросил муж.
      Свен пожал плечами и, пробормотав что-то невнятное про эмансипацию, начал описывать, каким образом у него состоялся переход из третьей фазы в четвёртую.
      – Погоди, ты что, не знаешь, почему Сибилла от тебя ушла? Ей что-то не нравилось, раз она хочет развод?– не унимался муж.
Свен задумался и помолчав, изрёк:
      – Видишь ли, проанализировав ситуацию, я понял, что мы негармоничная пара. Сибилла никогда не пыталась меня выслушать и понять. Даже сейчас – когда я пытаюсь рассказать ей о своих ощущениях и моей реакции на развод, она блокирует...
      – То есть о твоих фазах? – выпалила я. – А ты её спросил, как она себя чувствует?
      – Да хорошо она себя чувствует, и спрашивать не надо, – ответил Свен. – Аж сияет вся...

      Свен ушёл уже за полночь, проговорив ещё битых три часа про свои ощущения в каждой из четырёх фаз, которые, по его убеждению, должны наблюдаться у каждого, кто расстаётся со своим супругом. Мы тщетно пытались перевести разговор на другую тему, но, увы, ничего другое Свена не интересовало... И мы смирились.
      На другой день я увидела Сибиллу – она шла со своей собакой по противоположной стороне улицы и улыбалась. Я помахала ей рукой, но она меня не заметила.
      Зато я успела заметить – Свен был прав, она сияет...