Белая Кувшинка и Желтая Кубышка

Инна Александровна Волошина
На берегу лесного озера, которое наполнялось водами хрустальных родников и давало начало небольшой речке, в отдалении от большого селения, стояла ветхая хижина. В этой избушке жила большая семья. Среди многочисленных ребятишек росла единственная дочь Каллиста, всеобщая любимица.
Отец, глава семьи, промышлял рыбной ловлей и охотой. Мать со старшими детьми обрабатывала землю возле дома и пожинала плоды своего труда.…
Шло время, старшие сыновья, повзрослев, оставили отчий дом и ушли в работники в село. По возрасту и дочери бы пора идти внайм на работу, но… она единственная, поэтому то и жила дома, помогая матери по хозяйству.
Отец рыбу и дичь сбывал на рынке, а на ярмарку вывозил пушнину. Возвращаясь с ярмарки, привозил всем гостинцы и обновы, а долгими вечерами рассказывал удивительные истории.
И вот, отец вновь собирается на ярмарку. Дочь просит его:
- Отец, возьми меня с собой.…
Он нахмурил брови, словно выказывая свое недовольство, но, однако, сказал:
- Собирайся. Только поживее. Ждать не стану.
Сколько же интересного увидела и узнала Каллиста за поездку! Восторженным рассказам, казалось, не будет конца. А младшие братишки слушали ее, словно перед ними предстала добрая волшебная сказительница.
Через некоторое время отец вновь собирается в большое село. Девушка робко просит взять и ее с собой. Отцу пришлась по душе помощь дочери, и он сказал ей:
- Ты взрослая, и хорошо следишь за товаром, когда мне надобно отлучиться. Так вот я и решил, что ты будешь мне помогать.
Жена посмотрела на мужа, потом – на дочь, и снова – на мужа, укоризненно покачала головой. Что-то не нравилось ей в этой затее, но перечить мужу не стала.
Красивая и бойкая девушка с большими и очень выразительными глазами не могла не привлекать к себе внимания. И Арис, сын полотнянщика, не устоял перед очаровательной нежностью и красотой Каллисты. Он влюбился, да и в сердце девушки зажегся огонек страсти, который разгорался едва заметно, пока пламя Любви не охватило все сердце девичье.
В тайне от родителей молодые встречались. В послеобеденные часы, когда по дому не было работы, девушка выходила на условленное место к озеру, где ее ждал Арис. Держась за руки, они гуляли по берегу озера. Им очень нравилось смотреть на зеркальную гладь воды, наблюдая за игрой света и теней. Они были счастливы! И поклялись друг другу в любви и верности.
Но случилось непредвиденное.… Мать Каллисты сильно заболела, и вся работа по дому легла на хрупкие плечи девушки. Она теперь не могла видеться с любимым. Домашняя работа и уход за больной матерью отнимали у нее все силы и свободное время.
И вот однажды отец вернулся из поездки позже обычного и обнов привез много, как никогда ранее. Младшие ребятишки веселились от души. Каллиста же взяла лишь один сверток из рук отца. Развернув его, она обомлела и едва слышно спросила:
- Отец, что это?
- А разве не видишь? Материя тебе на подвенечное платье.
- Мне? Но я.…
- Дочь моя, ты уже взрослая девушка! Пора выдавать тебя замуж. Мать от болезни оправилась, ребятишки, вон, погляди: подросли. Помогать будут. А тебе в жены идти время настало.
- Отец, кого же ты мужем моим пророчишь?
- Более достойного человека и не сыскать!
- В самом деле? – укоризненно спросила мать.
- А ты сомневаешься в правоте моих слов?
Под тяжелым взглядом мужа женщина съежилась и отвела глаза в сторону.
- А ты, дочка, приложь к себе отрез-то. Гляну, к лицу ли…, - засуетился отец.
- Все хорошо будет, отец. Да только отчего ты сегодня так весел?
- Мне ль не радоваться? Тебя замуж отдаю в семью хорошую. И друг мой, помнишь полотнянщика? Тоже к свадьбе готовится.…
- Да?! – удивленно воскликнула девушка и побледнела, а у самой сердечко застучало в надежде, что жених-то ей – Арис!
Через несколько дней свадебный наряд был готов. Каллиста торопилась его примерить, чтобы из уст отца услышать имя своего возлюбленного. Он ведь обещал назвать имя жениха, лишь когда все будет готово к свадьбе.
- О, дочь моя! Да ты короля достойна! – воскликнул отец, осматривая девушку со всех сторон. И мать улыбалась, глядя на любимицу.
Щеки вспыхнули румянцем от похвалы отца; девушка зарделась.
- Отец, да не таи же меня.… Имя скажи! – просила Каллиста.
- Имя? Ах, да.… Пионий! Да и Арис, брат его, тоже женится.…
- Нет… нет…, не может быть…, - шептала девушка, едва удерживаясь на ногах в обступившей его со всех сторон темноте.
Пошатываясь, она вышла во двор. Черная пелена перед глазами рассеивалась, и Каллиста побежала к озеру.
Озерцо было спокойным. Рыбки не плескались, и ветер воды не рябил. Девушка посмотрела на свое отражение в воде и удивилась:
- Я ли это?
И заплакала.
- Кому достанется моя краса?! К чему мне этот наряд, если сердце любимого холодно.… Он забыл…, забыл обо мне.…
Вдруг сквозь рыдания она услышала чей-то голос, который звал ее:
- Каллиста! Иди ко мне, прекрасная! Я очарован твоей красотой. Рядом со мною ты обретешь покой.…
Девушка подняла голову от колен и посмотрела вокруг. Чуть поодаль от нее за корягой, торчавшей над водой, притаился дух озера Юри. Это он звал ее к себе.
Каллиста не испугалась его, а встала и пошла к нему. Дух озера оттолкнулся от коряги и поплыл от берега. А девушка шла за ним, пока воды не сомкнулись над ее головой.
Младший братик Каллисты все видел. И от жалости за сестру он заплакал. Еще всхлипывающего малыша нашел на берегу озера Арис. Так он узнал о случившемся.
И неожиданно сердце юноши наполнилось светом большой Любви Каллисты. К нему снизошло прозрение: он понял, что предал любимую и предал свою любовь к ней, согласившись по уговору отца взять в жены другую. И Арис возопил:
- О, божества мира сего, на что мне теперь любовь без Каллисты? А жизнь? На что она мне, когда сердце мое обугливается от собственной лжи и предательства?
В это время в густеющих сумерках из воды выходил Юри. Он услыхал слова юноши. Арис ему понравился.
- Арис, так ли сильна твоя любовь, и так ли не выносимы твоя боль, как ты о том говоришь?
- Кто бы ты ни был, мне нечего таиться; жизнь для меня утратила всякий смысл…, - и юноша уронил голову на руки; его плечи вздрогнули от немых рыданий.
- Ты искренен, Арис, - заговорил вновь дух озера, - мне это по нраву. Я помогу тебе.
- Мне теперь никто не в силах помочь.…
- Арис, смотри же, - требовательно позвал юношу Юри.
И тот увидел, как раскрывается над гладью воды белый цветок. Арис удивился:
- Я никогда такого цветка не видел раньше на этом озере.… О, Каллиста, это ты!...
В раскрывшемся цветке юноша увидел образ милой. Налетевший с леса ветерок поднял рябь на воде, и цветок колыхнулся. Юноше показалось, что любимая кивнула ему головой и уходит от него. И тот не задумываясь шагнул в воду. Он пошел за любимой, образ которой видел в цветке.
Тогда дух озера сказал:
- Я обещал тебе помочь, Арис. И я сдержу слово.
- Не отнимай у меня любимую, - уже войдя по пояс в воду, просил юноша.
- Будь по-твоему. Но большая Любовь предательства не терпит. Ты будешь вечно ею любоваться, но никогда не коснешься ее!
И, как только вода сомкнулась над головой юноши, над поверхностью воды раскрылся цветок желтого цвета…, цвета разлуки.
А братик Каллисты все увиденное в сердце своем сохранил. И, уже будучи в преклонных летах, все приходил на берег лесного озера полюбоваться на белые кувшинки да желтые кубышки, вспоминая об Арисе и Каллисте.…