Допрос

Самир Касымов
-Может прекратим этот балаган и закончим допрос? За кого ты меня держишь? Думаешь, я поведусь на вашу игру и поверю в басню о плохом и хорошем следователе? Третий день вы, попеременно, мурыжите мне мозги. Не надоело? Чего тебе надо от меня? Доказательств у вас нет. Только предположения и глупые домыслы, подкреплённые бредом двух полоумных свидетелей. И с таким набором ты собираешься отправить меня под суд? Опустись на землю, опер, иначе падение будет очень болезненно. Через четыре часа истекает срок моего задержания. Тебе не кажется, что лучшим выходом для тебя, будет моё досрочное освобождение?

-Ты не выйдешь отсюда. Вернее выйдешь, чтоб перебраться в более мрачное место. Три дня я наблюдаю за тобой. Три дня допрашиваю. Три дня пытаюсь понять тебя. Могу признаться, что пока мы так ничего и не добились, но само понимание этого делает меня ещё упрямей. Слишком долго я гонялся за тобой, чтобы после этого, так легко отпустить. Ты сгниёшь за решёткой. Не буду клясться в этом, но обещаю, что сделаю всё, чтобы это свершилось. Так что можешь продолжать злорадствовать, но помни, у каждого сегодняшнего дня есть и завтрашняя ночь.

-Это уже философия, или признание собственного бессилия. Вот скажи честно, лично тебе я сделал что-то плохое? Вдруг  когда-то и где-то пересеклись наши дорожки, а я забыл? Можешь не отвечать, мы оба знаем ответ. Знаем и то, что в твоих действиях не чувство мести и даже не чувство служебного долга, а элементарное желание обрести славу за поимку кровожадного и беспощадного маньяка. Палач. Ведь так пишут СМИ о том, кого вы уже четыре года не можете поймать? Я тоже иногда почитываю прессу, но нет лучше журналистов, чем людская молва. И знаешь, что они говорят? Трупы то эти вовсе не такие образцы добродетели, как о них пишут.

-Не тебе судить и решать, кто есть кто. Самое главное, что ты теперь у нас и больше никому не сможешь причинить боль.

-Я шас расплачусь. Какие слова! Если бы не наручники, то зааплодировал бы. Ты хоть сам себе веришь? Да что ты знаешь о боли? Ожог, порез, ушиб, вывих, перелом и тому подобное? А кто из вас хоть раз задумался о боли матерей схоронивших своего ребёнка? О боли мужей, забирающих своих жён из морга? О боли детей везущих своих родителей на кладбище? Ты хоть раз пытался успокоить их тёплым словом? 

-Не строй из себя святошу и не пытайся вывести меня из себя. Не получится. И прекрати эти проповеди. Я не спал ночами и забыл об отдыхе, чтобы поймать тебя, потому что не на словах, а воочию видел все эти слёзы и не мог посмотреть им в глаза от стыда, понимая, что не смогу ответить на их вопросы. И так длилось все эти годы, пока я не поймал тебя. Да я поклялся сам себе, что не успокоюсь пока не упакую тебя, выродка!!!!!

-Ну вот. Перешёл к оскорблениям. Слаб ты духом, опер. Думаешь твои слова чем-то обидели меня? Ори сколько хочешь и сыпь проклятья с оскорблениями. Мне это по барабану, потому что уже через три с половиной часа ты будешь вынужден с извинениями отпустить меня.

-Никогда! И эти три часа ты запомнишь на все те годы, которые я уготовлю для тебя на зоне.

-Я тоже люблю фантастику, но своими мечтами ты превзошёл и Герберта Уэлса, и Александра Беляева, и Айзика Азимова вместе взятых.

-Смейся. А я посмеюсь потом. Ты ж знаешь, кто хорошо смеётся?

-Знаю. Тот, кто смеётся в последний раз. Уймись, опер. Не пори чепухи, а то и сам поверишь в это. Нет у тебя на меня никаких улик и доказательств. Решил разозлить меня, надеясь, что я выболтаю лишнее? Ну так забудь об этом.

-Вот смотрю на тебя и никак не пойму, как ты смог опуститься до этого? Вроде интеллектом и внешностью не обижен. Что же тебе не хватало? В чём причина такой ненависти к людям? За что ты их так жестоко убивал?

-Я? Убивал? Кого? О чём ты? Слушай, это уже не шутка. Тебе же срочно к психиатру надо. Спасай себя, пока не поздно.

-А ведь с тобой можно было бы и подружиться. Мало есть тех, с кем мне интересно беседовать, а ты прекрасный собеседник. Я даже магнитофон выключил, чтобы тебе было более уютно.

-Во как. Только что был выродком, а теперь интересный собеседник. Ты бы определился, а? Кого на мякину решил словить? Все эти дни твой напарник по-чёрному прессовал меня, а ты, приходя в камеру, делал ему замечание и приступал к культурному допросу. Так бы и продолжал, но ведь не выдержал и сорвался, а теперь пытаешься разрулить ситуацию таким дешёвым способом? И кто сможет убедить меня, что в камере нет другой прослушки?

-Нет больше никакой прослушки. Хочешь верь, хочешь не верь. Можешь молчать, но я всё равно докажу твою вину. Любой ценой. Думаешь, я с тобой просто так здесь сижу? Скажу тебе по секрету, всё равно тебе это не поможет. Я жду. Помнишь, месяц назад, убийство бизнесмена в развлекательном центре? Не усмехайся. Знаю, что помнишь, но не догадываешься, что кое-кто совершенно случайно видел тебя выходящим из туалета, где сразу после этого и был обнаружен труп того несчастного. И теперь этот кое-кто сидит в самолёте и подлетает к нашему городу, а у трапа уже дожидается машина с моими операми. Ну что? Стало тебе веселее иль нет?

-Смешно до колик. Особенно про самолёт и машину у трапа. Мне, типа, пора молить о пощаде?

-Поторопись, а то после опознания все твои попытки будут ненужными.

-Глупый ты и наивный, раз такой ахинеей решил меня припугнуть.

-Пропущу мимо ушей твой сарказм. Ещё немного и настанет мой черёд веселья.

-Твой черёд не настанет никогда. Во всяком случае не со мной. Даже самый захудалый адвокат сразу утрамбует вашего свидетеля одним единственным вопросом: почему он сразу не явился в полицию? Ведь судя по твоим словам, между тем, как он увидел убийцу выходящим из туалета и тем, как был обнаружен труп, прошло мало времени, и он был всё ещё в клубе, когда всё началось. Так чего же он сразу не прибежал и не заявил? Отмазки, типа срочно выехал в командировку, пригодны только для сериалов.

-К твоему счастью, в тот момент он просто-напросто испугался делать заяву, опасаясь, что убийство спишут на него. Но, к твоему несчастью, имел глупость рассказать об этом своей крале, которая уже очень давно и очень негласно работает на нас. А всё остальное было нетрудно организовать. Что замолк? Насторожило моё откровение?

-Честно? Насторожило. Но не твой рассказ о так кстати появившемся свидетеле, а твоё признание в даче клятвы раскрыть это дело. И раз уж ты решил сыграть роль крутого следователя, то и я подыграю тебе в роли кровавого маньяка, но, договоримся заранее, без протокола. Итак. Давай пофантазируем вместе, и я расскажу тебе то, что мне удалось узнать обо всех этих нелюдях. Кто был убит за это время? И сколько всего трупов вы обнаружили? Газеты писали о девяти жертвах. Но было ли только девять, и были ли они жертвами? Почему никому из вас ни разу не пришло в голову, что это может быть казнью? Почему ни один журналист не написал о закулисной жизни этих покойников? Почему никто не опросил их знакомых и коллег по работе? Да вы даже соседей не удосужились допросить для выяснения причин. Почему? Потому что после второго случая, кем-то из твоего начальства, была подброшена версия о маньяке, а это намного привлекательнее, и более удобно для последующего оправдания неудач. После этого вы так красочно расписали все убийства и стали называть его Палачом, что в городе началась поголовная паника, и простые люди стали опасаться собственной тени.

-Всё было сделано правильно. Страх был и будет наилучшим воспитателем, а нагнетая ситуацию, мы только приблизили срок твоей поимки.

-Ишь ты. А ведь и в самом деле приблизили. Да вам памятник при жизни надо поставить за такую сноровку. Прошло всего каких-то три с лишним года и ещё семь убийств, как вы наконец-то нашли кого-то, отдалённо похожего на разыскиваемого. Я тя умоляю, не смеши меня.

-Раз уж пошёл такой расклад, то и я кое-что скажу тебе. Во-первых, я никогда не отбрасывал гипотезу о мести и был единственным, кто осмелился высказать её на коллегии в Главке. Во-вторых, я лично опросил и соседей и всех кто был знаком с покойными, и это дало мне возможность составить своё представление о них. Я понимаю, к чему ты клонишь, намекая о неприглядных сторонах жизни каждого из убитых, но…ведь ничто не связывало эту девятку и их пути никогда и ни в чём не пересекались. Они никогда не встречались, и у каждого из них была своя жизнь. Да даже по социальному уровню все они были отличны друг от друга. Так кому же они так насолили, что отправились поочерёдно на погост?

-А тебе самому разве не захотелось сделать это после того, что ты узнал о них? Допустим, я поверю в то, что ты провёл тщательное расследование, и опросил всех, кого было возможно, так неужели тебя ничего не насторожило?

-Что именно должно было насторожить меня?

-Безнаказанность их преступлений.

-Ты или говори конкретно, или помолчи. Я слишком устал, чтобы решать твои ребусы.

-А и верно. Помолчим. Говорливость мне же и дороже обойдётся.

-Ну уж нет. Давай продолжим эту игру, тем более ты сам её затеял. О какой безнаказанности ты говоришь?

--Ходили слухи. Именно слухи, а не моё утверждение. Так вот, ходили слухи, что первый из убитых обвинялся в умышленном наезде и смерти двух человек. Матери и годовалого сына. Были и свидетели, утверждавшие, что машина неслась на бешенной скорости и что наезд произошёл на пешеходном переходе. Так же имелись записи регистратора, и заключение нарколога о том, что в момент аварии водитель был сильно пьян. Но на следующий день, совершенно неожиданно, все свидетели вдруг сменили показания, и наезд уже был совершён вне пешеходной разметки, причём на скорости, чуть превышающей 50 км/час. Запись регистратора фантастическим образом оказалась утерянной, а заключение нарколога за ночь превратилось в подтверждение о трезвости водителя. Исходя из перечисленного, вся вина была перекинута на убитую мать, и на основании этого было вынесено решение о прекращении уголовного преследования. Чудеса и только, тебе не кажется?

-Я встречался с очевидцами той аварии, но никто не говорил о его  виновности.

-Потому-что глупо обвинять того, кто заплатил тебе за молчание. 

-А ты откуда знаешь об этом? При тебе, что ли произвели оплату? И даже если прислушаться к твоему утверждению, о мести, то кто сделал это? У покойной не было мужа. Ребёнка она родила с помощью донора. Близких родственников у неё так же не было. Кому же тогда была необходима эта расправа?

-Наверное тому, кто уже не мог вынести этот беспредел, принявший форму узаконенного. Тому, кто осознал, что закон действенен только для малоимущих. Тому, кто взял на себя роль и судьи и палача.

-Уж не себя ли имеешь в виду?
   
-Я похож на сумасшедшего, чтобы отвечать на этот вопрос? Или ты впервые слышишь о таких авариях?

-Интересная мысль и я вынужден признать, что такое возможно в наше время.

-Переходим к другому повествованию о некоем пластическом хирурге, считающего себя непревзойдённым мастером своего дела. Будучи неглупым человеком, он не решается экспериментировать над богатыми пациентами и выбирает для этого тех, чей протест не будет услышан. Пациенты не осознают, что соглашаясь сделать им операцию за смехотворную цену, этот благодетель лишает их возможности выразить недовольство. Потому-то неоднократные нарушения и ошибки при проведении операций остаются незамеченными, а жалобы нескольких, наиболее смелых потерпевших, сметаются в корзину. При проведении конкурса на лучшего хирурга года, ему присуждают первое место, не посчитав нужным обратить внимание, сколько прооперированных им человек умерло после выписки из больницы. Крики родственников умерших, а так же тех, чьи операции вместо обещанной красоты принесли дополнительное уродство, остаются неуслышанными.

-Продолжай, продолжай. Очень интересная гипотеза.

-Заинтригован? Тогда слушай внимательно. Убит обыкновенный трудяга. Фрезеровщик. Вроде никакого мотива и причин. На работе характеризуется положительно. Но странное дело, родители, те, кто должен оплакивать своё чадо, уж больно спокойно относятся к случившемуся. А показания соседей не протоколируется и не транслируется по ТВ, хотя о самом убийстве происходит ежедневное смакование случившегося. Ни в одной газетёнке не указано об этом, будто нет в этом ничего противоестественного.

-Знаю, к чему ты клонишь. Хочешь рассказать о его запоях и постоянном избиении родителей. Так и я проверял эту версию, но вот нестыковка. Не могли эти престарелые проломить ему череп, даже если бы ударили вместе. Силы уже не те.

-Вся наша беда была, есть и будет в постоянном поиске простого внутри сложного. Мне продолжать или ты уже уяснил?

-Осталось шестеро. Валяй. Послушаю.

-Четвёртый, скупив несколько сот гектаров, возомнил себя крутым помещиком, и подкармливая всех властьимущих, создал некое государство в государстве. Со своим судом и со своими опричниками. Недовольных, вначале нещадно избивают, а затем, если не подействовало, приступают к более действенным методам. Например, к поджогам домов, или же к отравлению живности. В случае дальнейшего неповиновения, происходит исчезновение смельчака. Безнаказанность порождает миф о неприкосновенности хозяина земель, что окончательно ломает дух сельчан.
Пятый, обладая справкой о психическом расстройстве, установил в своём подъезде диктатуру, при которой соседи, выходя из дома не всегда уверены, что смогут вернуться. Неоднократные вызовы полиции оканчиваются устным предупреждением. Никакие свидетельские показания и заявления об угрозе жизни, не принимаются. Стоит ли связываться с психом, наличие справки у которого гарантирует отпущение всех грехов? Ну и что, что он гуляет по подъезду, размахивая топором. Никого же пока не убил. А то, что нападает на них, так это вовсе не нападение, а результат очередного приступа. Всё это длилось больше пяти лет, и никто не подсчитал, сколько несчастных умерло от инфаркта и от инсульта, и сколько детей стало постоянными пациентами у психолога. Но причиной то всех болезней был элементарный страх за свою жизнь. Страх постоянный. Ежедневный. Ежеминутный. Дети боялись выйти во двор. Родители боялись идти на работу. Никто не слышал их крики об ужасе постоянных встреч с этим упырём. Как бы ты себя чувствовал, спускаясь по лестнице и видя, как навстречу тебе, размахивая топором и горланя ругательства, поднимается пьяный верзила?
Шестой организовав вроде бы солидную компанию, приступает к строительству новостройки. Рекламы и призывы к покупке квартир. Хвалебные дифирамбы в адрес застройщика и его строящегося детища. Возле стройки расклеены плакаты с фотками внутреннего убранства дома и квартир. Вроде ничего не предвещает плохого. Котлован вырыт. Фундамент уже залит. На ограждённой территории видна и техника, и подъёмный кран, и множество рабочих с прорабом. Работа кипит прерываясь только на обеденный перерыв. И тогда начинается массовый спрос на квартиры. Их скупают в сжатые сроки и с вожделением ожидают окончания строительства. Но совершенно неожиданно происходит то, что происходит у нас очень часто, то есть банкротство этой компании. Счета и имущество фирмы арестованы, хотя о каком имуществе может идти речь, если вся техника была взята в аренду, а на счету в банке сумма эквивалентная пачке сигарет. Пайщики подают заявление в суд, который ничего не решает в их пользу. Кто-то сходит с ума. Кто-то режет вены. Кто-то попадает на счётчик. От кого-то уходит жена. Но разве это вызовет жалость у того, кто организовал всё это представление?
О седьмой особый рассказ. Ты же знаешь, кем она работала и где? А ты читал заявления тех матерей, которым не повезло встретиться с ней? И тебя не насторожила массовость смертей новорожденных? А ты хоть знаешь сколько «зелени» готовы выложить за ребёнка те, кому не было дано обрести счастье называться родителем? Почему же никому не пришло в голову проверить причины такой ужасной статистики? Да куда ж мы все катимся, если готовы за деньги продать Душу?
Восьмой являлся владельцем солидной фармацевтической фирмы, но о том, что основным источником его дохода является наркота, знали немногие. Будучи примерным семьянином и любящим отцом, он не задумывался над тем, сколько жизней потеряно благодаря его бизнесу. Ежемесячно проверяя анализы своих детей  на наличие наркотиков, он не считал нужным подумать и о тех, кого уже конкретно подсадили на герыч. Но самое страшное, что вместе с этим он занимался благотворительностью, и думаю, ты читал хвалебные отзывы о его мерзкой персоне.
Ну, а последний, тот, которым ты пугаешь меня, организовал вывоз наших девушек в бордели всего мира. Приглашая на работу за рубеж, он заманивал девчонок обещаниями о прекрасной жизни и перспективах карьерного роста, а на самом деле всё заканчивалось притоном, из которого уже не было обратного пути. Судя по тому, как сузились твои зрачки, ты и сам просматривал ужасную статистику исчезновений молодых девушек. Так неужели мы настолько слабы, что не можем противостоять этому разгулу беззакония? Вот ты сказал, что страх это самый хороший воспитатель. А вдруг ещё кому-то пришла та же самая мысль и своими казнями он пытается обуздать всех, возомнивших себя неприкасаемыми? Вот и весь расклад, опер. Подумай над сказанным. И между прочим, пока я рассказывал тебе, время моего задержания вышло, а твоих оперов со свидетелем всё ещё нет. Будем ждать?

-Рейс перенесли на один час. Но ты прав. Время закончилось и я не имею право и дальше держать тебя здесь. Личная просьба, если когда-то и где-то встретишь того о ком рассказал мне, передай ему, чтобы был осторожней. Подождёшь минуту, пока я оформлю тебе документы?