А открой-ка, братец, минералочку!

Сергей Кинжалов
А открой-ка, братец, минералочку!
 


 Так вот, в одну экскурсию ездил, в прошлом веке...
 Профсоюз расщедрился, да прямо неожиданно, в пятницу.
 С утра, в цех  профсоюзница зашедши в пятницу,  и объявляет.
 - Кто желает поехать на экскурсию,  милости просим. Автобус у проходной.

 - А что бы и не съездить? - все загалдели. Тем более, нам работать по пятницам не очень-то и хотелось.
 Маршрут таков: Самарканд - Бухара - Каган. В городе Каган вас будет ожидать то ли ханский,  то ли хамский плов и гостиница в час ночи.
 За три дня, туда и обратно.
 В 10 часов утра весь наш цех как ошпаренные погрузился в автобус,  и отчалили.

 Автобус шикарный. Едем.
 Долго едем в тот Самарканд-город. То в гору, то с холма, а то опять в гору... Приехали...
 По дороге сервис – несколько кафе посетили. В этом кафе - цыплята синие в рот, окрошка из одного огурца и компот.
 На дорожку, та же самая столовая преподносила на каждого по тушке жареного ощиплёнка - матово-фиолетового цыплёнка.

 По дороге, всё семейство  ощиплят  всей фермой улетело в окошко, когда были нами внимательно зорко рассмотрены.

 По прибытии, к двум часам дня в город Самарканд, нас снова пригласили в столовую, на то же самое меню.
 Окрошка с укропом, и компот. На дорогу, чтобы с голоду не померли, нам в кулёчки  были положены, на сей раз, серых цыплят  - серо-ультра-фиолетово.

 Пообедав окрошкой, всей толпой двинули в крепость, в знаменитую крепость Арк.

 Все бегом в крепость и я тоже,  только неспешно.   В хвосте плетусь и, по своему желанию, после первого восторга, этот хвост, незаметно оторвался от тулово-коллег.

 Экскурсанты идут, по этой экскурсии, будто их кто погоняет: в темпо - быстро - на раз-два-раз-два.
 А я иду на раз - небрежно, задумчиво - два, и навсегда отстал.

 Смотрю, а дорога каменная вверх ведёт. Как в кино это было "Это было в Коканде".
 По этой крепости на коне только и скакать.
 Да на тачанке её в три дня не обскачешь, эту крепость. Да и вверх,  по наклонной постепенно взбираться-карабкаться надо.
 Мне хоть и легко, пожизненно привычный...

 Взопрел я малость, развернулся, и обратно к автобусу пошевелил, тем более, мне что-то на крепость захотелось издалека  посмотреть.

 Да если бы не эта жара, то весь Самарканд бы обошёл, и в Ташкент пешком не уморился.
 Не дошёл я тогда до падишаха...
 Да и зачем мне нужен, этот падишах? Вдруг, подерёмся. Не хватит визирей нас разнять.

 Гляжу, а на моём  по пути зиндан-тюрьма, и в этом пространстве на цепи сидит скелет в одиночестве, и явно мучается.

Настоящий, сухой от жажды скелет-узник.
 Ох, и жили же ханы, злые все, и людей мучили...

 Жалко мне стало "узника". Стражу  перебил...  благо, у меня костылищи с собой.  И сплошь  металл. Об одного сломал один, о второго другой согнул, да и освободил  узника.
 Похоронил достойно,  как и полагается, до захода солнца.
 Наскоро  свои доспехи починил, и в путь пошёл обратный, к автобусу торжественно-плавно,  а то  - водителю скучно одному.

 Вынес себя  из крепости - в будочку-магазинчик зашёл.
 Там парень одиноко, из местных, продавец в тюбетейке.
 Я ему и говорю:
 - Открой-ка, мне братец, ташкентской водички. Что-то у вас здесь  в городе жарко, до потливости. Да прямо как у нас.

 Продавец  уставился в меня и произнёс: Вайдод.
 - Брат, честно,  нет у нас такой вода... 
 Я сморю в его карие глаза, и не мигаю.
 - А это, что? - и показываю пальцем... да-да, тем самым пальцем, который  чуть не потерял в схватке, с теми, со стражей ханской.
 - Это не ташкентская...
 - Да как же это не ташкентская? Посмотри ты внимательно на полочки...
 - Да где ты такой вода видишь?

 Три минуты я с ним пререкался. Хотел уже силу применить, да на куски его разобрать, и с тем несчастным похоронить, что два века сидел на цепи, а может и больше - я не антрополог.
 Наконец, я пить снова захотел и не задумываясь, поднимаю свой костыль, вроде, как показать ему этой указкой на витрину, через его стойку и, мимо его головы прошуршал (он пригнулся).

 - А это, что? – ворчу пепельно-охрипшим голосом.
 Он под стойку спрятался – одна чалма торчит. Он подумал, что я его хотел обидеть.

 Парень из-под стойки...
 - Самаркандский вода это!

 Ну, наконец, к воде подобрались.
 А сам-то, думаю, вот я дурак, какого я маха дал, размахался здесь доспехами.

 - Тогда открой мне самаркандскую - саблю тебе ханскую в печо... в подарок.
 Вылез он из-под стойки, себе открыл и мне.
 
 Себе же первому бутылочку открыл, а мне уже потом, и стал мне объяснять, что в Ташкенте - вода ташкентская, в Самарканде - самаркандская вода, а в Гонолулу... и не выговоришь...
 Да я и сам к тому времени уже стал чистокровным самаркандцем.

 Так что, товарищ, где бы ты не находился, да куда бы судьба тебя не занесла, говори всегда так:
 - А открой-ка ты мне братец,  минералочку... ташкентскую.

 Сергей Кинжалов.