IV. Путевые заметки. 5. Теплоходная жизнь 1-8

Маргарита Бахирева
                1.КЛУБ ИНТЕРЕСНЫХ ВСТРЕЧ
    
     Сегодня с утра участники художественной самодеятельности  готовились к очередному  концерту. А на главной палубе прошла беседа "Четыре побега из царских тюрем". Про Довье, который совершил один побег  из Енисейской тюрьмы. Беседу провел наш турист. Обещал рассказать еще о Меньшикове. В прошлом году он побывал в Березове.

    Лектор – мужчина небольшого роста,  обыденной внешности, из тех неприметных  людей, какими часто бывают мужчины после пятидесяти. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» - это не про них. Хорошо еще, если  в таком человеке имеется внутреннее содержание, способное компенсировать внешнюю заурядность. «Мужчина в массе колеблется от гениальности до полного убожества», - утверждают астрологи. Приоритетность духовности над материальным,  чему нас назойливо приучали с детства,  та самая «русская душа» - спасительный поплавок в омуте посредственности. Впрочем, еще древние отмечали, что славяне главной красотой мужа считали крепость в теле, силу в руках и легкость в движениях, пренебрегали своим наружным видом. Равно как «золото и серебро они столько же презирали, сколько прочие желали его».

     Кем был по профессии Юдин (еще один «Юдин» из категории   удивительных «чудаков»; как говорил чеховский герой, «нормальное состояние человека – это быть чудаком»), я так и не узнала, да он и не представился. Его страсть – история. На личные деньги ездит по местам, связанным с героями собственных исследований, собирает материал, много читает и затем делится результатами  поисков с  другими.

    Теперь каждый день - встречи с интересными людьми. Впечатлениями о поездке во Францию (дважды) поделилась Александра Васильевна Иванова, седовласая представительная женщина, бывшая учительница. Ей уже 72 года. Объездила 15 стран, побывала на 42-х туристских маршрутах по СССР. "Вот только Сибирь осталась неохваченной", - делилась с нами еще в Красноярске, в гостинице.

    Александра Васильевна – человек удивительный.  46 лет  жизни она отдала педагогике, 20 из них связано со свердловской школой  № 37, где работала  с самого основания. Отсюда  проводила на войну первых выпускников, многие  из которых не вернулись,  оставшись для нее самыми родными. Да и большинство других  «любимчиков» («все, все были у меня в любимчиках») педагог помнит  всю жизнь.
 
     Александра Васильевна награждена тремя медалями, орденом Ленина и орденом Трудового Красного  знамени. Но об этом я узнала позже, случайно прочтя в газете заметку. В статье писалось: «А.В.Иванова – активный пропагандист интернациональной дружбы, лектор  общества «Знание». Только за  20 лет она прочла в области, на заводах, на предприятиях около 1300 лекций, из них более половины  - на общественных началах».

    Затем слушали Богдановича Игоря Владимировича, того самого, который перешел на наш теплоход с корабля "Сегежа"  на Диксоне. Путешествие они начали из Мурманска. До Диксона шли семь суток. В пути случилось несчастье. Уже пройдя шторм в десять баллов, и переболев "морской болезнью", едва успели облегченно вздохнуть, как почувствовали, что корабль начало страшно трясти. Идти стало невозможно. Пришлось остановить машины. Матрос, спустившийся под воду, обнаружил, что у винта оторвало одну лопасть, весом около тонны. Обычно судно, попадающее в такое положение, дает сигнал "SOS" и ждет помощи. Команде "Сегежи" удалось собственным ходом благополучно дотянуть до порта.

     Игорь Владимирович показал многие зарисовки: во время шторма, о буднях и жизни членов команды и сделанные на Диксоне. Поделился впечатлениями. Вышел он в Игарке, откуда торговым судном  поплывет в Красноярск, а затем вернется в Москву.

             2.ВСТРЕЧА С АБРОРИГЕНАМИ

      После обеда состоялась "зеленая" остановка. Высадились на песчаном острове. Погода чудесная. Тепло. Купались и загорали. На острове находится чум, в котором живут кеты. Деревянный конусообразный остов  из жердей покрыт берестой, особым способом обработанной  и сшитой в полосы. Дым очага выходит в верхнее отверстие. Пола нет, земля застлана свежими еловыми ветками и оленьими шкурами.  У чума - двое мужчин и женщина. Выглядят ужасно. Лица  - словно вырезанные из коры старого дерева. Мужчины страшно искалечены. Интересно отчего? У одного изуродовано лицо и перевязан глаз. У второго - скрюченные руки. Неопределенного возраста. Да у кетов и вообще не записывали, кто когда родился.   Кеты, как нам сказали, редкая национальность,  насчитывающая всего человек восемьсот. Уже многие годы ученые спорят об этом народе.  Считается, что живут они только в бассейне Енисея и нигде больше. Их язык не схож ни с одним языком на земле. Его не понимают даже ближайшие соседи.

     Согласно древней легенде, кеты когда–то жили на юге. Но однажды нагрянули из пустыни великаны – людоеды. Чтобы спастись от них, кеты бросились в свои ветки, и дедушка Енисей унес их от родных мест. Тогда великаны, которые не умели плавать и боялись воды, забежали вперед далеко по берегу  и сгрудили из гор непроходимую преграду для реки. Один из беглецов, удалой Альбэ, схватил топор и рассек каменную стену. Енисей хлынул в щель, прорвался и унес людей дальше на Север. Здесь они и поселились, и живут до сих пор. Место же, где Альбэ разрубил скалу, называют теперь Осиновским порогом. Я уже писала о нем.

      Ученые в  той легенде о кетах находят зерно истины. Изучая  их культуру, они обнаружили  связь с культурой древнейших обитателей Минусинской котловины - народами, жившими на юге Енисея в эпоху бронзы и раннего железа. Не таинственные ли динлины, что оставили еще до нашей эры множество курганов в верховьях Енисея – их предки? – высказываются предположения. Народ южных степей мог переселиться на север, спасаясь от гуннов, а позднее от кыргызов.

     Нынешние кеты – искусные охотники, рыболовы и гостеприимные хозяева.  Они доброжелательны ко всем, кто посещает их.  А таковых оказывается немало. Этнографы, антропологи, лингвисты продолжают изучать эту загадочную народность.  Еще до революции  эта нация считалась совершенно нищей,  утратившей национальный характер и близкой к вымиранию. Но сегодня молодые кеты – врачи, библиотекари, киномеханики, учителя. Многие учатся или окончили  Петербургский институт народов Севера,  пишет Кублицкий.   

     Кеты продали нам кедровые шишки и орехи.  Всем было интересно сфотографироваться у чума  с хозяевами.

     Сегодня же состоялся вечер поэзии. Но мы его проспали. Какая-то страшная нелепость. Твердила о нем с самых первых дней,  и вот проспали... Говорят,  прошел хорошо. Читали многие, в том числе и собственные стихи. А после ужина состоялся концерт. Оказалось много солистов. Хорошо пел Витя, сын "Нептуна", шуточную  песенку "Ты ж меня пидманула" на украинском языке. Несколько мелодий исполнил оркестр народных инструментов в составе членов команды и туристов. Да один юноша из команды прочитал свои стихи. Стихи хорошие. Затем снова слушали Александру Васильевну Иванову. Теперь она рассказала о поездке в Швецию и Финляндию. После беседы разучивали песни о Сибири,  Енисее и Красноярске. А в музыкальном салоне  шла подготовка к вечеру музыки, который состоится завтра. Вечерами почти все время  в музыкальном салоне кто-нибудь играет. Приятно сидеть в полумраке и слушать музыку.

               3.ЗЕЛЕНАЯ ОСТАНОВКА

    Мы вновь на "зеленой остановке". Енисей невероятно красив. Со всех сторон окружают его высокие лесистые берега, скрытые в легком тумане. А рядом тайга - непроходимая, дикая. В двух шагах от берега - страшный бурелом, и кажется: здесь не ступала нога человека. Почти весь склон завален стволами деревьев, обрушившихся, как видно, давно. Некоторые уже совсем сгнили, превратились в труху. Но много ягод: брусника, черемуха, смородина, шиповник - словно в заповеднике. Собирай хоть горстями. Кедры с манящими шишками, которые мы не можем достать. А мужчины возвращаются с полными рюкзаками.

     «Сила и очарование тайги  не в деревьях – гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что разве одни только перелетные птицы знают, где она кончается.  Первые сутки не обращаешь на нее внимания; во вторые и третьи удивляешься, а в четвертые и пятые переживаешь такое настроение, как будто никогда не выберешься из этого земного чудовища», - писал Антон Павлович Чехов.

     А влюбленный в свою родину Суриков рассказывал:
     «Сибирь под Енисеем – страна, полная большой и своеобразной красоты. На сотни верст девственный бор тайги с ее диким зверьем. Таинственные тропинки вьются тайгою десятками верст и вдруг приводят куда-нибудь в болотную трясину или же в дебри скалистых гор. Изредка попадается несущийся с гор бурный поток, а ближе к Енисею, то по одному берегу, а то и по обоим  - убегающие в синюю даль, богатые луга с пасущимися табунами. И все это прорезывал широкий исторический сибирский тракт с его богатыми селами…»

     Теплоход опять отправился в путь, вверх по Енисею. Впереди показались чудесные острова - "Кораблики", "Барочка" да извилистой лентой растянулась протока.

                4.НОБЫЧАЙНОЕ СЕЛО

         Тайга необыкновенна. Енисей затянут дымкой. Думала – туманом, оказывается, дым. Горит тайга. И дым серой матовой пеленой затянул всю реку, почти от самого Туруханска,  и вот уже скоро подъезжаем к Ворогово. Очаг найти трудно. Летают вертолеты.

          Ворогово – стариннейшее сибирское село, основанное в начале XVII века. Расположено на высоком плоскогорье с песчаным спуском к Енисею. Вытянувшиеся вдоль реки двухэтажные бревенчатые дома. Ариадне Эфрон оно показалось «таким древним, что теряешься среди минувших столетий, плутаешь меж ними, как меж улицами». В 1965 году Ариадна решила отметить  десятилетие   возвращения из ссылки поездкой – своего рода «паломничеством»  в места не столь отдаленные, совершив путешествие по Енисею тем же маршрутом, что и я.

      «… у меня становится легко на душе; я физически ощущаю эту легкость, это громадное облегчение от того, что вот я стою, десять лет спустя, на этой высоте и вижу Туруханск. Так, оказывается, мне это нужно было. Почему? Сама не знаю и никогда не узнаю. И опять же непонятно почему было и откуда взялось ощущение ясности и покоя».

      На берегу много поленниц. Жители заготавливают дрова из плавника. Всюду лодки. Лодка у местного населения – основной вид передвижения. За рекой кедрачи, а  в реке стерлядь, без нее не обойдешься. Сегодняшнее Ворогово – деревянные дома, деревянные тротуары,  улицы  все в щепе, как прежде в Игарке. Во всех домах крытый двор, чтобы не заметала пурга, и очень высоко от земли окна, чтобы не заваливали сугробы.

      В Ворогово мы жили. Когда мои молодые родители вместе со всей родней уехали в Туру, где я и родилась, то через год бабушка с дедушкой решили переехать  в  ранее облюбованное ими  Ворогово,  небольшое село с хорошими природными условиями, с охотой, рыбалкой. Этим  увлекался дедушка. Забрали  с собой и меня. Из Ворогово бабушка часто ездила на лодке в гости к  знакомым на Стрелку,  место, где Енисей принимает Ангару.

     Когда после окончания срока договора родители  выехали из Туры, они заехали в Ворогово. Отец  вспоминал: «Мы подходили к Туруханску, и ничего нам больше уже серьезно не угрожало. Пороги сами по себе по течению серьезными препятствиями не являлись. Важно только знать фарватер и пройти точно по нему, чтобы не наскочить на камни. Не помню, на какие сутки  ранним утром мы прибыли в Туруханск. На наше счастье у пристани стоял первый в ту весну пароход, возвращавшийся из Игарки. Но так как все выезжавшие  в этом году всегда старались выехать  с первым пароходом, то он был до отказа забит. И как выяснилось потом, когда мы причалили к берегу, попасть на пароход и уехать на нем нет никакой возможности. Но что-то делать надо. И вот кто-то подсказал: нужно втихоря подойти на катере к другому борту парохода, и  пока команда занята разгрузкой и погрузкой, потихоньку забраться на вторую палубу. Что нам и удалось сделать. Места, правда, не люкс, но на свежем воздухе, а время было конец июня – тепло.

     Так мы и добрались до Ворогово. Пароход из-за малого количества сходящих пассажиров и отсутствия груза к берегу не пристал, а выгрузил нас  и доставил на берег в шлюпке. Семья Рычковых в полном составе и дочь встретили на берегу.

    …Енисей и речушка, впадающая в него возле Ворогово, богаты рыбой. Погода стояла теплая – конец июня, время девать некуда, поэтому мой тесть Сергей Константинович, я и ребята – Костя и Гена часто ходили рыбачить. На речушке ловили рыбу на удочки, а на Енисее – стерлядь самоловами».

                5.САМОРОДОК

    Сегодня слушали Юдина о поездке в Березово, куда был сослан Меньшиков. История Меньшикова - этого «самородка, коими во все времена так богата русская земля», не могла не взволновать каждого, кто  не равнодушен к  прошлому. И не просто как историческому факту, а человеческой трагичностью. Меня она захватила еще в школе, в классе 6-7–ом. Тогда у нас были талантливые учителя, каждый из которых чем-то запомнился на долгую жизнь. В те годы, сразу после войны,  в стране была лучшая школа, как говорили позже, и именно из ее выпускников впоследствии  получились лучшие учителя. Я и сейчас помню почти всех учителей того времени. Ефросинью Александровну, преподававшую нам химию, добрейшую, ласковую старушку (так нам казалось), от которой никогда не слышали резкого слова и которая забрала  к себе жить девочку из детдома (их, эвакуированных, тогда много училось в нашей школе). Евгения Ивановича, высокого бородатого красивого мужчину, преподавателя ботаники и зоологии, ставившего «пятерку» за одно только «золотое слово». Стройного, еще молодого, элегантного Александра Яковлевича Афанасьева, фронтовика (говорили, что у него был протез, но мы этого не знали), физика (хотя и нелюбимого мною предмета). Он водил нас вечерами  смотреть на звездное небо, когда начали изучать в 9-ом классе астрономию (полюбившуюся мне). Запускал  вечерами с мальчишками, в те, еще далекие, 50-ые годы, в коридорах школы ракеты. И возил на олимпиады в университет. А в его жену –  красивую молодую Валентину Ивановну, изучавшую с нами конституцию (был такой предмет в школьной программе), мы все, даже девчонки, были влюблены. Помнится и совсем еще молодая обаятельная  черноволосая преподавательница немецкого языка  - татарочка, имя которой мы едва выговаривали и вместо Асия Шигабуддиновна, говорили - Асейша Габудиновна. В ее кружке мы пели песни на немецком языке. Они и сейчас еще сидят где-то в подсознании: «В движенье мельник жизнь ведет, в движенье…» Не забыт и литературно - критический кружок, который вела наша классная руководительница Нина Петровна, тоже замечательный педагог. Возможно, он–то и оставил самый большой след в душе, определив на всю жизнь пристрастие к литературному творчеству. Это она впервые дала задание – написать рецензию на рассказ Чехова «Невеста», и я  в восторге взялась  сделать это, оказавшись единственной, кто выполнил задание. Но самое удивительное: Нина Петровна тоже жила в Дудинке, что буквально потрясло меня, когда узнала. А еще она говорила, как это прекрасно знать стихи наизусть, и приводила пример, как однажды на пароходе пассажир читал  им Блока. Почему-то это навсегда врезалось в память.

   На уроках, особенно в средних классах, помимо изложения учебного материала, учителя показывали репродукции картин великих художников. Даже не видеослайды, а  в век последних достижений  в области аудио-видеотехники, что и вообще может показаться анахронизмом,  -  нам показывали обыкновенные бумажные открытки и рассказывали о сюжетах, изображенных на них, о мастерстве и манере  того или иного художника. Тем самым делая учебный материал более увлекательным  и доступным для понимания,  а также ненавязчиво приобщая к искусству,  приучая понимать его. Именно после таких занятий мы начинали сами собирать репродукции.  Во всяком случае, у меня до сих пор хранится  немало. Была среди них одна репродукция, вроде бы, совсем мало интересная. Называлась  «Опять двойка».  По-видимому, педагог  показала ее в воспитательных целях. Художника я не помнила, но вот недавно, совершенно случайно обнаружив открытку в своих архивах, узнала, что автор -   Федор Решетников, челюскинец. О нем я буду говорить дальше.
 
   Но картина «Меньшиков в Березове» стояла особняком. Мы ничего тогда еще не знали о нем -  ни по истории, ни по литературе. Да и вообще школьная программа тех лет не отличалась особой эмоциональностью. Все зависело от педагога.  Помнится, как подробно учительница объясняла то, что изображено на картине. Тесная холодная изба где-то на краю земли, «в медвежьем углу». Сквозь маленькое замерзшее окно едва пробивается скудный свет, тревожно теплится огонек свечи у  божницы. Все это создает атмосферу безысходности. Прижавшись  друг к другу, приютилась семья Меншикова. Неподвижные позы, замкнутость пространства, какая-то стесненность этих людей, низкий потолок над головой -  еще больше подчеркивали атмосферу обреченности. Педагог особо обращала внимание на психологическое состояние запечатленных на картине персонажей - ту  волнующую психологическую драму, которую изобразил художник.
 
    Ближайший сподвижник Петра,  почти первое лицо в государстве, низвергнутый в одночасье и заброшенный в далекую ссылку.  Меншиков был близок по духу излюбленным суриковским образам.  Это человек «ярый сердцем», мощный духом и телом. Мы видели  мрачную угрюмость смирившего с судьбой, но не сломленного духом человека. Сознание бессилия  лишь распалило его ярость. Зубы стиснуты, ладонь сжата в  кулак.  Страдания даже облагородили  и возвысили его над всем мелочным и житейским. Меншиков погружен в трагическое раздумье, но сейчас его волнует не личная неудавшаяся судьба, а глубоко терзает то, что он стал повинен в несчастье  детей. У ног отца, прижавшись к нему, сидит старшая дочь  - Мария, несостоявшаяся царская невеста, - жертва отцовских дерзких помыслов о власти. Хрупкая, закутанная в бархатную темную шубку фигурка. В ее бездонные,  неподвижные, полные трагизма  и безысходности темные глаза на бледном лице  и сейчас невозможно смотреть без сострадания. Она словно предчувствует скорый конец: не выдержав тягот ссылки и душевных страданий, Мария  вскоре умрет в Березове. В глубине, слева от отца, - сын Меншикова, еще подросток, погруженный в собственные мысли, машинально отколупывающий воск с подсвечника. Более светлый, лишенный трагической мрачности, образ средней дочери Александры - золотоволосой, румяной,  в светлом нарядном платье, которая сосредоточена на чтении. Она привлекает молодостью и красотой. Хотя и через много лет,   им все же удастся вернуться на родину.

    Нам говорили о выражении глаз, позах, одежде – обо всем, посредством чего художник сумел передавать индивидуальное  психологическое состояние каждого из героев и характер. «Ужас, безнадежность и глубокая, волнующая трогательность» - все это  оказывало  сильное и незабываемое воздействие на человека. «Меншиков» из всех суриковских драм  наиболее «шекспировская» (по словам  М.В.Нестерова.)
 
    Но знаменитая картина все же исторически не достоверна (художник имеет на это право). Считается, что Меншиков привез с собой в ссылку несколько килограммов золота, потому и дом у семьи был приличествующий ее положению («невысокое, но просторное здание»), а не  жалкая избушка с подслеповатыми окнами.

   Рассказ лектора о трагической и незаурядной судьбе знаменитого соотечественника полностью захватил нас. Эта история, если  и была известна, то далеко не всем и не так подробно.  А меня  побудил позже еще раз обратиться к его биографии, прочтя книгу Николая  Ивановича Павленко  «Меншиков». В настоящее время  об эпохе Петра I и сподвижниках царя написано немало. Павленко - автор «превосходной, единственной в своем роде в советской историографической литературе, монографии о Петре Великом, которая захватывает воображение, ум и сердце читателей». И столь же ярко писатель рисует личность  и деятельность другого своего героя - Александра Даниловича Меншикова.

    Особенность современной документальной исторической литературы, помимо конкретной историчности и правдивости,  - то особое, я бы сказала, человеческое чувство авторского сопереживания, что приближает героев лично к читателю и вызывает ответные родственные эмоции.  Поэтому всех заинтересованных отсылаю к этому автору.

   Я же хочу привести то немногое, что известно о последних годах жизни Меншиковых в Березове, легендах, связанных с этим именем, и  некоторых других поселенцах  рокового места, ставших  жертвами  борьбы за власть в XVIII веке.
 
   О подневольном путешествии Меншикова в Березов, как и  об условиях жизни там,  не  сохранилось никаких официальных документов. Некоторые любопытные детали  приводит Вильбоа,  «француз на русской службе», однако современные исследователи сомневаются в  достоверности этих сведений.

   Коротко назову их. Из  Тобольска Меншикова и детей (жена умерла в Казани)  повезли в маленькой открытой повозке, ведомой лошадью, а в иных местах собаками, до Березова. По словам Вильбоа, путь до Березова занял пять месяцев.

   Прибыли в Березов. Здесь находился острог для государственных преступников. Меншиков  вместе с восемью мужиками, оставленными при нем из числа слуг, срубил себе дом – из четырех комнат. Какой-то добродетельный друг, имени которого не знали ни Меншиков, ни семья, снабдил четырьмя коровами и быком. Через полгода жизни в Березове  дети заболели оспой. Старшая дочь Мария умерла на руках отца (существует и другая версия о смерти Марии), но Александра и Александру  удалось выходить.

    Меншиков стоически переносил ссылку. Похудел, оброс бородой, но присутствия духа не утратил. Поверженный, не обращался с просьбами  к победителям.  Кончал  жизнь с топором в руках,  с чего и начинал умопомрачительную карьеру. В Березове эти навыки пригодились, чтобы срубить церковь: сам тесал и рубил бревна, настилал полы, занимался отделкой. Вложил  и немалые средства: дорогие иконы, украшенные жемчугом, священническую одежду и много другой утвари. После освящения церкви его выбрали церковным старостой.  Был и звонарем,  и певчим.

   Наступил черед расставания с жизнью самого Меншикова. Скончался Иван Данилович 12 ноября 1729 г. 56–ти лет от роду.  По преданию, похоронили князя на яру недалеко от своей церкви, под сенью лиственниц, среди которых любил гулять, подле дочери, какое желание многократно изъявлял в последние дни жизни.

   Но даже мертвый, он  порождал  легенды. Долгие годы пытались разыскать могилу князя. Дважды производили вскрытие,  «для того только, чтобы удостовериться, действительно  найденное тело было Меншикова» (по словам тобольского губернатора Д.Н.Бантыш-Каменского, ставшего известным не  столько как администратор, а как историк). Цель разысканий -  поставить на могиле «знаменитого изгнанника» «простой памятник». И все-таки, считают современные исследователи, исключая налет фольклора и романтики, городничий и губернатор раскопали не  его могилу. Говорят, что всемогущего сподвижника Петра  навсегда похоронил обвалившийся берег,   из которого долгое время торчала плита с именем князя, но потом и она исчезла. Или же  останки унесла  разлившаяся река Сосьва. От лиственничной рощи тоже мало что осталось. Но памятник Меншикову там стоит.

    Еще одна легенда связана с дочерью Меншикова  - Марией.  Очевидцы вскрытия могилы рассказывали, что на большом гробу  стояло два маленьких гробика. Согласно преданию, Мария тайно  обвенчалась  с князем Федором Долгоруким, разрешилась двойней и тут же скончалась. Легенда гласит: молодой князь,  влюбленный в Марию, вопреки воле семьи, последовал за ней, намереваясь спасти  и возлюбленную, и  семью.  Мария и Федор встречались в беседке на мысу, недалеко от церкви, сейчас это место носит название -  мыс Любви. Однако увезти Марию не удалось. После смерти возлюбленной Федор Долгорукий остался здесь, чтобы умереть и быть похороненным рядом с любимой.

    Но имени Федора Долгорукого среди законных и незаконных представителей этого рода, который «изучен до последнего человека», нет. Не подтверждается и  история о рождении Марией двойни. Могила Марии также утрачена. Сохранилось лишь серое надгробье – позади бронзового бюста Меншикова в тенистом уголке сада. На нем надпись: «Мария Александровна Меншикова».

    Что же произошло дальше после падения и ссылки Меншикова? Народная мудрость гласит: «Не рой яму другому, сам попадешь в нее». Добившись власти,  Алексей Долгорукий обручил старшую дочь, семнадцатилетнюю Екатерину, с 14-тилетним Петром II, которой  был дан титул «ее высочества государыни-невесты». В том же, 1729 году, состоялось обручение Ивана Алексеевича Долгорукого с дочерью Шереметева Натальей. Но в январе 1730 года  царь скончался от оспы в день свадьбы. Третий раз встал вопрос о престолонаследии. Долгорукий хотел, чтобы царицей стала  Екатерина Алексеевна.  Сочинили манифест о завещании якобы царем престола невесте. Подписал его Иван Алексеевич. Началась борьба за кандидатов на престол. Все же Долгорукие не решились предъявить Верховному Совету свой манифест. После долгих споров на престол избрали Анну Иоанновну.

    Петр I положил начало заключению брачных союзов по политическим соображениям, используя в качестве невест  племянниц. Одну из них, Анну Иоанновну, выдал замуж за герцога Курляндского. Но брачная жизнь Анны Иоанновны длилась всего два месяца. Во время переезда супружеской четы из Петербурга в Курляндию Фридрих-Вильгельм  умер. Вдова, тем не менее, отправилась в Митаву. В скуке, но терпеливо и покорно провела она пятнадцать лет среди чуждого курляндского дворянства – потомков немецких рыцарей, в окружении скромного штата. Постоянно испытывая материальную зависимость от русского двора,  слезно жаловалась в письмах  Екатерине.

    После смерти мужа она не раз просила вернуть ее в Россию.  Ни Петр Великий, ни Анна Петровна не сделали этого. Теперь Верховный совет решил отдать престол Анне Иоанновне.  Тут опять поднялись Долгорукие: "Избрать-то ее избрать, но и себе полегчать". Составили условия - "кондиции", которые ограничивали самодержавную власть. Долгоруким и Голициным принадлежала  тогда решающая роль  в Верховном тайном совете.

    Будущая императрица с радостью приняла все предложения и беспрекословно подписала "кондиции". 15 февраля 1730 года  она приехала в Москву. Декабрист  В.И. Штейнгель в «Записках» приводит анекдот, ходивший тогда в обществе. Во время коронации Анны Иоанновны, когда государыня из Успенского собора пришла в Грановитую палату и поместилась на троне,  а вся свита установилась на положенные места, то вдруг она встала и с важностью сошла со ступеней трона. Все изумились, в церемониале этого указано не было.  Подошла  прямо к князю Василию Лукичу Долгорукому, взяла его за нос  и повела около среднего столба, которым поддерживаются своды. Обведя кругом и остановясь против портрета Грозного, спросила:
-  Князь Василий Лукич, ты знаешь, чей это портрет?                - Знаю, матушка государыня!                - Чей он?                -  Царя Ивана Васильевича, матушка.                - Ну, так знай же и то, что хотя я баба, да такая же буду, как он: вас семеро дураков сбиралось  водить меня за нос, я тебя прежде привела, убирайся сейчас же в свою деревню, и чтоб духом твоим не пахло!

    Обещания новоявленная царица исполнила сполна. Долгие годы унизительного существования за границей развило жестокую и мстительную душу. За время ее правления более 20 тысяч было сослано  в Сибирь, около тысячи казнено, не считая казненных тайно и умерших от пыток.

    Маневр «верховников» окончился неудачей. Почувствовав поддержку  в дворянских кругах, Анна порвала только что подписанные кондиции.  Вступив на престол, императрица вернула детей Меншикова в Петербург. Началась кампания против тех, кто составил "кондиции". Возглавили ее князья Трубецкие, которые и убедили Анну отказаться от них.

    Когда выяснилось, что Долгоруких ждет опала, до свадьбы Ивана Алексеевича и Натальи Борисовны Шереметевой оставалась неделя. Она все равно согласилась обвенчаться  с ним. Наталья Борисовна, дочь  «благородного Шереметева» (по словам Пушкина), предвосхитила будущих декабристок. Высоким нравственным духом шестнадцатилетняя девушка поразила если не современников (родные и близкие от нее отреклись), то последующие поколения. Козлов и Рылеев  воспели благородный поступок героини в стихах. Полюбив силой первой любви, Наталья осталась верной  избраннику до конца дней, претерпев  все тяготы изгнания.    «… Святость горя и любви сильнее бедствия земного», - писал Иван Козлов.

    Во все времена женщины разных сословий и национальностей, начиная  с «Марковны» протопопа Аввакума, разделяли горькую участь опальных мужей.  Даже жена коварного Остермана, немка, прожила в Сибири вплоть до его смерти и получила свободу  только через два года  и то с условием пострижения в монастыре. «Женщины творят историю, хотя история запоминает лишь имена мужчин».  Об исторической доли женщин недавно интересно рассказал в телепрограмме «Академия» на канале «Культура» Леонид Александрович Мацих, доктор филологии и теологии, ныне ушедший.
 
   Через три дня после свадьбы пришел  указ императрицы - всех оппозиционеров разослать в отдаленные губернии. Алексея Григорьевича и Ивана Алексеевича - в Пензенские имения. Иван Алексеевич поехал с молодой женой. Ехали торжественно. Забрали с собой собак, массу прислуги. В Касимово задержались на две недели. Императрице донесли об этом. Тогда она подписала указ об отправке их в Березов. В Березов приехали поздней осенью. Поселились в том же доме, где жил Меньшиков.

    В 1736 году ссыльного князя Ивана Алексеевича и сестру Екатерину Алексеевну посетил  Овцын, талантливый штурман, руководитель Обско-енисейского отряда Великой северной экспедиции. По доносу канцелярии Тайных розыскных дел осенью 1738 года  Овцына арестовали и предали суду.  Затем разжаловали в матросы и отправили в экспедицию Беринга.

   Вскоре умерла жена Алексея Григорьевича, а через год он сам (могила  находится где-то рядом с меншиковской церковью).  Иван Алексеевич с семьей прожил в Березове более 8 лет. Вскрыли подлог с завещанием и Ивана Алексеевича приговорили к смертной казни путем колесования.  Младшим братьям отрезали языки и сослали в Сибирь.

    Когда на престол взошла Елизавета Петровна, младшая дочь Петра Великого, она приказала вернуть всех сосланных. Бывший воспитатель Петра II граф Остерман, зная, что наследницей  престола должна стать Елизавета,  ничего  в свое время не предпринял и допустил, чтобы престол  заняла Анна. Поэтому при Елизавете Петровне он попал  в опалу. Остермана, по сути, главного организатора придворных интриг, присудили к смертной казни. Но Елизавета заявила, что при ее царствовании смерти не будет, и в 1732 году его  отправили в Березов.

    Граф Остерман за десять лет пребывания у власти пережил пять правителей, а умер в одиночестве и похоронен  между двух сосен  в ста метрах от меншиковской церкви. Но, в отличие от Меншикова, место  захоронения известно точно. Его случайно нашли  и  даже восстанавливали.  Этому поспособствовал  проживающий в Германии один из потомков, готовый  спонсировать  установление памятника  знаменитому   предку. Я бы сказала, сомнительно знаменитому.

    Последнее пристанище нашли в Березове и другие «великие мира сего», но лишенные  чинов, почестей и наград: Э.И.Бирон, граф Миних.  Это было типичное для XVIII в. проявление борьбы за власть среди верхов феодального общества.
 
   Мне же невольно приходит на ум еще и такое. Думая о круговороте  человека в природе, вдруг начинаешь верить в мистическое: божье возмездие.  Подобное объяснение давали  и дореволюционные исследователи,  исходя из идеи о божественном происхождении царской власти: за всякое покушение на эту власть любой поданный, даже такого масштаба, как Меншиков, должен сурово расплачиваться.  И не только, как видим, он.

    Человеку не дано предвидеть будущее. Находя  смысл жизни в самоутверждении, в реализации собственной значительности и будучи во власти животного потребительского инстинкта, он живет слепо, чужой опыт – не учитель. Между тем, «хронического счастья  так же нет, как нетающего льда», - говорил Герцен. И если не «божья кара», то грешника все же настигнет наказание земное. И эта высшая справедливость  в равной мере касается как сильных мира сего, так и обычных людей. Подтверждением тому жестокая реальность жизни. А сколько нынешних «меншиковых» беззаботно процветает...  Да мало кто  задумывается об этом, пока  на коне.

   А еще говорят: «Политика не может быть справедливой». 
               
   Через 100 лет после Меньшикова в Березове находились  декабристы -  Фохт, А. Ентальцев, А.Черкасов, революционеры. В начале XX века из Березово бежал сосланный в Обдорск (Салехард) Лев Троцкий.

   Подполковника Андрея Васильевича Ентальцева, виновного «в знании об умысле на цареубийство, в принадлежности к тайному обществу с знанием цели и в знании о приготовлениях к мятежу» осудили по седьмому разряду государственных преступников на год каторжных работ с последующим поселением в Сибири. За ним  в Сибирь  последовала преданная мужу  «безродная» Александра Васильевна Лисовская: еще в детстве лишилась родителей. После первого неудачного брака (муж был игроком, она сбежала от него, оставив малолетнюю дочь) стала женой А.В.Ентальцева, человека довольно угрюмого и сурового. В Читинском остроге ей исполнилось  тридцать восемь лет. После нескольких месяцев  пребывания в остроге Ентальцевы попадают в дикий Березов, с суровым климатом, бесконечными ночами. Как писала Наталья Шереметева,  место это было гиблое, где «зимы десять месяцев или  восемь, морозы несносные, ничего не родится, ни хлеба, никакого фрукта,  ниже капуста. Леса непроходимые да болота. Хлеб привозят водою за тысячу верст.  До такого места доехала, что ни пить, ни есть, ни носить нечего; ничего не продают, ниже калача».

    Затем их переводят в Ялуторовск. На Ентальцева постоянно сыплются доносы. Бесконечные обыски («отыскивая порох, которого, разумеется, не нашли»).  Следствия, разбирательства, вдобавок  материальная нужда (Ентальцевым, как и многим другим, помогала М.Н.Волконская) подорвали здоровье Андрея Васильевича.  Появляются симптомы душевной болезни, которая переросла в тихое умопомешательство. В течение длительной болезни и до самой смерти Александра Васильевна терпеливо ухаживала за мужем.  Но и когда его не стало,  прожила в Сибири  еще десять лет в большой нужде.  Царь твердо держал слово, относясь к женщинам столь же сурово, как и к самим декабристам. Только после общей амнистии, уже   последней,  вернулась  в Москву.

   Березов, поселок похожий на Туруханск, как сказал лектор, находится на той же широте, но западнее. Берег  высокий, как в Игарке. Во времена Меньшикова там жило около 200 человек, имелось две церкви.

   Каждый день насыщен. Бегаем с одной беседы на другую. После  Юдина слушали Астапчук – рассказ об "Артеме", революционере, соратнике Ленина. «Артем» находился  в ссылке на "Стрелке". Семья Астапчук - интересная и приятная. Он, наш "Нептун», - высокий, солидный мужчина, лет 50-ти. По-видимому, «большой человек» в Харькове, но  простой и общительный. Жена –  под стать,  черноволосая, статная, с красивыми умными глазами. По профессии - режиссер. Написала книгу об Артеме. Общаются с известными людьми. Беседовала со Стасовой, видным журналистом из "Известий" Малевским и другими. Сын, мальчик лет 11-12, живой, контактный,  хорошо поет и активно участвует в концертах. Дочь  Катя, лет десяти,   хорошенькая девчушка, выступает с танцами.

                6.УСТЬ-ПОРТ

    Прибыли в Усть-порт. Он расположен на высоком берегу Енисея. Здесь  тоже когда-то жили  бабушка с дедушкой, учились в школе мои  будущие тети и дяди. Деревянные дома и красивые сильные собаки. Собак много, но ни одна даже не подняла головы, когда мы, толпами и в одиночку, бродили по поселку. Сибирские лайки. «Интеллигентные животные», - сказал о них  Юхан Смуул.  «… и нет более мирного существа, чем северная лайка. Но  и нет среди собачьего народа ревнивей лайки. Стоило молодцеватому остроухому псу оттереть в сторону пса потертого, отяжеленного годами и затесаться в компанию ребятишек, чтоб его тоже трепали бы за уши, играли бы  с ним, как поднялась свалка. Зарычали, покатились псы под гору кубарем – шерсть клочьями летит», - писал Астафьев. Местные жители ходят с ними и на охоту. Пес, обнаружив белку, загоняет ее на дерево и облаивает. Потому  и назвали лайками.

    В Усть-порту имеется рыбоконсервный завод. Нас обещали  угостить свежемаринованной ряпушкой, но теплоход пришел поздно, а вторая смена не работала. В магазинах, как и везде здесь, против наших ожиданий, никакой хорошей рыбы нет.  Но у причала  встретил мужчина и предложил купить вяленый подчир, что  мы и сделали. Рыба оказалась вкусной.

    Поселок небольшой и сразу за домами начинается тундра. Болотистая  почва и довольно-таки высокая трава. Счастливцам удалось даже найти морошку. Говорят,  вкус у нее, как у киселя. На Севере морошку называют Царской ягодой. В старину ее, свежую и моченую, подавали к царскому столу как самую ценную ягоду Севера.  Морошку знали везде. В трактирах Москвы большой популярностью пользовались морошковые квасы и морсы. А в скандинавских странах  и по сей день морошку приравнивают по ценности к золоту. Имен у этой ягоды великое множество, в каждой местности – несколько. В древности ее называли болотный янтарь, очи болотного, болотный стражник.  Сегодня называют северный апельсин, арктическая малина, моховая смородина. Зрелые плоды имеют приятный вкус и высоко ценятся местными жителями, которые собирают их в тундре в большом количестве.

    Здесь говорят: нет ничего в мире слаще и ароматнее морошки.  Морошка – ягода самая редкая и особенная. Собирают ее в июле - августе, когда все южные ягоды уже заканчиваются. Это кладезь полезных качеств  и целебных свойств. Северяне говорят: «Морошку запасать – болезней не знать!» Едят ягоду во всех видах: варенье, соки, сладкие соусы к мороженому и десертам, начинки для выпечки. Протирают с клюквой и брусникой, готовят желе. Морошковые соусы  используют как дополнение к дичи и мясным блюдам. В Финляндии, например, туристам часто предлагают национальные блюда – свежую морошку на разогретом сыре или ягодный кисель с молоком или сливками. Удивительный вкус имеет пареная и моченая морошка. Даже в лечебной косметике используют эту незаменимую ягоду.

    Сразу за поселком тянутся еловые леса. Красивые стройные елочки украшают природу. А в магазине уцененных товаров жалко приютилась, так не к месту  здесь, наша модница - синтетическая елка.

                7.ГОРИТ ТАЙГА

      Теплоход сделал еще одну "зеленую " остановку. Впереди оставался Енисейск, и мы  - опять в Красноярске. Широкий зеленый берег. Густая высокая трава. Кое-где разбросаны стога сена. Это мне напомнило нашу уральскую природу, которую видим во время  колхозных кампаний. Тут  же  раскинулись всплошную кусты черемухи с обилием ягод.  Чуть подальше начинается тайга. Я не пошла в нее. Побродила по берегу и сидела, глядя вслед плывущим деревьям. Какое-то удивительное чувство вызывали они. Куда ведет их путь? Кого встретят? Сколько судеб переплетется с их судьбой и как закончат свое плавание? Мне хотелось унестись вместе с ними в эту манящую неизвестность.

     О плавнике рассказывают много разных историй.  Даже ученые занимаются плавником, изучают, где  и как он движется. Обычно плавник попадает в океан с Енисея или с Оби. Бревно похоже на сигару. За многие годы, а то и десятилетия путешествия по  Арктике, концы его обились и закруглились. Но  интересна не только форма  плавника. Плавучая сигара становится твердой, как слоновая кость.  Извлеченное из воды и высушенное бревно с трудом распилишь и расколешь.  Зато  горит оно в печке ярко-желтым пламенем, потому что насквозь пропитано морской солью.

     Река, лес затянуты дымом. Кажется, сплошной серый туман, словно тюлевый занавес, скрыл, размазал все очертания.  Горит тайга. И есть в этом что-то грустное и тревожное. Кружатся вертолеты, летают самолеты, а дым все больше и больше заволакивает лес, тянется по вершинам деревьев и окутывает теплоход.

                8.«АЛЕКСАНДР МАТРОСОВ" ПРОСИТ О ПОМОЩИ

     Сегодня непредвиденная остановка в Подтесове, городе речников. Здесь находится судоремонтный завод. Необходимо осмотреть судно,  выполнить нужный ремонт. Опять некоторые роптали. Однако вскоре прогулка по поселку и приятные покупки, сделанные в весьма неплохих местных магазинах, подняли настроение даже самым сварливым. Мне часто приходилось наблюдать во время поездок это вечное недовольство  всех и всем. Зачастую уже в самом начале кто-то начинал брюзжать по пустякам, ища и находя сочувствующих. Как бы  ни было хорошо, каким бы сказочным  ни являлось путешествие, (незначительные неудобства быта всегда неизбежны) этот ропот незримо,  а то и явно витал в воздухе,  разъедая,  как едкий дым глаза,  людские души.   Даже в отпуске, когда тебе, по сути, не о чем заботиться и все будет решено за тебя. Мы  просто  не умеем  радоваться жизни.

     Поселок - хороший. Деревянные двухэтажные дома, некоторые благоустроенные. Довольно-таки чистый. Имеется дворец культуры, кинотеатр. Дворец сейчас не работает, так как почти все мужчины находятся в плавании, сказала экскурсовод - молодая женщина, библиотечный работник. Живет в Подтесове два года, приехала из Курска. Ей нравится, и "уезжать не собирается", сразу же заявила  нам. Поселком гордится. Знакомится с   историей,  интересными людьми, вникает во всякие тонкости из  его жизни. Сама дала объяснение названию поселка. Беспокоится, почему   у них плохая самодеятельность, и тут же говорит, что теперь поняла: нет девчонок. Все кончающие школу уезжают – негде работать.  Люди живут в поселке  по-разному. Одни - очень хорошо, другие - плохо. Хорошо зарабатывают  капитаны, штурманы и плохо - строители.

     Раньше в Подтесове находились "лагеря", куда ссылали людей в период "ежовщины" и "культа личности". Они построили дамбу, перегородившую путь реке. В лагерях жили в основном женщины. Многие заключенные позднее реабилитированы. Некоторые остались  и живут здесь сейчас. Все - хорошие люди. Лишь только лет десять - двенадцать назад "лагеря"  уничтожили. Экскурсовод посоветовала прочесть книгу "Повесть о пережитом", полагая, что она написана об этих местах.