Мама

Александр Щепалин
   Суди люди, суди Бог
   как же я любила-
   по морозу босиком
   к милому ходила ……..

  - пела  мама  эту знаменитую песню Лидии Руслановой  всегда,    когда у нас    собирались  гости. И пела так, что все присутствующие говорили:

    -Зина! Как же ты поешь!!!!!  И что ты в артистки не пошла?!

      А ее глаза, с поволокой от чувственных слез, говорили о том, что эта женщина хотела любить - быть любимой, и ради любви готова на многое, а уж по морозу босиком это запросто...
    А того, за кого она вышла замуж, мама не любила. Тогда было такое время - выдавали - выходили девушки замуж с надеждой: стерпится – слюбится…  Но проходило время, и девушка, взвалив на себя груз быта, да заботу о детях, без поддержки мужа, понимала, что он не способен любить, как мужчина. Он - все еще влюбленный мальчишка, который исправно ходит на работу, а после работы гоняет голубей, да стучит костяшками домино с мальчишками постарше.
    Мне было всего пять лет, но я уже понимал, как ей тяжело - как она иногда откровенно озлоблена на себя, на отца, на своих детей-огорченная своим выбором.

      Ее мама, хрупкая бабушка Маша, всегда с  покрытой в платочек головой, иногда,   как  бы,  между прочим, с улыбкой говорила:

     -Зин! Ну что теперь! Ты же сама Василия выбрала - вон какие к тебе женихи хаживали....   Да  и  я тоже за твоего отца без любви вышла  - да какой там вышла… Прости Господи! Шышнадцать мне было - девчонкой выдали, а он извозчиком работал – пил, да по девкам шлялся - царство ему небесное.. Одна вас троих вырастила-чего уж там - живи-на все воля Божья !!

          Милая бабушка Маша!  Всегда что-то делает и, одновременно, варит - печет. Я ей как-то сказал:

 -Баб Маш! Давай я тебя нарисую! Ты – говорю,- такая…!!! - вся светишься…- с тебя только икону писать!

- Да что ты, Саш! - как бы отказывая - застенчиво и крестясь, ответила  она.

      А жили мы с бабушкой по отцовской линии. Она была похожа на пышную купчиху. Звали ее Вера и ее, также, как и бабушку Машу, отдали замуж в шышнадцать. Вот только, рано ушедший, муж оставил ей не троих, а восьмерых детей..( а, вообще, как я потом узнал из ее рассказов - она родила двенадцать – но, кто сам еще в младенчестве умер, а кто на войне погиб ).

     -Ну, ладно, я - темная безграмотная, - продолжает как бы про себя вслух, выговаривать моей маме бабушка Маша. - Но вы- то с Валей восьмилетку закончили. Пошла бы в артистки - а вы быстрее замуж!!! а теперь, что ж локти кусать?

      Понимая, что нравоучения только начинаются, мама в такие минуты просит меня с сестрой поцеловать бабушку, давая ей понять, что мы уходим. Взяв сестру на руки, мама выходит первой под бабушкино благословение: С Богом!!  И пока Танюха вертится и капризничает, не желая так быстро уходить, бабушка незаметно сует мне в руку рубль:
-Это вам с Танюшкой на гостинцы ! -  шепчет она мне на ухо.

      Я мечтал быстрее стать взрослым, чтобы пойти работать и приносить гостинцы моим самым любимым людям на этой земле - моим бабушкам и моей маме - хотелось видеть их счастливыми!!!

     Я заметил, что помогая кому- то, становишься сам счастливее, а уж помочь своим любимым - сам Бог велел!!

     И вот  незаметно пришло то время, когда я стал работать, а вечерами учиться. Помню, как я гордо нес домой свою первую получку!!! Она была не ахти какая - но я был рад, что могу быть полезным, и маме не надо теперь стоять у окна и, завидев отца, идущего неровной походкой, с горечью повторять:

 - Саша!!! Если на работе будут предлагать выпить - не пей! Не будь, как отец, которому, кроме водки, никто не нужен..

     Легко сказать – откажись! - когда в те, 60-е годы, водку пили все и везде - от подворотни до Кремля.
    Единственное спасение от этой заразы, как считали родители -женить парня, пока не пропал. Вот и я решил жениться, тем более, что девчонка, с которой я дружил, была - как утреннее солнышко!!!!  как радуга!!!!....
    А когда родилась дочка, то и вовсе  началась другая жизнь - жизнь семейного человека, который был счастлив заботиться и работать на двух - трех работах - лишь бы его девочкам было, во что одеться и вкусно поесть.

   Так, закрутившись в заботах, вспоминаешь, что те, кто тебя вскормил- остались без твоего внимания. Становится стыдно и горько, и, засыпая, даешь себе обещание - что в ближайшие дни накуплю всяких сладостей и навещу их.
    Так я жил, да, наверное, и не один я - времени и денег постоянно у всех не хватает!!! а время не ждет….
    Вот уже нет бабушек. И  стоя у гроба, просишь прощение за то, что так мало виделся с ними при жизни.  Но  рядом стоит мама, и ты, держа ее за руку, даешь себе обещание, что теперь я буду всегда рядом...
 
     Вот и тогда- я держал ее за руку и не мог сдержать слез - она еще не знала о  том,  что сказал мне ее лечащий доктор…
      Мы сидим и разговариваем, разговариваем - такое ощущение, что мы только- только поняли, как мы любим другу друга.
Я целую ее похудевшее, с потухшим взглядом, лицо, но где-то там, в глубине ее глаз, вижу ту - поющую Валенки…

  Мы долго прощаемся: она провожает меня, я - провожаю ее .
 -До завтра!! - говорю я ей.

- Я буду ждать…,-  отвечает она, вытирая уголком платка, слезу на щеке. Как она сейчас похожа на бабушку Машу…......


    -  На следующий день ваша мама проснулась веселая!-  рассказывала мне девушка, которая лежала на соседней кровати.- У нее был такой вид, что здесь она случайно, и ничего у нее не болит!
    Была весна. В окно светило солнышко.
 - Отвернувшись от ослепляющих его лучей, ваша мама закрыла глаза и, тихо вздохнув, умерла…. как будто уснула…..