Законы обучения. Торндайк

Гадаев Алексей Вениаминович
Метод проб и ошибок.
Торндайк Э. Л. (1874-1949) - американский психолог автор парадигмы обучения методом оценки и измерения. Разработал концепцию "научения" методом проб и ошибок под руководством Джеймса М.Кеттела. Торндайк открыл свой закон эффекта в 1898 году, а И.П.Павлов открыл аналогичный закон подкрепления в 1902 году, но пошло еще много лет, прежде чем психологи заметили сходство между ними.
 Торндайк сформулировал законы научения:
"закон упражнения", "закон эффекта", "закон готовности", "закон множественных реакций", "закон установки или отношения", "закон доминирования элементов", "закон реакции по аналогии" и другие дополнительные законы.
Мы все знаем о павловской собаке выделявшей слюну в ответ на звонок, ранее служивший сигналом к приему пищи и помним о тордайковской кошке, которая научилась выбираться из лабиринтов, но ведь у человека спектр научения шире и связей психических образов  событий ( стимулов, раздражителей), да и ассоциаций больше. Если У И.П. Павлова  ассоциации типа стимул - стимул (сопряженный сигнал), то заметно, что данный тип научения охватывает не все его разновидности, хотя возможности предвидения событий в окружающей среде есть. Торндайк в научение включил дополнительные аспекты т.е. собственное поведение субъекта то есть научение ассоциациям типа "реакция -эффект" , эффект подкрепления.
Научение пробами и ошибками основан на разрешения проблемы разнообразными реакциями и в итоге найдется правильное решение если "если реакция вызывает приятное следствие". Пробы и ошибки порождают разнообразные реакции до тех пор пока не будет положительного подкрепления.
Законы научения по Торндайку, касаются условий ведущие к закреплению или разрушению связей (ассоциаций).
Закон эффекта - эффект от реакции (положительный) ведет к запоминанию и заучиванию (закреплению) "и в будущем организм будет стремиться к повторению этого рефлекса в такой же ситуации"или не заучиванию (разрушению)  при "не приятном следствии".
Закон готовности - научение зависит от готовности учащегося к научению и по его мнению оно будет легким, сложным или невозможным, при его возможности и желании что-то делать.
Принуждение и отсутствие возможности деятельности вызывает у учащегося состояние наказания и неудовольствия (и даже выученной беспомощности). При этом надо учитывать уровень развития, мотивы и другое.
Закон упражнения или тренировки - утверждает, что в каждой конкретной ситуации любая реакция начинает ассоциироваться с этой ситуацией. Тренировка и повторение одних навыков не влияет на развитие других. Торндайк и Роберт Вудвортс опровергали теорию формальной дисциплины, согласно которой, считалось, что образование усиливает общие способности и благоприятные последствия реакции (то есть ситуация, которая приносит удовлетворение) являются более эффективными, чем простое многократное повторение(7).
Закон доминирования элементов  утверждает, что учащиеся склонны реагировать на очень заметные и яркие элементы  ситуации научения и не обязательно на всю ситуацию в целом.
Например, подчеркивания, жирный шрифт, использование цвета, голоса, мимики и жестов, неоднократного повторения и др. (действуя на все сенсорные и кинестетические модальности).
Все законы научения Торндайка подходят в основном для директивного обучения нежели для  конструктивисткого или проблемного научения.
Торндайк в книге "Принципы обучения, основанные на психологии пишет об эмоциях; "Для того, чтобы вызвать известную эмоцию:
1. можно вызвать мысль, которая в прошлом была связана с эмоцией;
2. эмоция может быть передана через подражание;
3. можно вызвать ту физическую реакцию, которая характерна для данной эмоции.
И еще: "чувство страха заменить храбростью, наши чувства согласуются с нашим поведением.
Жадность не может существовать, если не поддерживается жадными поступками; Проявление любви порождает любовь.
Большинство действительных эмоций не приносит покоя телу и уму. Наоборот, некоторые из них являются для нас наиболее утомительными переживаниями. Так реальные эмоции должны  были бы в общем вызываться только ради действия".

Торндайк, Эдвард Ли
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эдвард Ли То;рндайк (англ. Edward Lee Thorndike, 31 августа 1874, Вильямсбург, штат Массачусетс — 10 августа 1949, Монтроз, Нью-Йорк) — американский психолог и педагог. Президент Американской психологической ассоциации в 1912 году.
Проводил исследования, изучая поведение животных. Они были направлены на выход из «проблемного ящика». Под этим термином Торндайк подразумевал экспериментальное устройство, в которое помещались подопытные животные. Если они выходили из ящика, то получали подкрепление рефлекса. Результаты исследований отображались на определённых графиках, которые он назвал «кривые научения». Таким образом, целью его исследования было изучение двигательных реакций животных. Благодаря этим экспериментам Торндайк сделал вывод, что животные действуют методом «проб и ошибок и случайного успеха». Эти работы привели его к теории коннективизма.
Биография
Эдвард Торндайк родился в Вильямсбурге, штат Массачусетс. Его отец был священником методистской церкви. Семья придерживалась строгих правил и норм поведения. В детях с ранних лет воспитывались привычка к труду и полная самоотдача правому делу. Возможно, поэтому все три сына поступили в университет и добились больших результатов в научной деятельности.
Эдвард Торндайк поступил в Уэслианский университет. Еще будучи студентом, он увлекся психологией, прочитав книгу У. Джемса «Основы психологии». Она настолько его заинтересовала, что Торндайк решил встретиться с автором и поехал в Гарвардский университет.
В 1898 году он защитил докторскую диссертацию в Колумбийский университете под руководством Джеймса Кеттела. С 1904 года стал профессором Колумбийского университета.
После написания своей диссертации «Интеллект животных» Торндайк оставляет опыты над животными и переключается на людей. В 1899 г. он поступает на должность преподавателя психологии в педагогический колледж Колумбийского университета и там проводит психологические исследования проблемы обучения людей, а также увлекается такой сферой научной деятельности, как тестирование интеллекта.
В 1912 году Торндайк становится президентом Американской психологической ассоциации. В 1939 году он уходит в отставку, однако активно продолжает свою научную деятельность вплоть до смерти в 1949. Его вклад в науку оценен по достоинству многими учеными и исследователями, к примеру, основателем бихевиоризма Джоном Уотсоном и русским ученым И. П. Павловым. Его научные исследования и работы по теории научения стимулировали огромный интерес в американской науке именно в этой области. Объективность и точность сделали труды Торндайка классическими. Своими работами Торндайк показал, что психология как наука выходит далеко за рамки простой механики и биологии. В ее основании лежат совсем другие начала, а сфера исследования распространяется помимо самого организма и на область его взаимодействия с внешней средой.
Научные труды Торндайка
Первый психологический эксперимент он решил провести с детьми. Человек загадывал какое-либо слово и старался мысленно его представить. Дети должны были постараться угадать задуманное, тогда они получали конфеты. Этот опыт отражал психологические веяния того времени. Взаимосвязь мысли и слова уже признавалась всеми. Торндайк предположил, что, когда человек думает о чем-либо или произносит какое-либо слово «про себя», мышцы его речевого аппарата неосознанно производят едва видимые движения, которые, как правило, остаются незамеченными окружающими. Торндайк использовал конфеты в качестве поощрительного стимула к повышению чувствительности с целью уловления микродвижений и угадывания мысли. В течение эксперимента предполагалось также, что такая чувствительность будет возрастать. Администрация университета запретила его опыты, и работа осталась незавершенной. Однако эти первые экспериментаторские попытки в основном определили направление дальнейших исследований Торндайка. В своих опытах он стал использовать животных. Сначала это были цыплята, затем кошки и собаки, а также обезьяны. Всем опытам были присущи три основных момента:
1) исключалось обращение к разуму;
2) исследовалась расположенность подопытного животного к научению;
3) использовался положительный фактор подкрепления в качестве поощрения
Суть опытов Торндайка заключалась в следующем- животных помещали в специальный аппарат, снабженный различными приспособлениями. Снаружи раскладывалась подкормка таким образом, чтобы испытуемое животное знало о ее присутствии. Выйти и получить желаемый кусок оно могло только в том случае, если приведет в действие определенное устройство. Торндайк тщательно наблюдал за движениями животного и отмечал время от начала эксперимента до того момента, когда животное освобождалось. Дав насытиться, животное снова возвращали в аппарат, и эксперимент продолжался. Опыты показали, что, попадая в неволю, животное всегда стремится освободиться, испытывая неудовольствие сложившимся положением. В своих отчаянных попытках выбраться на свободу оно случайно производит действие, предоставляющее выход. Это движение относится к его врожденным реакциям. При неоднократном повторении опыта поведение животного изменяется количество действий, не приводящих к свободе, постепенно уменьшается и сводится к нулю, действия же, приводящие к успеху, становятся все более точными. Все это способствовало тому, что со временем животное высвобождалось быстрее. Результаты экспериментов и собственные выводы Эдвард Торндайк подробно изложил в своей докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных» (1898). Отправной точкой в описании исследования реакционных движений животных стал принцип проб, ошибок и случайного успеха, в результате которого животное приобретает разные формы поведения на всех уровнях своего развития Всякое действие является реакцией на ситуацию, а не на какой-либо внешний импульс. Таким образом, Торндайк делает вывод, что поведение любого живого существа определяется тремя составляющими:
1) ситуацией, которая включает в себя как внешние, так и внутренние процессы, оказывающие воздействие на индивидуума,
2) реакцией или внутренними процессами, происходящими в результате этого воздействия;
3) тонкой связью между ситуацией и реакцией, т.е. ассоциацией. В своих опытах Торндайк показал, что интеллект как таковой и его активность могут быть изучаемы и без обращения к разуму. Акцент с установления внутренних связей переносился им на установление связей между внешней ситуацией и движениями, что внесло новые веяния в ассоциативную психологию. Механический детерминизм Торндайк в своей теории соединил с биологическим, а потом и с биопсихическим, существенно расширив область психологии, ранее ограниченную пределами сознания.
На основе своих исследований Торндайк вывел несколько законов научения:
1. Закон упражнения (пропорциональная связь между ситуацией и реакцией на нее относительно частоты их повторения).
2. Закон готовности (изменение готовности организма к проведению нервных импульсов связано с упражнениями)
3. Закон ассоциативного сдвига (при реакции на один определенный раздражитель из нескольких, действующих одновременно, другие раздражители, участвовавшие в данной ситуации, в дальнейшем вызывают такую же реакцию)
4. Закон эффекта. Последний, четвертый, закон вызвал множество споров, поскольку включал в себя фактор мотивации (фактор чисто психологической направленности). Закон эффекта говорил о том, что любое действие, вызывающее удовольствие в определенной ситуации, ассоциируется с ней и в дальнейшем повышает вероятность повторения данного действия в подобной ситуации, неудовольствие же (или дискомфорт) при действии, ассоциируемое с определенной ситуацией, приводит к снижению вероятности совершения этого акта в похожей ситуации. Это подразумевает, что в основе научения лежат также некоторые полярные состояния внутри организма Еще один закон, предложенный Торндайком, касался врожденного комплекса движений. Если действия, совершенные в определенной ситуации, приводят к успешным результатам, то их можно назвать удовлетворяющими, в противном случае они будут нарушающими. Понятие успешного результата Торндайк дает на уровне нейронов. При успешном действии система нейронов, приведенная в готовность, на самом деле функционирует, а не бездействует.
Первая работа Торндайка «Ум животных» (1898) стала важным открытием на пути внедрения объективного метода в исследование процесса научения. Также он известен, как создатель «закона упражнения», «закона эффекта», «закона готовности», «закона использования» и «закона частоты».
Торндайк не считал себя бихевиористом, хотя его законы и исследования часто характеризует его как сторонника этого направления.
«Закон упражнения»
(англ. Law of exercise) гласит, что повторение определённого акта способствует научению и облегчает его выполнение в дальнейшем, усиливая связь ситуации с реакцией, а его неповторение ослабляет эту связь.
В более поздних работах он провёл эксперимент. В эксперименте испытуемому требовалось нарисовать линию в 4 дюйма с закрытыми глазами три тысячи раз. Результат, который получил Торндайк привел его к выводу, что повторение одних и тех же действий почти не учат человека и мало влияют на психику.
«Закон эффекта»]
(англ. Law of effect) заключается в том, что полезное действие, вызывающее удовольствие, закрепляется и усиливает связь между ситуацией и реакцией, а вредное, вызывающее неудовольствие, ослабляет связь и исчезает.
Следует отметить, что «научение» Торндайк характеризует как: связь между ситуацией и реакцией, сила которой оценивается вероятностью возникновения реакции на стимул.
Свойства, закономерности и законы памяти
 Материал 
Свойства памяти
• Точность
• Объём
• Скорость процессов запоминания
• Скорость процессов воспроизведения
• Скорость процессов забывания
Закономерности памяти
Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.
Закон интереса – интересное запоминается легче;
Закон осмысления – Чем глубже осознаешь запоминаемую информацию, тем лучше запоминается;
Закон установки – Если человек дал себе установку запомнить информацию. То запоминание произойдёт лучше;
Закон действия - Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекста - При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможения -  При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой;
 Закон оптимальной длины ряда - Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти;
Закон края - Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторения - Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
Закон незавершенности - Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.