Высокая рентабельность любви

Новая Папка
На заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» президент РФ Путин сказал: «Но главное, что будет определять успех, — это качество общества».

Очень интересная и очень верная мысль. Особенно, учитывая, что дальше были слова о том, что «без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство».

Как всем известно, первой из всех ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, является любовь. По крайней мере, любовь, написано в Евангелии, больше веры и надежды.

Во что мы верим и на что мы надеемся? Если мы не верим в Бога и, соответственно, на Него не надеемся, то, по крайней мере, мы верим во всё хорошее и надеемся, что оно к нам придёт и больше никуда не уйдёт. (Хотя уже много лет развивается тенденция к увеличению числа тех, кто верит только во всё плохое и даже надеется, что оно обязательно наступит — типа, «лучше ужасный конец, чем ужас без конца).

Любовь же и для тех (оптимистов), и для тех (пессимистов) оставляется за скобками. Вроде верят. Вроде надеются. Но нет сил любить. Почему? Потому что почти не остаётся никого и ничего, кого есть за что любить. Даже последний из безусловных объектов, предназначенных для любви, — дети — почти утратил в наших глазах то самое «человеческое достоинство», которое и оживляет в нас потребность любить того или иного человека. Во многих семьях к детям относятся без должной любви.

Этим текстом хочу донести одну простую мысль: большой неуспех нашей страны, как социально-экономического явления, во всём, что касается качества общества, вырастает из одной маленькой причины, которой является потеря любви, служащей основной силой, соединяющей людей между собою. (Ну, и ещё несколько моих частных мнений вас ожидают.)

Кто-то возразит, что, мол, главной силой, соединяющей людей между собою, является экономический интерес. Не стану спорить: в глазах такого человека и всех таких же, как  он, действительно первичен именно экономический интерес. Но это только доказывает, что для огромного числа людей в нашей стране любовь, как основополагающий фактор взаимодействия, переместилась с первого на десятое, а то и двадцатое-тридцатое место в иерархии побудительных мотивов. Словом, совершенно забыта.

Само понятие любви целенаправленно извращено путём смешения и отождествления с сексуально-биологическими аспектами человеческих отношений. Это верно: любящие друг друга мужчина и женщина неизбежно вступают в страстные сексуальные взаимодействия. Но даже в половом акте между ними любовь проявляется, как служение своему партнёру с желанием доставить ему максимальное удовольствие. В отличие от эгоистической похоти, которая ищет наслаждения только для себя. Любовь может включать в себя секс, а может и не включать. Секс может абсолютно не сопровождаться любовью, а может и сопровождаться. Любовь может обходиться без секса, да и секс может обходиться без любви. Они не тождественны и не взаимозависимы. Зачем же тогда делается их отождествление? А для того, чтобы в результате данного действия «элегантно» исключить любовь как категорию мышления. «Папа, что такое любовь?» — «Это койка, сынок». Вот и всё, что нам предлагается понимать о любви. Но такие понятия не ведут к полнокровной и счастливой жизни.

Нам всем было бы желательно обитать в социуме, который, словами президента, характеризовался бы таким критерием, как качество общества. Правда, стоит заметить, что не было уточнено, что это качество должно быть высоким или ещё каким-нибудь. Вероятно, подразумевается, что качество может быть только высоким. Не факт, потому что, например, сегодня это качество является крайне низким. Но что его сделало таким?

Простое сравнение недавнего прошлого с настоящим — нашего старого знакомого социалистического общества и капиталистического рынка, в котором мы живём, сразу даёт ответ, какое состояние общества является более качественным, а какое менее. Что можно найти на рынке? Качественные товары. Но на деле, преобладают всё-таки некачественные, в силу их дешевизны, пользующейся более высоким спросом. А что можно было найти при социализме? С товарами было напряжённо. Это — да. Но зато можно было наслаждаться качественными социальными и личностными отношениями. Правда, было достаточно и негативных социальных явлений.

Можно было бы и при социализме наладить производство хороших товаров для народа. И тогда добрые человеческие отношения помноженные на товарное изобилие дали бы в итоге произведение социального искусства высшего качества. Но тут кому-то стало жалко делиться с так называемым «быдлом». «Как это так: высокий материальный уровень жизни для всех? Это же нам тогда что останется?» И было решено держать население в чёрном теле. Вот оно, первое проявление нелюбви — не возлюбили правители народ, а захотели присвоить себе общенародное достояние. Отсюда и пошёл современный российский капитализм.

А при нём, при капитализме, добрых отношений братской любви даже не ищи. Люди стали отдалены друг от друга в силу навязанной законами капиталистической системы конкуренции. Какая уж тут любовь? Если раньше было принято сотрудничество в общем деле, которое требует доброжелательных отношений, а ещё лучше — отношений самоотверженного служения другим (что, кстати, является проявлением любви), то теперь вместо сотрудничества актуальным стало соперничество — а это уже что-то близкое к враждебности и, в пределе, к ненависти. Так дефицит любви широко разлился по просторам нашей страны.

Затем нелюбовь закралась и в семьи. Потому что материальные расчёты вышли на первый план, оттеснив все остальные человеческие мотивы. Человек не может долго раздваиваться — в мире быть алчным стяжателем, а в семье — любящим мужем и отцом. Поэтому вскоре меркантильность победно и быстро вошла в семейные отношения и вытеснила оттуда любовь. Эгоизм и сластолюбие родственны стяжательству, поэтому они просто расцвели, разрушая своими горькими плодами семьи, да и сам институт семьи.

Наконец, нелюбовь проникла даже в сферу отношения человека к самому себе. Суицидальные наклонности глубоко укоренились в психике современных людей и выражаются в таких вещах как курение и пьянство, а далее, по нарастающей, — и наркомания, и адреналино-мания (т.е. поиск острых ощущений), и прямое самоубийство. Это всё было и раньше, только не в таких количествах. Например, потребление алкоголя на душу населения в начале 60-х годов ХХ века составляло всего 6 литров в год, тогда как на сегодня — более 14-ти. А в Х1Х веке этот показатель не дотягивал даже и до 1 литра. Потому что крестьяне (от слова христиане), как класс, были трезвенниками. Широко и разгульно пили бояре да дворяне в городах. Но их было не больше 2%. А простой народ тогда стремился к лучшей жизни, а не к завуалированному самоубийству (этот мотив — к лучшей жизни — успешно поэксплуатировали большевики, доведя народ до современного разочарованного во всём состояния). В настоящее же время уничтожить себя, своими «любимыми» привычками, стремится едва ли не каждый первый. Это есть нелюбовь к себе.

Если же человек фактически не любит себя, то спрашивается: как же он сможет любить своего ближнего? Даже если бы он и захотел его любить, он просто не знает, как это делается. Первый вопрос, который он задаст: «Я что, должен его в губы целовать?» Нет, конечно. Хотя определённые меньшинства так это и понимают.

На самом деле, любовь к ближнему может выражаться во многих вещах. Если в человеке живёт любовь, он даже смотрит на ближнего иначе: не исподлобья, с подозрительностью и агрессивностью, а открыто и дружелюбно, располагая к общению. В ходе беседы любовь не склонна к оспариванию собеседника, тем более к его победоносному опровержению — она ищет здравое зерно даже в бреднях сумасшедшего, чтобы помочь ему прорастить это зерно в плодоносное древо здравомыслия. Ну и так далее.

Самое же важное проявление любви — это, конечно, её производительная сила. Например, наиболее очевидное следствие любви — рождение и взращивание детей в родной семье. Зачатие требует того самого секса, который исчезающее мал в сравнении с дальнейшим действием любви по выхаживанию младенца, зарабатыванию денег на содержание семьи, как колыбели человека, доведению этого человека, как говорится, «до ума» путём обучения, формального и неформального. И так далее. То есть, мы видим, что здесь любовь выражается в посвящении себя служению своей семье.

А если мы пойдём на уровень выше — на уровень страны? Нужна ли тут любовь? И если — да, тогда в чём она выражается?

Патриотизм был осуждён в 90-е годы. Слово «патриот» было сделано ругательным. А ведь патриотизм, о котором снова говорит президент, это и есть любовь к Отечеству, любовь к Родине. Не было у нас патриотизма (мы его изгнали) — Родина осталась без нашей любви. Оглянитесь вокруг, что мы в результате имеем? Я не буду вдаваться в описание. Вы сами всё видите. Это и есть последствие нелюбви.

Если бы мы любили Родину, любили свой народ, окружающая обстановка по городам и весям была бы совершенно иной. Мы видели бы повсюду процветающие города и сёла, массу счастливых и радостных людей, мы с восхищением гордились бы успехами нашей страны во всех сферах, начиная от космической и спортивной, в которых мы традиционно были сильны, и не заканчивая производством бытовой техники … Но этого не видно. А видна разруха и стремление к национальному самоубийству со стороны элит, которые с аппетитом уничтожают остатки былого наследия. Добрались уже и до науки. Это, конечно, не любовь.

Почему это происходит? Потому что народ, в массе своей, утратил любовь, как качество человеческой личности. Если не утратил, то значительно снизил потенциал этого качества. Любовь к Родине, к людям, к семье, к детям, к самому себе. Её надо вернуть.

А как вернуть? А через простое и честное осознание — «Да, я потерял любовь. Но хочу, чтобы она ко мне вернулась». Этого достаточно, чтобы она пришла и полностью изменила твой взгляд на всё вокруг.

Взглянув на мир глазами любви, можно увидеть миллионы страдающих от себя самих людей, которые как истощённые батарейки пытаются что-то делать, чтобы жить лучше, но у них ничего не получается, потому что они никого и ничего не любят. Это бесплодная суета. Производят валовый продукт и вал продуктов, а это всё несъедобно и даже губительно для всего живого. Но они не производят самого главного — качества жизни, которое так необходимо каждой живой душе.

Наконец, о рентабельности. Как вы полагаете, какова зарплата у матери, любящей своё дитя и порой не спящей ночами, чтобы поднять его на ноги? Нет, не та зарплата, которую она получает на производстве, где тоже работает из любви к семье (включая сюда того же ребёнка, а также мужа). А именно зарплата за труд по воспитанию своих детей? Очевидно, что она равна нулю.

Никто не платит за производство важнейшей запчасти страны, народа и общества — молодого человека. Тем не менее, этот «товар» всё ещё производят! Хотя с каждым годом, желающих заниматься этим бесплатным трудом становится всё меньше и меньше. И в перспективе это производство должно (по чьим-то замыслам) упасть до нуля. А тогда, разумеется, наступит естественный конец страны, народа и общества. Вот, куда мы идём. Но ведь нам туда не надо, не правда ли?

Как же нам развернуться и пойти в обратном направлении? Очень просто — возвратив ту самую, главную производящую силу человека — любовь. Если мать и отец без оплаты и без привлечения инвестиций, а, напротив, — полностью за свой счёт производят самый ценный продукт на свете — человека, тогда можно сосчитать и рентабельность этого производства — она составляет сотни и тысячи процентов (в зависимости от количества выращенных детей). То есть, любовь, как производящая сила не затратна, а анти-затратна. И если вникнуть в суть процесса, то семья, как фирма по производству человека, функционирует на коммунистических принципах — от каждого по способностям, каждому по потребностям. Внутри семьи не место денежному эквиваленту.

Если кто-то помнит, мы пытались строить коммунизм. Почему же это у нас не вышло? Потому что не справились с масштабированием. В семьях (согласен — не в каждой) у нас коммунизм был, а в масштабе страны — как-то не срослось. Нашей любви хватило только на наши родные семьи. Поэтому в конечном счёте все и решили ограничиться любовью к своим семьям. Некоторые семьи и сейчас живут, как при коммунизме — в материальном плане (не знаю, как в плане отношений). Большинство же осталось за бортом.

Почему мы несчастны? (Кто счастлив, молчите.) Мы потеряли любовь, поэтому сделались недостойными любви. А в мироздании отношение к каждому существу определяется в соответствии с его достоинством. Любовь есть производящая сила. Кто её недостоин, тот её лишается. Кто её лишается, остаётся без энергии. Недостаток энергии ощущается как душевная пустота и состояние несчастья.

Если бы в нас была эта энергия, мы бы могли бы и горы бы свернуть, как говорится. То есть, для нас не было бы ничего невозможного в смысле достижений, включая и экономические. А так, конечно — бухгалтера считают, что всё у нас нерентабельно, потому что холодный климат и т.д. и т.п. Да, у нас холодный климат. — В наших сердцах. Если бы там была любовь — к себе, к семье, к народу, к Родине — тогда бы мы не замечали какой у нас климат. Мы бы всё построили как надо, по уму, и в короткий срок догнали бы и перегнали Америку и, не побоюсь этого слова, даже Китай. Потому что наша страна стала бы как одна большая, дружная семья, в которой, как мы говорили, царит настоящий (а не тот суррогатный) коммунизм.

Давайте, вспомним наших великих предков, которые силою своей любви создали и отстояли нашу страну. Их величие измерялось масштабом их любви. Если мы не возвеличимся хотя бы на одно деление по шкале любви, подав трансцендентному источнику этой силы сигнал, что мы желаем быть достойными своего человеческого звания, тогда мы можем оказаться теми, кто своим безразличием сделался виновным в уничтожении России. Потому что враги сегодня губят её посредством нашей эгоистичной жизнедеятельности.