Мои дополнения к Молле Насреддину

Николай Ломачинский 2
Картинка из интернета               




    Как-то Молла ехал на своём осле в горах. На одной из крутых тропинок, осёл споткнулся и сломал себе ногу. Молла вылечил его, но перелом сделал осла хромым на одну ногу. У бедного Моллы не было денег, чтобы купить себе нового осла, и он продолжал ездить на хромом осле, смеша народ.
    Вскоре придворные, увидев у Моллы хромого осла, обрадовались тому, что наконец-то смогут отомстить тому  и тут же доложили Тимуру о том, что Молла, нарочно, искалечил своего осла, тем намекая на хромоногое сходство их повелителя и осла. Тимур приказал, чтобы немедленно осла убили, а насмешника Моллу привели к нему. Придворные мигом исполнили волю своего повелителя. Испуганный Молла предстал перед грозным правителем.
    - Мне доложили, - сказал Тимур, упавшему ниц Молле, - что ты презренный нарочно покалечил своего осла, чтобы мой народ искал в нём и во мне некое сходство. Что скажешь Молла в своё оправдание?
    - Дай бог тебе здоровье, Владыка Вселенной! – ответил Молла, чуть осмелев. – Прости меня великодушно! Аллах свидетель, но я не знал, что ты уже ходишь на четырёх. Не то бы я не стал тратиться на лекарства на коварную скотину, а забил бы её, даже не перевязав пупка при рождении.
                ****

    Как-то раз кази долго и упорно  пытался, что-то доказать Молле, но тот стоял на своём и всё. Видя, что их спор вновь зашёл в тупик, разгневанный кази закричал на Моллу: - Почему ты, Молла всегда упираешься, как осёл?
    Мола вздохнул и спокойно ответил: - Потому что мне приходится часто с ними спорить.
                ****

    В одном из своих походов, в который Тимур взял с собою Моллу, они вышли к морю. До этого Молла никогда не видел столько воды и не знал о том, что она вся до капельки насыщена солью.
    Подъехав к самой воде, Молла слез со своего осла, огляделся вокруг себя, попробовал воду на вкус и сразу же стал молиться Аллаху.
    Тимур, наблюдавший за странным повелением Моллы, удивился и спросил его: - Молла, ты что, молишь Аллаха, чтобы он опреснил это море?
    - Вот я в своих молитвах благодарю Аллаха за то, что не послал нам двух повелителей сразу, иначе, где бы мы тогда жили, Тимур?               
                ****

    Однажды Тимур спросил своих мудрецов: - Скажите своему повелителю, мудрейшие, что во вселенной выше, солнце или моё имя?
    Все в один голос залились в славословии во имя своего светлейшего в подлунном мире: -Солнце сияет выше небес, выше луны и выше сверкающих алмазами звёзд. Но выше его сияет всем имя их божественного повелителя!
    Довольный услышанным Тимур заметил, что среди славивших имя его только Молла молчал.
    - Ты разве не согласен со всеми, Молла? – спросил он его.
    - Вечная слава твоему имени, мой повелитель! – ответил ему Молла. – Сам рассуди. Как может твоё имя быть выше солнца, если оно сжигает всё живое на земле и дымом пепелищ затмевает свет Солнца?
                ****

    Одной, сильно холодной зимой  Молла простудился и слёг в постель. Жена думала, что её муж уже не встанет и позвала кази. В этот раз кази не заставил себя долго ждать.
    Убедившись, что ненавистный ему Молла действительно смертельно болен, кази во всё горло заголосил молитвы, в которых просил Аллаха не очищении отходящей души, а о том, чтобы Аллах поторопил Моллу к себе.
    Услышав странные молитвы из уст кази, Молла приподнялся и сказал: - Кази,  неужели  Аллах так глуп, чтобы звать к себе старого и больного человека? Ты лучше позаботься о моём скорейшем выздоровлении и Аллах вознаградит тебя и без молитв. Здоровые рабы нужны не только на земле.
                ****

     Однажды Тимуру донесли, что Молла ходит по стране и расхваливает Своего повелителя, как искуснейшего музыканта Вселенной. Занятие музыканта, циркача, шута удел бродяг и простолюдинов.
     Тимур сильно разгневался на Моллу и приказал тот час же доставить презренного насмешника во дворец. Когда испуганного Моллу привели, Тимур спросил у него: - Ты, ничтожный, когда-нибудь видел или слышал, чтобы я играл на чём-либо из недостойных мне?
     - Нет, мой  повелитель, - ответил  Молла. – Но, находясь у тебя на службе, я постоянно слышал от придворных, что вся Вселенная пляшет под твою дудочку.
                ****

     После очередной проделки Моллы, Тимур надолго упрятал его в тюрьму. Многие из придворных и состоятельных вельмож искренне радовались тому, что пришёл конец их злейшему врагу. Но вскоре Тимур неожиданно смилостивился и освободил Моллу. Мало того, он ещё щедро одарил Моллу за причинённые неудобства.
     Мола ехал домой верхом на упитанном осле, в богатой одежде и весело напевал песни. По пути он встретил кази, который в своих молитвах успел в очередной раз отпеть Моллу, а его душу спешно спровадить в самое пекло.
    При виде живого и весёлого Моллы на сытом осле и в добротной обновке, кази завистливо спросил: - Молла, а Молла, почему я днями и ночами молюсь за своего повелителя, а он даже ни разу не взглянул в мою сторону, а тебя, за твои неугодные Аллаху и ему речи, он так щедро одарил?
     - Потому кази, - с усмешкой ответил Молла, - что после твоих молитв Могущественный и Справедливый повелитель засыпает так и не успев дотронуться до волос любимейшей из своих жён, а после моих слов, он никому не даст уснуть.

                ****

     - Молла, почему бедные люди больше всего на свете боятся ада?
     - Потому, что нет такого бедняка, который бы не познал мук ада ещё при жизни.
                ****

     Как-то Тимур, окружённый своими жёнами, с насмешкой спросил Моллу: - Молла, зачем тебе твоя старая и страшная, как ведьма жена? Смотри и выбирай и выбирай себе любую в жёны.
     Молла, причмокивая от удовольствия при виде красавиц, ответил Тимуру: - Пусть неиссякает твой кубок любви, мой повелитель. Но если Аллах справедлив, то в раю у меня будет предостаточно времени, чтобы  сполна насладиться прелестями красавиц  твоего гарема. Думаю, что и ты не соскучишься с моей ведьмой в аду.

                ****
     В один из постов, вздумалось кази пригласить к себе в гости Моллу. Пригласил он его в последний день поста. Молла догадался, что над ним решили посмеяться, но всё же решил сходить в гости к кази. Отправляясь к жадному кази, Молла  плотно поел.
     Гостеприимный хозяин до позднего вечера продержал у себя Моллу, не предложив тому ни крошки поесть. Перед расставанием кази спросил у Моллы: - Молла, когда ты пригласишь меня в гости?
     Он ответил: - До следующего поста довольно долго ждать так, что приходи завтра.
     На следующий день, чуть ли не на рассвете, кази со всей семьёй пришёл с ответным визитом к Молле. Тот так же радушно встретил гостей, усадил их на почётные места и ну спрашивать их обо всём на свете. Через несколько часов душевной беседы кази не выдержал и спросил: - Молла, почему ты не угощаешь нас, пост-то закончился?
     Молла тяжело вздохнул и ответил: - Дорогие гости, я не знал, что мой баран незнаком с почитаемыми нами законами и традициями поста и позволил, шакал ему на голову, попоститься вместе со мною. Сегодня утром я зашёл в овин, чтобы зарезать его к столу, но кроме жалобно блеющего клочка шерсти, с усохшими рогами и копытами, я ничего не нашёл. Я понял, что это всё, что осталось от моей глупой скотины и, чтобы она совсем не испостилась, я отдал ей весь лаваш и чай, которые хотел подать с бараниной к столу. Вы, как думаете, к следующему посту он поправится?

                ****

     Не раз к Молле в дом забирались воры и уносили всё, что могли найти. Иногда они, прокляв нищету хозяев, уходили ни с чем. Долго Молла терпел их ночные визиты, и вот однажды он сам решился попытать счастья в ночном промысле.
     Выждав самую тёмную ночь, и когда уснёт его жена, он встал, завязал платком нижнюю часть лица и вышел на улицу.  Скрытый мраком Молла направился в другой конец города, где надеялся, с помощью Аллаха, удачно поживиться.  Отойдя, как можно дальше от своего дома он стал искать в кромешной темноте незапертую дверь или низкую ограду. Не имея опыта, Молла долго плутал по сумеречным лабиринтам спящего города, но Аллах, видимо, отвернулся от него, и лишь под утро, уставший вор наткнулся на низкую ограду. Перебравшись через неё, он направился к дому. На его счастье, дверь в дом оказалась не запертой. Молла осторожно вошёл вовнутрь и стал шарить по всем углам. Ничего не найдя, он подкрался к углу, где должны спать хозяева. По его представлению, именно там они прячут ценные вещи.
Едва он коснулся постели, как вспыхнула раз, другой яркая искра, а затем загорелся фитиль масляной лампы и осветил комнату и испуганного вора, а перед ним его жену, прижавшую к груди край старого одеяла.
      Увидев перед собою свою жену, Молла вскочил на ноги и закричал на неё: - Чего уставилась? Раз в жизни решил сходить на дело и то собственная жена опередила! А ну давай сюда одеяло – это моя добыча!  Аллах свидетель!