Свободная стихия

Владимир Лосев
   Баллада о море

            Приедается всё. Лишь тебе не дано примелькаться!
            Б. Пастернак

  В нашей стране много праздников, посвящённых морю. Но о существовании Дня моря я узнал случайно. День Земли-20 марта-в календаре в календаре записан, а День моря почему-то -нет, хотя вода занимает на планете гораздо большую территорию. Оказывается, День моря отмечается в разных странах в один из дней последней недели сентября. Признаюсь: был я смущён и несколько растерян, когда узнал, что мне нужно что-то написать о море. Ведь море-это такая необъятная тема, а ещё незабвенный Козьма Прутков предупреждал, что нельзя объять необъятное. И был, безусловно, прав. Так что же делать? Писать-то нужно.
  Была и ещё одна трудность. Сколько лет существует человечество, столько лет человек живёт морем и, естественно, пишет о нём. За истекшие столетия о море сказано, наверное, всё. Что же ещё можно добавить? Тогда я решил немного сузить и конкретизировать тему. Обозначить её, скажем, так-,,Я и море,,. Потом мне стало стыдно. Всё-таки надо быть немного скромнее. Ия решил поменять местами составляющие. Получилось ,,Море и я,, Точнее-,,Море в моей  жизни. Это было уже более приемлемо.
  Родился и вырос я в сибирской глубинке и до 24-х лет море видел только на картинках, в кино и по телевизору. Но, как ни странно, с малых лет, сколько себя помню, я почему-то мечтал о море. Откуда это бралось-непонятно. Остаётся только объяснить всё таинственным высшим предназначением. Уже гораздо позднее сказано было об этом в стихах:
    
        Я рос под шум прибрежных тальников.
        Я рос под звон речного переката.
        Ах, сколько было славных окуньков,
        Где мы с отцом рыбачили когда-то.

        Но снилось море. С самых ранних лет
        Оно в мечтах мальчишеских плескалось.
        Вставал над ним немыслимый рассвет.
        И паруса мерещились, и скалы.

   И многие мои первые стихотворные опыты были фантазиями на морскую тему. При этом у меня не было каких-то определённых планов, как у некоторых моих сверстников: закончить мореходку, стать капитаном дальнего плавания, побывать в дальних странах. Была только туманная мечта о чём-то далёком, свободном и прекрасном.
    После окончания школы я поступил в вуз, весьма далёкий от моря-в Томский университет на филфак. Но, видно, от судьбы не уйдёшь. В результате многочисленных передряг я всё же оказался на берегу моря-на Сахалине, в городе Невельске. Вид безбрежной водной глади, простирающейся до горизонта, произвёл на меня неизгладимое впечатление. И с тех пор жизнь моя неразрывно связана с морем. Я, правда, не стал ни моряком, ни рыбаком, но все организации, где довелось работать, были связаны с морем: заочная школа плавсостава, рыболовецкий колхоз ,,Заветы Ильича,, впоследствии переименованный в ,,Сахалин,,
   Школа плавсостава была уникальным учебным заведением. Многие невельчане старшего поколения, думаю, хорошо её помнят. Многим она дала путёвку в жизнь. Создана она была больше полувека назад и предназначалась для обучения работников плавсостава, не имеющих возможности в силу специфики своей работы посещать вечернюю школу. Учителя школы направлялись в районы лова и там на плавбазах и плавзаводах и добывающих судах вели уроки, деля со своими учениками все тяготы нелёгкого морского быта. Необычным был педагогический коллектив школы. Здесь были представлены выпускники всех ведущих, старейших университетов России: Московского, Ленинградского, Казанского, Томского и других. Такому составу позавидовала бы любая академия. Среди этих людей не было ординарных личностей. У каждого была своя личная драма, согнавшая с родных мест и заставившая искать счастья и удачи в далёких морях. Большинство из них, отработав три года по договору, возвращалось на материк, но воспоминания о суровых морских буднях, о штилях и штормах, о прекрасных морских восходах и закатах оставались с ними навсегда. Конечно, остались  они и у меня.
   Годы работы в школе позволили побывать во всех дальневосточных морях: Охотском, Японском, Беринговом, в Тихом океане, посетить Курильские, Командорские острова, полуостров Камчатку.
 Как каждому, подолгу находившемуся в море, довелось познакомиться не только с его красотами, но и с его суровым нравом. Дважды попадал в жесточайший шторм зимой в Охотском море. Наблюдал, как обледеневшее судно медленно погружается в пучину, а моряки не успевают обкалывать лёд с корпуса. Хорошо помню, как во время перехода из района лова в Невельск на СТР прихватил нас шторм на выходе из пролива Лаперуза. Волна накатывалась выше мостика, хрупкое судёнышко швыряло из стороны в сторону. Мы с Евгением Терековым, известным сахалинским прозаиком, работавшим тогда у нас в школе, сидя в носовой каюте, поражались, как штурмана умудряются не сбиться с курса в такой круговерти.
   Годы работы в школе были, пожалуй, лучшими в жизни. Может быть, ещё и потому, что они совпали в молодостью.
   Стихия воды, стихия моря была сотворена, согласно Библии, одновременно со стихией земли. В первых строках книги ,,Бытие,, сказано: ,, Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, дух Божий носился над водою. ,,. Именно море стало колыбелью всего живого на Земле. В этом согласны и Библия, и наука.
   С древних времён люди глубоко почитали морскую стихию. Бог морей древних греков Посейдон/ у римлян Нептун/ был родным братом верховного божества Зевса/у римлян Юпитер/ Нептун был богом морей и покровителем коневодства и конных состязаний. В его честь был воздвигнут храм в Риме. Нептуна изображают мощным зрелым мужем, похожим на Юпитера, с трезубцем в руке. В наше время Нептун неоднократно вдохновлял художников и скульпторов. Скульптурой Нептуна украшен фронтон главного здания Военно-морского музея в Санкт-Петербурге. Среди моряков всего мира существует обычай ,,представлять Нептуну,, впервые пересекающих экватор.
   Теме моря отдали дань многие русские поэты: Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Цветаева, Пастернак и многие другие. Сахалинские поэты М. Финнов, Ю. Николаев связали свою жизнь с морем, провели много лет на судах в экспедициях и отразили море в своём творчестве. Наш земляк невельчанин Виктор Ушаков работал на добывающих судах и многие его стихи посвящены морской тематике. Вдохновляет море и музыкантов, и певцов. Сын Ю. Николаева Игорь стал всероссийски- известным певцом и композитором, но истоки его творчества здесь, на Сахалине.
     Из всего обилия стихов, посвящённых морю, здесь хотелось бы вспомнить свои давние строки:

         И с этих пор, как будто два крыла,
         В душе моей живут соединённо
         Душа реки, прозрачна и светла,
         С душою моря, тёмной и бездонной.

   И ещё -строки И. Бродского из ,,Писем римскому другу,,

          Если выпало в империи родиться,
          Лучше жить в глухой провинции, у моря.
Эти строки запали в душу, может, ещё и потому, что я всю жизнь как будто следовал совету поэта.
   Море всегда влекло людей искусства. В живописи есть целое направление-маринистика. Из русских художников-маринистов наиболее известен И.К. Айвазовский. И в Невельске много лет живёт художник, посвятивший своё творчество морю и островам. Много лет он пишет морские пейзажи. Выставки его работ регулярно проходят в Невельске, других городах Сахалина. Многие из них экспонировались в областном художественном музее. Кстати, он много лет проработал в заочной школе плавсостава.      
  Человек ходил в море с первых лет своего существования. История мореплавания прошла путь от первых примитивных лодок, сшитых из звериных шкур, до современных морских лайнеров. Ещё от древних римлян осталась крылатая фраза:

   Ходить в море-необходимо.
   Жить-не так уж необходимо.

  По преданию, её сказал римский военачальник Помпей. Он отдал приказ выходить в море, хотя ему и его спутникам угрожала сильная буря. И сейчас море не всегда бывает добрым и ласковым к человеку. Ежегодно снимает оно свою страшную жатву-забирает к себе людей. И не спасают ни современные корабли, ни любые спасательные средства. Порой сносит целые города, как это было с Северо-Курильском.
   Но не скудеет любовь человека к морю.
  Так уж, видно, судьбе было  угодно- дали мне квартиру с окнами на море. И я долгое время мог любоваться непередаваемой красотой морских восходов и закатов, не выходя из дома.
  Неизвестно, в который раз я смотрю, как солнце медленно погружается в морскую пучину...Каждый раз повторяющееся и всегда неповторимое зрелище...Последние блики догорающего светила угасают в морских волнах...Никогда не устану созерцать эту стену вселенского пожара...


Владимир Лосев