Из истории Масленицы

Денис Налитов
Масленица (латинский аналог этого праздника «масленатус блинамус») восходит своими корнями к древнеримским празднествам «Маслендулам».  Из сочинений Тацита мы узнаём, что на рубеже I-го столетия до Р.Х. знаменитый полководец и будущий император Гай Юлий Цезарь, готовясь к решающей битве с Ариовистом, вождём галльских повстанцев, велел накормить своих легионеров круглыми мучными лепёшками или блинатусами.  Отяжелевшие от съеденного, легионеры стояли насмерть и выдержали бешенный натиск галльской конницы, чем обеспечили победу римскому оружию и обессмертили имя их великого полководца, а заодно и установили традицию ежегодного празднования этой победы с непременным поеданием блинатусов.
Со временем настоящая причина праздника была забыта, осталась лишь традиция - поедать блины в период окончания зимы и наступления весны.
Из Рима обычай празднования Маслендул перешёл в Константинополь, а оттуда был привезён на Русь князьями братьями Блинославом и Маслолюбом и их сестрой Сёмгой.
На Руси обычай празднования Маслендул, более известный как Масленица, быстро прижился и вскоре стал неотъемлемой частью славянской культуры.  Так из былинного эпоса мы узнаём о богатыре Светофоре Семафорыче, съедавшем за один присест 500 блинов и запивавшем кадкой топлёного масла.
С середины XIII века Масленица становится общенародным торжеством.  Именно к этому времени относится первое летописное упоминание о международном праздновании Масленицы, когда гостеприимные новгородцы пригласили на праздник своих соседей – немецких купцов-рыцарей Ганзейского Союза.  Празднование, длившееся весь день, закончилось традиционным кулачным боем на льду Чудского озера.  К масленичному же столу, в память об этой встрече, стали добавлять селёдку в горчичном соусе.
Время петровских преобразований не обошло и этот, ставший исконно русским, обычай.  Борясь со всеми тяготеющими к старине обычаями, Пётр неоднократно пытался заменить русские блины голландскими вафлями.  Чугунные сковороды изымались из крестьянских хозяйств, а взамен раздавались вафельницы.  Поток внутренних иммигрантов двинулся из европейской России за Урал, что послужило к распространению Масленицы дальше на Восток.  Против «масловеров» (так звучало их официальное название) посылались карательные экспедиции, но со смертью Петра гонения прекратились и Масленица вернулась в Первопрестольную.  Следствием неудавшейся петровской реформы стал так называемый вафельный раскол, последователи которого до сих пор встречаются в губерниях Валдайской возвышенности, а по количеству адептов который стоит между молоканами и хлыстами.
Победоносное шествие Масленицы с Востока на Запад началось во время заграничного похода русской армии 1813 г., когда  блины были принесены в Европу, где стали известны как креп-панкейки.  Это период наивысшего расцвета масленичного обряда.
В годы революционного лихолетья Масленице пришлось опять оказаться в подполье. Считая выпечку блинов наследием старорежимного мракобесия, а масленичное гулянье – контрреволюционными выступлениями, Советская власть развернула активную борьбу с этим проявлением национального самосознания.  Так, вместо блинов в организациях общепита выпекали «комухлебуды», что расшифровывалось как «коммунистический хлеб будущего».  Само название Масленица было удалено из словарей и разговорной речи и заменено словом «политлетпомежвопница» (политическая летучка по международным вопросам).
Однако русский народ не желал забывать дедовы обычаи и бережно хранил атрибуты своего любимого праздника, такие как винопитие и мордобой, упражняясь в этом денно и нощно, передавая секреты мастерства от отцов к сыновьям.
С падением коммунизма и приходом перестройки и гласности, Масленица вновь стала гостьей наших домов и теперь любой, у кого конечно есть деньги, может принять участие в этом добром, весёлом и хлебосольном празднике.