ИВЛ 54 Власть или Закон?

Сергей Бурмистров
   Первобытная община полностью зависела от природного ритма. Охота и собирательство - занятия, ничего не производяшие, полностью зависящие от природы. 
  Древнейшие земледельческие государства существовали только за счет постоянной концентрации всех сил то на одном, то на другом направлении. Развитие культуры вообще и науки в частности покупалось ценой практически непрерывного героизма. Так жить можно, но жизнь будет короткой.
  Первые египедские фараоны имели четкие хозяйственные обязанности, а царь Итаки Одиссей умеет пахать землю и знает "в лицо" всех своих овец (видно, не так уж их было много).
   Цари и фараоны тогда выглядели своими парнями и отцами нации.
  По мере развития технологий хозяйство укреплялось и становилось ритмичным. Запустив механизм, царь мог приступать к укреплению личной власти (они это любят). У Азимова хорошо описан процесс ограбления провинций обнаглевшей столицей. В итоге окраинные племена, ненавидевшие друг друга, объединяются против центральной власти. Центр рушится, все наслаждаются свободой, проблемы с хозяйством пока не ощущаются (старые запасы пока есть...).
   В Таиланде некий царь приказал построить 1000 храмов в свою честь. Это огромные расходы, даже если учесть, что строили халтурно, лишь бы успеть к сроку.
   В итоге имеем смену психологии работников. На смену трудовому энтузиазму и вере в гений царя идет скептический анализ поведения царя и личное им недовольство. На смену внешней активности ("вот бы это все распахать!") идет идея самоуглубления и психологического равновесия (йога, буддизм).
   То, ради чего государство создавалось, приводит государство к гибели. Объединив племена, государство само против себя создает их единство. Эгоизм сильной власти начинает раздражать слишком многих.
   Тем более, что первые государства были строго национальными и все остальные племена и народности автоматически становились врагами.

   2 часть.
   Считаю, что изобретение понятия закона было гигантским шагом в сторону устойчивости государства и, соответственно, развитию культуры. Маленькие греческие государства с развитой демократией в итоге разгромили огромную персидскую империю, построенную на принципах личной неограниченной власти. А потом вообще 10 000 гоплитов прошли насквозь всю Персию, и никто не смог их остановить.
   Человек, недовольный властью, за нее насмерть не сражается...
   Идея закона соседствует с требованием к власти быть высокоморальной. Физически сильных богов заменяют боги справедливые, а Иисус - побеждает Зевса...
   Домострой, сейчас выглядящий жестоким, в момент появления на свет на самом деле является актом гуманизма.
 Зоротустра аналогично заклинает всю свою жизнь правителей Ирана: "не убивайте зря тех, кто на вас же работает! Это не выгодно!!!".
   Страшные рассказы Чехова при нем считались просто юмористическими.
   Все это - об отсутствии правового государства, о жестокости сильных, законом не ограниченных.

   Имея Империю, недовольны. Потеряв Империю, плачем: "наступили времена, когда жизнь слабых становится мясом для сильных..."

   Крушение социализма в СССР не привело к технологическому прорыву России.
  Воры строить не умеют!
  Неужели моя главная ошибка в том, что я не поддержал ГКЧП?!