Как воспитают молодежь фантастические романы

Майоров Дмитрий Николаевич
Несколько лет в Тюменское духовное училище приехали знаменитые филологи православные – священник Михаил Козлов, настоятель храма великомученицы Татианы при МГУ, и автор знаменитого сборника «Православие и русская литература» Михаил Михайлович Дунаев. Оба преподаватели Московской духовной академии. Они были проездом в Тобольскую духовную семинарию. Вопросы о русской литературе они услышали от нас. Меня всегда интересовал вопрос научно-фантастических произведений. Имеют ли они нравственное значение для подрастающего поколения? От Михаила Михайловича я услышал удивительный ответ, которого не слышал ни от кого. Он сказал: современная фантастика безбожная, даже антихристианская по своему смыслу. Первая фантастика была не такова. Если мы прочитаем «Дети капитана Гранта» у Жуля Верна о том, как дети спасают отца, или о том, как на таинственном острове спасшиеся путешественники попадают в бухту, которую они в благодарность Богу называют Бухтой Провидения. Для христиан понятно, что речь идет о благодарности Богу. Ну а в нынешних произведениях смысл антихристианский, мелькание, мельтешение, наслаждение… Но нет смысла.  Я тогда с Михаилом Михайловичем очень не согласился. Но когда вспомнил произведения, которые читал прежде иеромонаха Серафима (Роуза) «Православие и религия будущего». В главе «Дух научной фантастики» иеромонах серафим рассуждает о том, что такое количество НЛО, которое в 40-50е годы заполнило небосвод над Америкой и Европой, есть проявление бесовской сущности. Потому что западный обыватель взращен на научно-фантастических произведениях. «Если бы это был действительно инопланетный разум, – говорит отец Серафим, – неужели тупые инопланетяне могли столько лет подряд совершать одну за другой экспедиции посещения? Даже наши межпланетные станции опускаются в избранных местах, фотографируют поверхность планеты, берут некоторые пробы и все – миссия выполнена. Не нужно для ученых новой информации там, где уже все исследовано. Но тарелки с удивительным постоянством опускаются в новых местах, выжигают круги на траве, берут образцы кожи у людей, посещают людей… Вывод один – это не инопланетный разум. А кто же это? Это старые знакомые бесы, которые являлись в прежние века подвижникам в том виде, каком они в большей степени могли их устрашить: например, египетским подвижникам являлись в виде эфиопов, злых кочевников-разбойников, которые нападали на караваны и монастыри. В островерхих литовских шапках являлись Преподобному Сергию Радонежскому. В то время, как мы знаем, Литва была очень мощным государствам, чуть ли не до Москвы дошла. Ну а нашему времени, воспитанному на духе научно-фантастических произведений, легче всего внушить мысль о какой-то своей исключительности, превосходстве, если бес явится в виде инопланетянина. И вот с 1946 года в Американском правительстве действует секретный проект «Голубая книга». В этом проекте все явления инопланетных кораблей систематизированы по четырем группам. Наибольший интерес представляет так называемый БК-3. В 70-х годах в США был снят фантастический фильм «Близкие контакты третьего рода», когда люди встречаются с инопланетным разумом лицом к лицу. Что удивительно, Во всех этих случаях психически-адекватные люди, увидев близко зеленых человечков, начинаются явления ужаса, подавленности, безотчетного страха, суицидальные попытки, приступы безумия… Все это то, что проявлялось и в прежние века, когда бесы приходили подвижникам. Таким образом, дух научной фантастики действительно антихристианский. Он готовит почву для пришествия Антихриста, – делает вывод иеромонах Серафим в книге «Православие и религия будущего». С его выводом соглашается священник Родион в книге «Люди и демоны» и даже приводит таблицу, в которой в левой колонке отмечает появления инопланетян БК-3, а в правой – явления бесов христианским подвижникам. Полное соответствие. Таким образом, это действительно наши старые, но недобрые знакомые – бесы. Научная фантастика способствует этому явлению. Кстати, в советское время, которое было безбожной эпохой, научная фантастика заполняла пробел, который возникал у людей. Но свято место пусто не бывает: веру задушили, а человеку всегда хочется верить в нечто иррациональное. И появляются заслуженные мастера пера, люди талантливые, тонкие, которые жажду Бога заменяют жаждой поиска внеземных цивилизаций. И среди таких фантастов мы можем увидеть, например, Ивана Ефремова, встречи с внеземной цивилизацией в романе «Туманность Андромеды». Или произведения братьев Стругацких, где под именем странников выведены сверхинтеллектуальные цивилизации, которые практически не оставляют своих следов, но люди ищут ее. Или книгу Артура Кларка «Одиссея 2001 года», о том, как через черный обелиск люди встречаются с инопланетной цивилизацией. Западная или наша фантастика, столкнувшись с безбожием в коммунистическом или буржуазном обществе, заставляет человека искать что-то для себя. Душа потому что по природе христианка, как говорит Тертуллиан. И человек ищет того, что могло бы этот вакуум безверия заполнить.

Через много лет после встречи с Михаилом Михайловичем я начал соглашаться с его выводом о том, что научно-фантастические произведения являются произведениями антихристианскими. И они более развращают человека, чем его воспитывают. У отцов есть изречение о том, что «сатана – первый фантазер», он вообразил, что равен Богу и даже выше Его. Поэтому научно-фантастические произведения уводят человека из области реальности в область иррациональности, в область вымысла, того, чего не было и никогда не будет. Человек короткие мгновения жизни, которые он мог бы потратить на покаяние, на молитву, добрые дела, тратит на просмотр научно-фантастических фильмов, чтение романов… Создает некую виртуальную реальность, в которой его душа пребывает с некоторым услаждением и ему очень не хочется возвращаться на землю.

И этот однозначный вывод о фантастике как антихристианском произведении можно было бы считать окончательным, если бы не появились романы, которые составляют исключение из этого общего правила. А, как говорится, исключение подтверждает правило, «злоупотребление не исключает употребление». И к таким произведениям можно смело отнести произведения Юлии Вознесенской, ее роман «Мои посмертные приключения», трилогия о Юлианах («Юлиана или Игра в киднепинг», «Юлиана или …»), дилогия о Кассандре («Кассандра или Приключения с макаронами» и «Путь Ланселота»). В этих фантастических произведениях мы видим мир будущего – антихристаинский мир. Фэнтази и научно-фантастические произведения отличаются, прежде всего, направлением. Через фэнтази человек может приобщаться к высоким христианским идеалам через иносказание. Возьмем роман «Хроники Нарнии» Льюиса Кэрролла. Трилогия Толкиена о хоббитах. Они оба писали произведениях для своих детей. Через иносказание люди получают впечатление о христианском мире. Такие произведения (Андрей Кураев видит даже в романах Роулинг про Гарри Поттера, хотя это сильная натяжка).

А фантастов, которые пишут тоже в стиле фэнтази, которые приближаются к научно-фантастической литературе, по которой можно видеть некоторые христианские образы и символы, и богоискательство. Можно назвать романа Сергея Лукьяненко.
Для современных подростков и обывателя Лукьяненко известен по трилогии «Дозоров» (Ночной, дневной и сумеречный». Первые Дозоры были экранизированы со значительными отклонениями от того, что заключено в самих романах. Это чисто коммерческий проект. Есть у него богоскательские произведения, в которых мы можем видеть поиск автором в направлении к Богу. Он заставляет задуматься об этом и читателя. Это его наиболее богоискательский роман «Спектр», в котором главный герой проходит через 7 планет за девушкой, которая пытается спасти человечество, в поисках смысла жизни. Роман с поиском религиозности некоторой.
Другой его роман-трилогия, один из первых романов, где он не преследует коммерческие интересы, что называется «проба пера», это «Линия грез», «Императоры иллюзий» и «Тени снов». Человек получает вечную жизнь, когда он умирает, нейросеть собирает сведения о нем, а потом через атман человека воскрешают и душа возвращается в его тело. В других мирах этого нет, а у нас есть, поэтому церковь единой воли (церковь будущего) благословляет этот атман, потому что душа возвращается в новое восстановленное тело. И человечество получило преимущество перед иными цивилизациями. (Это романы «Линия грез». В «Императоры иллюзий» человек встречается с Богом и исполняет любое свое желание. «Тени снов» стоит в стороне от этих романов, хотя здесь одни и те же герои, одни и те же цивилизации. Но это община христиан на планете, которая встречается один на один с грозным врагом и община побеждает ценой неимоверных усилий. Вроде бы, хорошие произведения – но главной цели они не достигают. Это мельтешение кадров, очень красивый рассказ о цивилизациях…

Вообще для христианина вопрос о том, есть мир иной и инопланетяне, для христиан вопрос открытый. В журнале «Фома» за 2005 год этот вопрос был обсужден. Если есть иные цивилизации, то как же Боговоплощение, как же спасение рода человеческого, совершенное на кресте Христом? Вопрос остается открытым. По мнению Патриарха Алексия II, других миров, скорее всего, нет, потому что вопрос спасения инопланетян остается открытым. Церковь не выносит однозначных суждений, потому что, как говорят отцы, Кирилл иерусалимский, «то что изложено в писаниях, о том и рассуждай, а что выше себя, о том не мудрствуй». Зачем рассуждать о спасения гипотетических инопланетян, если «формула Дрейка» (произведение вероятностей, которое дает благоприятный исход для возникновения цивилизации в удобном для этого мире) в своем пессимистическом прогнозе показывает, что кроме нашего мира нигде нет жизни. Человечество тратит миллиарды на поиск жизни в Солнечной Системе, и нигде жизни нет. Хотя наши земные бактерии в условиях иных миров могли бы жить. Но зачем им там жить, если Бог сотворил Землю для человека.

Кинематографическое творчество прославленного режиссера Андрея Тарковского. Два научно-фантастических произведения экранизированные Тарковским, показывают, как антихристианский смысл произведений Станислава Лема «Солярис» и братьев Стругацких «Пикник на обочине», он превращает в самые христианские. Самый христианский фильм из его творчества – «Сталкер». Это уже не богоискательство, а прямые аллюзии, евангельские, апокалиптические. Хотя есть рассуждения в стиле Лао Цзы, но это в иных верах человеческая душа ищет Бога и она по сути христаинка. И в иных религиях можем видеть отблески христианского света. Произведения Тарковского Солярис и Сталкер – не теряет актуальность для людей 21 века, как и для людей 70-х годов прошлого столетия, когда нельзя было о Христе говорить напрямую. И этот эзопов язык, который избирает Тарковский – один из верных способов достучаться до сердец неверующей интеллигенции.

Таким образом, вопрос, поставленный в начале статьи, верующими: приводит ли научно-фантастические произведения человека к вере или не приводят, не имеет однозначного ответа. Действительно, дух большинства современных научно-фантастических произведений антихристианский. Действительно, в фэнтази и некоторых научно-фантастических романах идея богоискательства несомненно присутсвует и может на что-то подвигнуть. Но окончательного ответа на этот вопрос мы не получим никогда, потому что мы живем в мире, который лежит во зле, и нет абсолютно благих вещей, потому что они смешаны с человеческим злом. И апостол Павел советует: все мне позволительно, но не все полезно. Все мне позволительно, но ничто не должно мною обладать. Василий великий, обращаясь к юношам, читающим языческие произведения, расшифровывает эти слова, говорит, что христианский юноша должен уподобиться пчеле, которая собирает мед и не садится на то, что дурное. Поэтому мы должны извлекать полезное для души и уклоняться от того, что ей вредит. В том числе, и в научно-фантастических произведениях.