Может ли наука действительно возразить богословию?

Майоров Дмитрий Николаевич
До сегодняшнего дня люди спорят о том, каким образом появился мир и человек. Ещё не выработалась и общецерковная православная позиция по вопросу отношения к эволюционному учению. Поэтому актуальной проблемой становится поиск того прочного основания, на котором могут сойтись взгляды Русской Православной Церкви и естественнонаучного сообщества, как российского, так и зарубежного. На наш взгляд, таких «полей взаимодействия» религии и науки может быть несколько.

Поля диалога науки и религии

Во-первых, и  ответственности ученого за свои открытия перед Богом и обществом,(i) которая оказывается в области не столько естественнонаучной апологетики, сколько в области моральной ответственности ученого, но миссионер никогда не должен упускать из вида этические задачи в диалоге с людьми науки (ii).
Во-вторых, осмысление естественнонаучных открытий с точки зрения библейского богословия (iii).
В-третьих, собственно естественнонаучная апологетика, когда осмысление открытий самими учеными происходит в атеистическом ключе. Церковь ни в прежние века, ни теперь не может оставаться в стороне, когда известные ученые с университетских кафедр и через СМИ открыто критикуют церковное учение о Божественном происхождении мира. Тогда выступает на первые позиция именно апологетика, защита церковного учения, в которой открытия естественных наук не только игнорируются, но служат делу апологетики. Естественная теология (метод естественного богопознания, опирающегося преимущественно на познавательные способности человека) выступает как перспективное поле в диалоге религиозных и нерелигиозных мировоззрений.
В начале XX столетия конфликт между научным и религиозным мировоззрениями на Западе постепенно исчезает, и, начиная со второй половины прошлого века, полемика уступает место плодотворному диалогу. В России этот факт хорошо известен, к сожалению, лишь немногим специалистам-гуманитариям. Учебная дисциплина «наука и религия» преподается преимущественно на кафедрах теологии и религиоведения, и на сегодняшний день не существует авторитетного и всеми признанного вузовского учебника по этому предмету (iv). Специалистам в области естествознания, даже самого высокого уровня, по-прежнему научное и религиозное мировоззрение представляется непримиримыми антагонистами.
Анализ обширной заграничной и отечественной литературы по взаимодействию науки и религии (v) позволяет сформулировать, на наш взгляд, «Основные вопросы естественнонаучной апологетики» (vi)

Самые дискуссионные вопросы, на наш взгляд, следующие:
1. Действительно ли мир возник посредством многомиллиардной эволюции, или его возникновение – плод Божественного непосредственного творения за шесть дней? (vii)
2. Если библейское повествование – истина, то как согласовать миллиарды лет, о которых говорит современная наука и шесть дней, о которых говорит пророк Божий Моисей в книге Бытия? (viii)
3. «Точная настройка» всемирных констант, необходимых Вселенной для возникновения и стабильного существования – «антропный принцип» – что это: случайность (слабый антропный принцип) или необходимость (сильный антропный принцип)? Это ли не свидетельство бытия Бога? (ix)
4. Человек произошел от обезьяны или буквально сотворен из праха земного? Можно ли согласовать эти, казалось бы, непримиримые позиции? (x)
5. Христианское учение о грехопадении иносказание, миф или реальное событие? Если Адам – не реальная историческая личность, а просто человек и плод эволюции, то что же он нарушил? Посмел из обезьяны стать человеком? (xi)
6. Есть ли научные подтверждения Всемирного Потопа, существования Ноева Ковчега, Вавилонской Башни, был ли Исход евреев из Египта и другие библейские события? (xii)
7. Кто такой Христос? Мифическая легендарная личность или реально существовавший «обманщик», «безумец» (как характеризовали Его мифическая и историческая атеистические школы)? Или Христос – действительно сошедший Сын Божий, истинный Бог и Мессия, обещанный Израилю Искупитель и Спаситель от греха, проклятия и смерти? (xiii)
8. Чудеса, описанные в Священном Писании Ветхого и Нового Завета, чудеса, совершившиеся за долгую историю христианской Церкви от ее возникновения до наших дней, названы чудесами, потому что они действительно противоречат естественным законам природы. Но если это так, то были ли они на самом деле? Может ли наука доказать или опровергнуть их реальность?
9. Наука и религия находятся в состоянии перманентного конфликта? Научное мировоззрение противоположно религиозному – утверждение хулителей религии. Им возражают защитники религии, говорящие о разных областях существования той и другой (xiv).

Обсуждение каждого вопроса в отдельности приводит нас постепенно к осознанию мысли о возможности плодотворного сотрудничества людей науки и религии.
Библиография, помещенная внизу данной статьи, поможет читателю разобраться с этими непростыми вопросами с православной точки зрения.

ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

I.Иванов М. С., доцент МДА. Христианское отношение к природе. Актовая речь, произнесенная 14 октября 1975 г. на годичном акте в Московской Духовной академии // Журнал Московской Патриархии, 1975, № 11, С. 40–42: «В наши дни окружающий мир как бы напоминает людям Земли о себе, о своем болезненном, кризисном состоянии. … Человек призван к творческому труду, к преобразованию, к созиданию. Он — владыка мира, и только в нем мир обретает свое самосознание, смысл своего существования и свое творческое завершение. Так что пожелания отказаться от воздействия на него по меньшей мере наивны. Окружающая среда страдает не оттого, что человек воздействует на нее, а оттого, что такое воздействие нередко бывает неправильным».
II.Майоров Д.Н. Воспитательное значение традиционных духовно-нравственных ценностей.//Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе. Материалы 6-й Межрегиональной межотраслевой научно-практической конференции с участием ближнего и дальнего зарубежья – Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет, 2005 г., С.673
Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание / Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006.
III. Заслуживает внимания учебные пособия по предмету «Науке и религия»: С.В. Девятовой «Современное христианство и наука» М.: Наука, 1994, пособия Аринина Е.И и священника Димитрия Кирьянова
Мумриков Олег, священник. Естественно-научная апологетика: введение в предмет // Научно-богословский портал Богослов.ру - Электронный ресурс: http://www.bogoslov.ru/text/319657.html. Дата обращения 26.11.10
см. также обзор по естественнонаучной апологетике: Осипов А. И., Павел
IV. Великанов, священник. Апологетика // «Православная энциклопедия» в 25-тт., М., «Православная энциклопедия», 2001 г. , т.1, С.83
Цыпин Л., свящ. Так чем же являются Дни Творения? Центральная проблема экзегетики Шестоднева. - Киев: Пролог, 2005. См. также статью: Ромашко А., свящ. О сектантском происхождении так называемого научного креационизма // Богословский сборник Новосибирской епархии РПЦ. - Новосибирск., 2007. - №3. - С. 48-64.
V. Дискуссионные работы о буквальном толковании библейского Шестоднева – творении мира в 6 дней: Сысоев, Д. свящ. Летопись начала. - М.: Аксиос, 2003; Сысоев, Д. свящ. «Кто как Бог?» или сколько длился день Творения. - М.: Издательство Душепопечительского Центра св. прав. Иоанна Кронштадского, 2003.
VI.Barrow J.D., Tippler F.J. The anthropic cosmological principle. Oxford University Press, 1986
VII. Муравник Г.Л. «Парадокс человека: новый взгляд на старую проблему»: «Какой же вывод может быть сделан на основании тех научных данных, которыми мы сегодня располагаем? Можно ли "примирить" идею творения человека Богом с данными современной антропологии? Думается, да. Но прежде надо осознать, что приход в мир человека - феномен не только материальный, но и духовный. На этом пути открываются новые горизонты. Подлинная история научных исканий - это и история откровений. Но готовы ли мы к ним сегодня?». http://u209.48.spylog.com/cnt?f=3&p=1 Дата обращения 15.04.2007, см. также Кристофер Б. Стрингер. Происхождение современных людей // «В мире науки», 1991, №2., С. 60.
VIII-XIV. Наиболее острая критика эволюционного происхождения человека в работе трех священников РПЦ и РПЦЗ Даниила Сысоева, Константина Буфеева и Тимофея Алферова, Хоменкова А.С. на сайте http://www.shestodnev.ru/ и в их работах:
Алферов Тимофей, свящ. Две космогонии. Эволюционная теория в свете святоотеческого учения и аргументов креационной науки. - М.: Паломник, 1999;
Алферов Т., свящ. Когда был каменный век//Божественное Откровение и современная наука: Альманах: Выпуск 1. - М.: Паломник, 2001. - С. 90-106.
Буфеев К., свящ. Как миссионер-эволюционист не устоял в Православии / Православное вероучение и теория эволюции. В защиту святоотеческого учения о сотворении мiра, жизни и человека. - СПб.: Общество святителя Василия Великого, 2003. - С. 340-352.
Сысоев, Д. свящ. Летопись начала. - М.: Аксиос, 2003;
Сысоев, Д. свящ. «Кто как Бог?» или сколько длился день Творения. - М.: Издательство Душепопечительского Центра св. прав. Иоанна Кронштадского, 2003.
Хоменков А. С. Почему некоторые обезьяны человекообразны? // Божественное Откровение и современная наука: Альманах: Выпуск 1. - М.: Паломник, 2001. - С. 194-233.
Хоменков А. Эволюционный миф и современная наука / Шестоднев против эволюции в защиту святоотеческого учения о творении. - М.: Паломник, 2000. - С. 65-122