Малавита на экране и под обложкой

Нина Левина
В одной из последних записей в ленте друзей ЖЖ  выудила вот такую фразу: "Фильм, который мы вчера смотрели (пусть там и Роберт де Ниро играет, и Мишель Пфайфер) совсем не стоит нашего времени".
Это про фильм "Малавита", точно. (На днях сходила, посмотрела).

Да, там всё крайне круто и неоднозначного много.
Зло всегда зло или всё же умение защищать свою честь, любить семью в общем и каждого её члена индивидуально, понимать (пусть на свой лад) и строить справедливость вокруг своего дома - это "Там" не зачтётся?
И если ты сходил на исповедь, а потом священник в ужасе от подробностей твоего существования тебя отказывается в церковь пустить - с этим жить и продолжать верить в "ныне отпущающе"?..
Артисты хороши. И Пфайфер, конечно, тоже.
А Де Ниро - стандартен. И пусть вокруг него всё взрывается, людей он и в мыслях, и на деле гнёт и калечит, но всё же Роберт уже не тот, что в "Однажды в Америке", (хотя вроде бы оттуда перекочевал, только что бороду отрастил).
Но какой-то это обаятельный и привлекательный злодей, несмотря на искалеченного сантехника и изуродованного инженера с очистных сооружений...
Внешний рисунок не для Де Ниро.

И чтобы фильм оценить и узнать, почему он назван именем старой и тишайшей собаки, - надо бы  прочесть книгу Тонино Бенаквиста - "Малавита".
Я её прочла ещё шесть лет назад и до сих пор помню.
Ниже запись из дневника тех лет.

"Дочитала «Малавиту» Бенаквиста. Про одного гангстера, взятого полицией под охрану, как свидетеля.
Странный сюжет. Человек - воплощенное зло, почему-то (не понятно) сдавшее всю братию (поймали его, кажется, и условие поставили – или ты, или они). И вот описывается сотрудничество представителя общества – полицейского и гангстера, (которому убить человека любым способом – как сплюнуть), в деле разборок с бандой мафиози, прибывшей в тихий французский заштатный городок (7000 жителей) с целью убить этого гангстера даже ценой уничтожения всего этого городка.
А у гангстера в семье к этому времени полный разлад: всех достала эта честь – быть под охраной полиции и принадлежать к семье бывшего активиста «Коза Ностры».
Жена собирается уйти, дочь – покончить с собой, младший – пойти по стопам отца: у малого все необходимые задатки, которым не дают развиться обстоятельства.

Все эти мафиози описаны очень смачно. У них те же требованиями к жизни, что у простого обывателя – денежная работа, хорошая семья… Только работа связана не со специальностью, которая обществу нужна, а с - отобрать у общества те блага, которое оно себе создало.
Криминальный мир - воплощение зла и концентрация злодеев.
И вот такая оригинальная мысль через всю книгу – эти люди рождаются уже готовыми злодеями, в общество они не впишутся ни под каким соусом, и полиция, поэтому, нужна всегда, хотя бороться с этими уродами также эффективно, как с комарами. Просто это такая людская популяция.
И ещё одна мысль – полицейские, вообще-то, это люди тоже из той же популяции, только в какой-то момент их судьба переориентирует на другую сторону баррикады.
И не будь на свете гангстеров, нечего будет делать и полицейским.
Вернее так: со сформировавшимися гангстерами некому было бы бороться, кабы не другая ветвь этой популяции, уходящая в полицейские.
Короче, старая притча о предопределенности – если тебе суждено держать в руках нож, то надо из тебя сделать хирурга. Вот такая предопределенность.
Рождение злодея - неизбежно. Но вовремя переориентируй – и получишь того же злодея (будет подстерегать, убивать людей) но уже в интересах общества: просто целью его будут не добропорядочные граждане, а такие же злодеи, только вредные всем добрым людям.
Из потенциальных гангстеров вырастают хорошие полицейские.
Но вот когда человек родился гангстером (и им, по существу, остается), но волею судеб попадает в полицию – тут жди самых страшных преступлений.
Такая вот сложная мысль у книги".

Но как раз она-то в фильме и не прозвучала - затерялась в перестрелках, взрывах, избиениях, трупах и отрубленных пальцах.

А книгу советую. Вообще, Бенаквиста очень неплохой писатель.