Альфред Хейдок. Семь планов Бытия

Вера Лемешко
 СЕМЬ ПЛАНОВ БЫТИЯ

      Эти планы отличаются друг от друга тонкостью своей субстанции (материи). Материя физического плана – самая грубая. Чем выше план, тем тоньше его материя (субстанция). Между этими планами нет резких границ, они постепенно переходят один в другой. Каждый план населен соответствующими ему сущностями, человекоподобными и другими, которые проходят свою эволюцию так же, как и мы. Иногда люди видят обитателей ближайших нам планов бытия – эфирного и астрального – и называют их призраками. Но такими же призраками мы являемся для них. Рассказы о русалках, феях и т. п. имеют реальное основание.
      Астральный план населен преимущественно душами умерших людей, проходящих там одну из стадий своего посмертного существования.
   * Слово "планы" здесь употреблено в смысле "слоев" материи – слоев такой тонкости, что физическому глазу они незримы, но ясновидящие их видят. - Прим. авт.

      Эти планы бытия пронизывают друг друга, входят один в другой. Так, например, человек видит свою комнату, мебель в ней, и все. Но если бы он обладал зрением астрального плана, то увидел бы ее наполненной различными сущностями.

      Камический, или астральный, план – это план человеческих желаний, чувств, эмоций.
      Ментальный план – это план мысли и мыслеобразов. Своими семью принципами человек может действовать на всех семи планах бытия. Когда он чувствует, он действует в астральном плане; когда он думает, он действует на ментальном плане, создает там мыслеформы. Он может одновременно действовать на нескольких планах.
      Буддхический план – это тот план, в котором пребывает наше высшее "Я" – треугольник Атма-Буддхи-Манас. Остальные два плана – атмический план и план буддийской нирваны – малодоступны обычному мышлению и поэтому для понимания требуют расширения сознания.

      Говоря о составе человека, мы привыкли пользоваться терминами Дух, Душа и Тело. Термин "тело" весьма точен, чего нельзя сказать про Душу и Дух. Где между ними граница?
      Грубо говоря, к животной душе следует относить все принципы квадрата: эфирный двойник, астральное тело и Кама Манас, за исключением физического тела. Дух – это верхняя триада, треугольник Атма-Буддхи-Манас. Духовная Душа – это Буддхи.

      Как следует понимать бессмертие души:
      Что умирает в семеричном человеке и что не умирает? Как сказано в ментаграмме от 09.07.72 г., человек умирает три раза:
   1. когда умирает физическое тело;
   2. когда умирает эфирный двойник;
   3. когда умирает астральный двойник, с которым вместе угасает и Кама Манас.

      Интервалы между этими тремя смертями могут быть весьма различными в зависимости от степени духовного развития человека. У малоразвитого человека они долгие, у высокодуховного человека они могут быть мгновенными.
      Взаимоотношения между духом и животной душой, то есть между треугольником Атма-Буддхи-Манас и квадратом Физическое тело – Эфирный двойник – Астральный двойник – Кама Манас.

      Эти отношения также можно назвать отношениями между Высшим "Я" и низшим "я". Мы живем на Земле, чтобы совершенствоваться. Знания же приобретаются путем жизненного опыта. Поэтому можно сказать, что мы воплощаемся, то есть рождаемся на Земле ради приобретения опыта. Для того, чтобы родиться на Земле, Высшее "Я", постоянно пребывающее в буддхическом плане, выделяет часть своей сущности и посылает ее на воплощение в физическом плане бытия. Выделенная часть сперва строит себе астральное и эфирное тело, а затем, в момент зачатия ребенка, состоявшегося у тех родителей, которые уготованы ему Кармой, спускается и устанавливает связь с начавшим образовываться эмбрионом. На четвертом месяце беременности эта связь усиливается более полным привхождением выделенной частицы духа в эмбрион.
Этот процесс доступен земному зрению. Иногда матери видят, как в воздухе появляется как бы пламя свечи, которое спускается на живот матери и исчезает в нем. Я лично беседовал с одною из матерей, наблюдавшей это явление. При рождении младенца совершается еще одно привхождение духа. Полное же его вхождение происходит в семилетнем возрасте. Таким образом, физический человек есть лишь часть своего Высшего "Я". Последнее пребывает в Буддхическом и Атмическом плане, откуда оно осеняет низшие принципы человека, оживотворяет и активизирует их.

      В высшем "Я" накоплен весь опыт пройденной человеком эволюции, когда он был минералом, растением, животным, когда он проходил в предыдущих воплощениях различные расы человечества.
      Поэтому оно могло бы одарить выделенную часть своего низшего "я" огромными знаниями, поделиться опытом.

      Почему оно этого не делает? Первая причина – Карма.
      Человек в прошлых жизнях злоупотребил своими познаниями, не применил своих способностей в надлежащем направлении, и поэтому карма отняла эти знания и способности при новом рождении, в котором он должен будет искупить содеянное и развить в себе ту нравственную стойкость, которая исключит злоупотребления в будущем.
      Вторая причина – вибрационный барьер. Вибрации духа высокочастотны, тонки; астральные же вибрации Кама Манас, то есть низшего "я", грубы. Тот же принцип радиоволн.
      Для того чтобы услышать голос своего Высшего "Я", низшему "я" остается лишь один путь – самому утончаться до степени совпадения с частотами Высшего "Я", а утончение и есть восхождение. Для того, чтобы знать, как лучше проводить это утончение, дан Завет Майтрейи – Агни-Йога. Опыт, который мы приобретаем в течение одного воплощения, отлагается в "чаше" – огненном (духовном) центре, находящемся чуть правее сердца. Туда же передаются в течение жизни на земле все наши лучшие чувства, устремления, приобретенные знания. Передаются чувства сильной, самоотверженной любви, экстаз красоты, который мы черпаем из произведений искусства и т. д. Туда передается все лучшее, чем жила и к чему стремилась душа человека в течение земной жизни. И там, в Высшем "Я", это лучшее обретет свое бессмертие. Значит, только то, что было достойно в душе, становится бессмертным благодаря своей ассимиляции с Высшим "Я".

                * * *

      Сотни раз мы умирали
      И рождались сотни раз;
      Смерть в Космической скрижали –
      Лишь обманчивый мираж.

      Каждая жизнь один лишь урок
      К постижению тайн бытия;
      Каждая смерть лишь шаг через порог
      В мир такой же реальный, как этот.
      Я древнее, чем самые древние горы;
      Я бессмертен, как То, из чего возникают миры;
      И, на звезды бросая влюбленные взоры,
      Умиленно шепчу: "Братья мои милые вы".
      И опять я в этом мире, вновь я родился,
      С древней тоскою странный мечтатель –
       весь Грезой томимый. Роком водимый
      Очарованный странник Земли и Небес.

* * *
1. Физическое тело соответствует минералу.
2. Эфирное тело - растению.
3. Астральное тело - животному (лошади).
4. Ментальное тело - человеку.
5. Буддхическое-сверхчеловеку (Ангелу).
6. Атмическое тело - Богу или Христу.

      "Пусть каждый из водителей нового человечества наметит себе... откроет в себе ту энергию, которая порождается его сознанием, пронзенным новой стрелой Урана. Физическое через свою Венеру (Буддхи), через свой Юпитер (Манас) и противопоставит эту энергию давлению стрел Марса и Сатурна" (Н. Уранов).

* * *

      "Разбирая вопрос о бессмертии духа и пребывании развоплощенного человека в различных Локах, следует усвоить и запомнить одно: если человек чист - ему ничего не угрожает и он защищен от темных влияний и притяжений. Если очищение не состоялось, то предстоит борьба не на жизнь, а на смерть между высшим, что есть в человеке, и низшим ¬природой его. От победы той или другой стороны зависит его дальнейшая судьба. Победила низшая - идет вниз. Победила высшая - вверх. Потому об очищении сознания от всякого сора надо позаботиться заранее, тогда можно не ломать себе голову о том, что ожидает там" (Н. Уранов).

      Я – конец и начало всего,
      Я – все во всем,
      Я был, Я есть, Я буду.
      Я! и ты во Мне, от века сущий

      Со мной всегда, и здесь и Там,
      И на Земле и за всеми гранями смерти
      Над всем, что конечно и смертно,
      Во всем, что живет и бессмертно.
      Я  –  жизнь, но не смерть,
      Нет во Мне элементов смерти
      И того, что подлежит времени.
      Во мне сущий – значит пребывающий в жизни вечной,
      Победитель мира, принявший Свет.  Б.Н.Абрамов (Автор записей: Грани Агни Йоги)


                БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ

      Беспредельность, Мулапракрити есть отвлеченный, божественный женский принцип. Женский аспект Парабрамана. Недифференцированная субстанция. Дословный перевод – корень Природы или Материи.
Н. Уранов

      "Бога никто никогда не видел", – заявляет в Послании апостол Павел, которого никак нельзя заподозрить в атеизме. Бог как причина причин не отрицаем в своих проявлениях. Если утром, выйдя из дома, мы ощутим холод и увидим на земле изморозь, мы сочтем это неопровержимым доказательством, что ночью был мороз, и никто нас разубедить в этом не сможет. Проявленный мир – Вселенная налицо - откуда они? Они результат разума, выработавшего план, так как без организующего Разума Вселенная представляла бы собой хаотическую мешанину.

      В одном из своих писем Е. И. Рерих пишет: "Ваше определение Бога правильно. Именно нужно показать, что понятие Бога покрывает все. В нем мы движемся и имеем Бытие. Если существует понятие Беспредельности, то, конечно, Бог есть эта Беспредельность, потому всякие суждения о нем неизбежно будут лишь ограничениями Его. Мы можем лишь в глубоком благоговении, в высшей радости сердца преклониться перед этой несказуемой Мощью Красоты и ликующим духом устремиться к этой тайне из тайн - Великой Беспредельности. Истинно, путь приближения к Богу есть путь Беспредельный. Сердце есть Обитель Бога".  06.06.1936 г.

      Что такое Вселенная? Арена ли это слепых космических сил в хаотическом движении, вырабатывающая небесные тела и жизни на них, или же это Великая Сущность, сверхмудрая, разумная и всемогущая?
      Высшие знания, выданные человечеству в наступающей Эре Огня, Эре Нового Мира, нового Человечества, гласят, что правильно второе, то есть что Вселенная представляет собою огромную живую и разумную Сущность.

      Сказано: "Сверхмудрая Сущность беспредельного распространения, из огненного чрева которой рождаются миры и каждый из нас, - наша истинная матерь, являющаяся Высшим Принципом каждого из нас ¬источником нашего Бытия, как и каждого бытия вообще".
      Еще сказано: "Психопространственных*. Когда говорится о духе и душе человека – это воспринимается ясно. Но и Макрокосм – пространство, все в себе содержащее, но не содержащееся ни в чем, так же является Сущностью и так же имеет свое тело – видимую вселенную, свою душу (Мировая Душа, Анима Мунди, Алайя) и свой Дух. За пределами видимой (оптической) вселенной начинается еще более грандиозная невидимая вселенная ¬область, откуда приходит физический мир и куда он уходит, совершив свой жизненный круг, невидимая ) область пространства - пространство высших измерений и названо Учением психопространством. Оно находится между видимой вселенной и Высшим Миром Абсолютного Бытия – Миром Духа".
      Конечно, как и вся Проявленная Вселенная, психопространство материально. Как человек имеет семь душ, так и пространство имеет семь основ, отличающихся друг от друга по степени плотности или уплотнения. Древние назвали эти страты элементами, составляющими Единый Элемент или покров Материи Мира (Мулапракрити - того корня, из которого происходит все виды видимой или невидимой Пракрити – Материи).
_____________
* "Космос состоит из нескольких психопространственных, явленных основ Материи Матрикс" (Учение Живой Этики: Беспредельность, § 66).

      Прежде чем начинается космическая эволюция, прежде чем вихри Духа начинают свое сошествие в Материю (когда существует лишь корень миров), Материя прагенетическая' или Материя Матрикс разворачивается на семь "покровов" – семь планов, на которых впоследствии разворачивается драма эволюции.

      Эти девственные сферы Огня различных степеней в своем предэволюционном состоянии девственности – божественны и прекрасны; эти сферы или основы разворачиваются... Дающий всякую жизнь, Дающий самую свою сущность для облачения Духа - самая великая жертва, и, будучи дифференциациями красоты, они не могут не быть прекрасными...
      Сказанное можно резюмировать еще так: Дух есть Огонь; Дух порождает из себя корень материи, Материю Матрикс. При дальнейшей дифференциации Материя Матрикс выделяет из себя Акашу**, Материю Люциду***, которая, в свою очередь, выделяет из себя Астральный свет, и последний, наконец, физическая материя. Приведенные ниже сведения, поступившие из Высочайшего Источника, более подробно освещают статус Беспредельности.
      ...Сотрудничеством с источником всех видов материи и всех сил является Беспредельность, и гармоническое сотрудничество с Беспредельностью приносит человечеству самые великие достижения, в то время как разрушительные чувства и мысли приносят стихийные бедствия.
      Своим ограничением от жизни Космоса человечество отграничилось от Космического Сознания, от понимания жизни Космоса. Рассматривая все окружающее только с точки зрения человеческого сознания, человечество ограничило свое восприятие Космоса. Если люди, например, говорят о "жизни" на дальних мирах, они имеют в виду существование там именно человеческой жизни; когда люди воображают посещение своей планеты представителями инопланетных цивилизаций, они одевают их в свои скафандры и придают их телам свои человеческие формы.
____________
* Прагенетическая – предрожденная.
** Акаша – всеначальная энергия.
***"Материя Люцида, облекающая высших духов, вполне зрима для человека, обладающего открытыми центрами, и представляет собою тончайшее, но все же непрозрачное, светящееся вещество - материю, отливающую всеми оттенками тонов, известных и неизвестных нашему физическому плану" (Письма Е. И. Рерих).

       Между тем каждое космическое тело имеет свои формы жизни, и
разнообразие этих форм беспредельно, также беспредельно разнообразна плотность этих форм.
      При таком "затворничестве" ума возникает мнение, что кроме Земли нигде нет сознательной жизни, между тем как сознательная жизнь существует на каждом небесном теле и на многих ближайших мирах. Красота и величие этой жизни несравнимы с существованием на Земле.
      При таком положении осознание Беспредельности задерживается, и это недопустимо тогда, когда бьет час осознания Беспредельности.
Стройная Беспредельность рождается не из случайного столкновения хаотических частиц, но как проявление Высшего Сознания. В книге "Беспредельность" (§ 53) сказано: "Идет утверждение Беспредельности!" Новая эпоха. Эпоха Шестой Расы, начинается провозглашением Нового Откровения, Нового Учения. Новое Учение начинается провозглашением Беспредельности.

      До сих пор понятие Беспредельности было пределом человеческого ума.
Абсолют есть Пространство в его высшем духовном смысле. Беспредельность пространства является его основным качеством. Пространство, все в себе содержащее и не содержащееся ни в чем, - вот порог, у которого замирает разум в трепете несказуемого величия
      Но Новое Откровение утверждает, что Беспредельность не только может быть осмыслена, но и утверждена  в жизни каждого дня как самое ведущее, самое реальное, самое насущное понятие.

      Куда мы идем, для чего трудимся? К чему все наши радости и страдания? Все бессмысленно, если нет беспредельности!
      "Нет предела устремления ввысь!" Нет предела совершенствованию духа, нет предела нашим совершенствованиям, нет предела нашим возможностям. Многие легко воспримут эти восторги, но, если сказать, что нет предела труду и битве, что нет окончательной победы, - многие ужаснутся. Однако Учение дает новое представление о труде и о битве и не ужас, но любовь к этим понятиям устремленного в беспредельные дали. Сверхмудрая сущность беспредельного распространения, из огненного чрева которой рождаются миры и каждый из нас, - наша истинная Матерь, являющаяся Высшим Принципом каждого из нас, источником нашего бытия, как и каждого бытия вообще. Во всех наших делах мы должны прежде всего исходить из этого начала Начал.

      Это утверждение Беспредельности в жизни каждого дня позволит нам подняться над узким пониманием нашего бытия, бытия нашего дома - нашей памяти; это утверждение поможет понять жизнь окружающих нас небесных тел, позволит понять, изучить, осмыслить и прочувствовать участие их в нашей жизни и оценить всю красоту и величие нашей пространственной жизни и нашей миссии в веках. Все особенности нашей жизни, нашего тела, нашего характера, нашей судьбы рождены постепенно изменяющимися углами прецессий светил и нашего положения в беспредельном пространстве, на котором в нашем полете вместе с небесными телами мы чертим узоры, взаимодействуя своими излучениями с веществом пространства. Эти узоры слагают наше будущее, порождая и трансмутируя бесконечную цепь причин и следствий нашего бытия.

      Перед лицом Беспредельности каждый конец, каждое окончание какого-то жизненного круга, какого-то процесса горения означает начало нового круга, более совершенного, более Прекрасного. Поистине, это положение Учения навсегда разрушает ужас смерти, оставляя лишь сожаление преждевременным обрывам жизненного круга.
Учение, таким образом, заменяет иллюзорное представление замкнутого круга спиралью. Истинно, нет замкнутого круга жизни, есть лишь оборот спирали бесконечного Огненного пути, когда потухание огня жизни есть возгорание его на высшем плане, когда Дух проникается этим представлением, он и жизнь на данной планете представляет как стадию прекрасных возможностей для своего усовершенствования.

      Единая Космическая энергия на доступных нам планах эволюции действует через фокусы светил, лучи которых несут ее различные выражения, когда Единая Космическая энергия становится Космическими энергиями.
      Лучи светил, в свою очередь, составляются из процессов многообразной жизни в этих сферах. Так, человечество являет собою, например, высший принцип нашей планеты, и излучения человечества участвуют в пространственном творчестве, воздействуя на бытие соседних миров.
       Пространство, по Тайной Доктрине, является синтезом трех величин: Хаоса, Теоса и Космоса, 53-й параграф "Беспредельности" несколько видоизменяет терминологию Тайной Доктрины: Хаос - это стихия, материя, лишенная сознания, не связанная с духом, Прагенетическая; Теос - это Иерархия (творящий Огонь, вселенский Разум и Мудрость); Космос ¬проявленная Вселенная, результат творческого сотрудничества Духа и Материи, это гигантский беспредельный круг жизни. Этот круг состоит из бесчисленных меньших кругов, из которых пока мы узнаем какие-то галактические образования, галактики, солнечные и планетные системы. Эти светочи, горящие в беспредельной тьме, называются в "Беспредельности" космическими огнями. Синтетически они составляют луч Света в черной бездне Пространства. Луч Света или проявленный Свет, где Солнце, как фотон, но каждое пространственное тело представляет собою особый энергетический центр, являющий реальное выражение неуловимых космических сил.

     На каждую точку нашей планеты, на каждого из нас непрестанно падает свет космического луча, качество которого непрерывно меняется. Однако в этих изменениях можно заметить определенную периодичность. Вращение космических огней строго закономерно, и потому естественна закономерность повторения определенных периодов. Эта музыка сфер необычайно красива, величественна и мощна. Она исполнена глубочайшего смысла. Она создает и разрушает; она творит и зовет к творческим проявлениям все существующее, в том числе природу Земли и человека как ее лучшее выражение.

      Осмысление Беспредельности хотя бы в весьма ограниченной степени чрезвычайно важно и нужно. Почему?
      Поведение человека складывается в зависимости от той цели, к которой он устремляется. Поведение человека, поставившего себе целью обогащение или телесные услаждения, будет значительно отличаться от поведения человека, осознавшего свое назначение в мироздании и устремившегося к красоте и величию Беспредельности.

.
https://www.yandex.ru/video/preview/16417169988551431453 Новичковый семинар. Начало...