Альфред Хейдок. Монада

Вера Лемешко
МОНАДА

      «"..." ... человек не является только монадой, завершающей свой эволюционный путь, но он есть часть Монады Космоса. Все зародившиеся монады в одной Монаде Космоса несут ответственность за существование всей Вселенной. Связь между человеком и явлениями Вселенной насыщается обоюдно, и так важно осознать, как один породитель зла задерживает все продвижение. Ход событий указывает, насколько история повторяется. В основе этого лежит проявление тех же монад. "... О неразрывности путей монад с Космосом должно подумать на пути к Миру Огненному" (Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. III, § 312).

      "Монада, будучи частичкой Монады Божественной или Абсолюта, облекаясь энергиями для своего проявления на той или иной сфере планеты, всегда остается божественной частицей Абсолюта или сублимированной Духо-материей. "...."
      Конечно, монада соответствует понятию духа. Но когда говорится о духовности и духе и жизни, в проявлении всегда подразумевается Высшее Эго. Монада, в действительности состоящая из Шестого принципа и Седьмого, универсального, не является сознательной сущностью на планах проявления. Для того чтобы достичь сознательного проявления, то есть стать Архатом, Буддою, Дхиан-Коганом, человек должен здесь, на Земле, соединить три принципа (4, 5 и 7) и слить их именно в шестом принципе. Седьмой принцип есть лишь вечная жизненная сила, разлитая во всем Космосе" (Письма Е. И. Рерих).

      "Смерть не более чем стрижка волос". Как вы понимаете эту фразу? Твердый путь должен начинаться с познания этой проблемы.
Проблема смерти раскрывается с осознания семеричности своей природы. Итак, запомним: плотное или физическое тело, эфирный двойник, астрал, низший разум (или интеллект), Высший разум, Буддхи и седьмой принцип ¬Атман.
      У каждого народа различные принципы имеют свое название, в различных философских системах порядок их претерпевает изменения: некоторые из них, например Высший и Низший разум, сливаются в Манас, или просто разум; эфирный двойник разделяется на эфирный принцип и прану.
      Все эти мутации имеют свои причины и объяснения, но мы для философской цели примем приведенную выше.
      Люди хорошо знакомы с физическим принципом, но все же даже для самой передовой науки он содержит в себе множество потрясающих тайн. Что же сказать об эфирном?! Огромное большинство не имеет о нем никакого понятия; немногие могли его наблюдать, но если кто-то верит в привидения, то он уже на пути к познанию, ибо в сознание его уже заброшено представление, хотя и негативное. Но астрал можно наблюдать
и изучать, даже не видя его, так же как интеллект и высший, философский разум. Можно замечать присутствие или отсутствие признаков Буддхи и Атма..." (Н. Уранов).
      "Почему два принципа – Атма и Буддхи – называются Монадой (или единицей)? Потому что как дух и материя являются двумя полюсами Единого Элемента, так и Атма, Буддхи являются двумя полюсами единого человеческого принципа, зерна духа, частицы Космического элемента. Как Огонь - единый Космический элемент - имеет два полюса, так и его частица в человеке также являет Атму и Буддхи.
       Монада также является Божественным Андрогином, а Манас их первенец. В этой великой истине заложена тайна любви половинчатых душ Платона..." (Мир Огненный) .
      Итак, "человек представляет собою связь между Небом и Землею. Три его высших принципа связывают его с Небом: три низших – с подземными недрами. Обе троицы (Солнечная и Лунная) связываются между собою седьмым (по счету) принципом, пятым по принятой в Учении номенклатуре, или Манасом, "Великим разумом", "Человеком", который сам по себе двойственный, тройственный и семеричный, как и каждый принцип, как и каждая основа Космоса. Так, Манас делится на "смертный" и "бессмертный", на тот, который работает в личности, и тот, который трудится в индивидуальности, ассимилируясь с монадой (Атма – Буддхи). Прочное деление - это деление на низший, животный разум – интеллект и Высший".

      По мере утончения своих чувств и мышления, по мере насыщения их красотой происходит сближение двух "Я" в человеческом сознании. В духовно неразвитом человеке эти два "Я" спорят между собой. Голос одного уговаривает отдаться влечению страстей, присваивать чужое, думать только о своей выгоде; другой же зовет к справедливости, геройству, самоотверженности, стремлению к Общему Благу.

      Задача нашей жизни состоит в том, чтобы путем очищения сознания и утончения чувств, мышления довести их вибрационную частоту сперва до степени слышания голоса нашего Высшего "Я", а затем до полного слияния с Ним.
      "Коли голос духа своего услышит – над бездною вознесется", – сказал Преподобный Сергий (Криптограммы Востока).

      Какими признаками может сопровождаться сближение низшего "я" с Высшим "Я"? Сильнее будут проявляться скрытые дотоле способности и таланты. Усилится мышление, появятся, как бы всплывут новые абстрактные идеи. Чаще посетят предчувствия будущего. Непонятные места в книгах Учения вдруг станут понятными, что можно назвать небольшими озарениями. Могут быть и большие озарения, но они пока что редки. При таких озарениях происходит кратковременное слияние низшего "я" с Высшим, в результате чего человек кратковременно получает космическое сознание. Испытавшие такие озарения свидетельствуют, что в такие моменты они испытали необычайное расширение сознания, они как бы слились с окружающей природой и могли чувствовать себя проносящимся облаком, рекою, животным, короче говоря, они стали Всем.
Физический мозг человека вследствие своей грубости не способен удержать всех тонких вибраций озарения, и поэтому при возвращении в свое нормальное состояние низшее "я" много теряет из пережитого им.

      Отсылаем интересующихся к книге "Космическое сознание". К сожалению, забыл имя ее автора*. Так называемая интуиция исходит из Высшего "Я". Смутная подчас интуиция в процессе духовного развития человека перерастает в точное чувствознание. Елена Ивановна Рерих в своих письмах дает такое пояснение:
      «"..." Чувствознание раньше называлось интуицией. Чувствознание слагается из накоплений в прошлых жизнях и хранится в "чаше".. Именно, это не просто знание, но чувствознание, ибо все знание, получаемое нами, прежде всего основано на чувстве. Особенно ярко выражено это при всех трансцендентальных переживаниях. Пробуждается чувствознание вместе с напряжением действия психической энергии. Как видите, все переплетается во взаимном сотрудничестве, и все зависит одно от другого" (Письма Е. И. Рерих, 02.07.37 г.).
Также попутно раскрываются духовное зрение и слух. Приводим выписку из "Озарения":
      "Кольца зоркости и слуха. Первое касается лиц близких и явлений будущего. Второе ограничивается делами настоящего и близкого будущего. Третье захватывает прошлое, касающееся близких. Четвертое захватывает прошлые события. Пятое - в пределах современного мира. Шестое являет будущее мировых течений. Седьмое вмещает все знаки. Можно быть сильным в первом кольце без возможности овладеть следующими, потому лучше развивать седьмое кольцо, ибо ему доступны все явления, но без личного тяготения - без ограничения личного, почти тесною сферою. Лучше, когда после личного знака можно получить сведения о движении стран или проблески Космического порядка..."
      "... И до четырнадцатого слуха дух постигает, тогда как на земной сфере можно достичь лишь девятого" (Озарение).
* Автор – А. Бэк,

      Мы говорили, что в голосе совести человек слышит голос своего Высшего "Я". У устремленного ученика, достигшего нужной степени совершенства, тихий шепот совести перерастает в четкий, ясно воспринимаемый голос Высшего "Я", который называют Голосом Безмолвия или голосом Учителя Незримого.

      Вначале обычно улавливаются отдельные слова и фразы. Со временем размеры сообщений возрастают и превращаются в целые откровения, дающие ключ к пониманию причин происходящих в Мире событий. Сознание ученика при этом необыкновенно расширяется: в кажущемся хаосе совершающегося вокруг него он явно различает логически развивающиеся цепи причин и следствий - он становится способным прогнозировать... Отныне книги, дотоле дававшие ему единственную возможность приобретения знаний и приближения к истине, становятся ему все менее и менее нужными - он освобождается от них, ибо через Голос Учителя Незримого в него вливается океан знания...

      Такое общение с высшим миром – миром, в котором пребывают наши собственные высшие принципы, – помогает утончению нашей сущности и организма, и то, что раньше нам нравилось, может стать отвратительным. Например, запах горелого мяса, ранее приятно щекотавший ноздри, теперь может вызвать отвращение и тошноту.
      Приводим слова, сказанные по этому поводу: "... Когда ученик начинает мыслить категориями Учения, он пробуждает свои высшие центры. В его ауре духовной, ментальной и астральной появляются новые огни, новые токи, новые энергии. Эти энергии, эти огни вступают в магнитную связь с космическими центрами, и начинается процесс постепенного утончения всего организма. Постепенно утончаются и нервные центры. Человек, до подхода к Учению плавающий, как рыба в воде, в человеческой среде, начинает остро реагировать на все ее несовершенства, на все яды, исторгаемые этой средой в процессе ее жизнедеятельности. Выявляется парадокс: заряжаясь мощными космическими силами, являющимися дифференциациями самой непобедимой силы Космоса – Единой Жизни, человек начинает болеть от соприкосновения с ядами, окружающими человеческую среду. Когда-то, может быть, сам курил, но теперь вдыхание табачного дыма причиняет ему острые страдания. Запах разложения, зловоние горящих трупов животных, птиц, рыб, вместо того, чтобы вызвать у него аппетит, как было прежде, вызывает явление обратное: острые тошноты и даже рвоту, подавленное настроение, беспокойство в поисках струи свежего воздуха. Ученик начинает остро реагировать на проявления несовершенных отношений между людьми. Он страдает от раздражения, эманаций вражды, грубости и пошлости.
      Психические яды действуют на него еще сильнее физических, от соприкосновения с ними он болеет тяжелее и длительнее. Сфера его страданий от соприкосновения с несовершенством окружающей среды все более и более расширяется. Он начинает реагировать на несовершенства массовых человеческих и планетных проявлений, и масштабы его страданий расширяются и углубляются. Сердце его содрогается от разрушительных сокращений земной коры; он чувствует невыносимую тоску от соприкосновения с тонкими газами подземных недр, которые обычно вырываются на поверхность при землетрясениях. Подавленность духа возникает при массовых убийствах, при разрушительных действиях множеств, при нагнетении психической атмосферы накануне восстаний, войн и других подобных явлений" (Н. Уранов). Из писем Е. И. Рерих:
      "К семеричному подразделению я сделала малые добавления:
1. Физическое тело.
2. Эфирный двойник (иногда называемый низшим астральным телом). Многие феномены на спиритических сеансах совершаются при помощи, именно, эфирного двойника медиума.
3. Прана - жизненный принцип, нераздельный от всех проявлений в Космосе.
4. Кама - животная душа (или высшее астральное тело, через которое проявляется желание в двух аспектах) :
а) Кама-Манас - низший ум или интеллект.
б) Кама-Рупа - форма (субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей, или мыслитель в действии).
5. Манас - самосознание или мыслитель (Высший Разум).
6. Буддхи - духовность, духовная душа, в отличие от человеческо-животной души, проводник, через который проявляется Атма.
7. Атма - Дух, или огненное начало, или энергия, разлитая во всем Космосе.
Но, приняв это семеричное подразделение, перейдем к обобщению, ибо всегда следует обобщать. Потому укажите, что так называемые принципы в нас (исключая физическое тело и эфирный двойник, которые рассеиваются после смерти) суть лишь аспекты или состояния нашего сознания. Именно, все подразделения на дух, душу, манас высший и низший, по существу являются лишь различными качествами одной основной энергии огня жизни и сознания, самым высоким качеством которой будет психическая энергия. "..."» (Письма Е. И. Рерих, 16.11.35 г.).

      Значение слова АКАША:
      Акаша есть Аурическое Яйцо Земли. И Акаша есть Махат*. Т. Д., III, с. 546
Мулапракрити есть то же самое, что и Акаша (семь степеней).
      Акаша – чистая абстрактная субстанция, отражает абстрактные идеи и также низшие конкретные вещи. Т. Д" III, с. 546
      Акаша находится в корне проявлений всех звуков... Вся природа есть
резонатор или, вернее, Акаша есть резонатор Природы. Она есть Божество, Единая Жизнь, Единое Существование. Акаша - мост между нервными клетками и ментальными силами. Т. Д" III, с. 550
      Акаша – излучение Мулапракрити.
Т. Д., 1, с. 44 Акаша – Всемирная Душа...
* Махат – положительный аспект Акаши и является Манасом Космического тела. Махат по отношению к Акаше есть то же самое, что Манас по отношению к Буддхи (Т. Д., III, с. 546).
      Мировая Душа связана со всеми природными феноменами, известными и неизвестными нашей науке.
      Акаша – (грубейшим аспектом которой является эфир) пятый всемирный космический принцип, которому соответствует и от которого происходит человеческий Манас - космически есть светящаяся, холодная, прозрачная пластическая материя, творческая в своей физической природе, соотносительная в ее грубейших аспектах и частях и неизменная в своих высших принципах. В творческих условиях она называется Субкорнем; в соединении с лученосным теплом она вызывает "мертвые миры к жизни". В своих высших аспектах она есть Всемирная душа, а в своих низших она является разрушителем.
Акаша и Материя Люцида-одно и то же. Ф. 376 Акаша есть Космическое Сердце.
Н. Уранов

      Значение слов АСТРАЛЬНЫЙ СВЕТ:
      Астральный свет – это низшая часть Анима Мунди. Это Дух Земли или Душа, Психея... (Тайная Доктрина, т. 1, с. 251).
Астральный свет, или Анима Мунди, двойствен и двупол (двуначален). Идеальное, мужское начало является часто божественным и духовным, это есть Мудрость, это Дух или Пуруша: тогда как часть Женского Начала в одном смысле заражена материей и в действительности есть материя и потому является уже злом. Это есть жизненный принцип каждой живущей твари, который снабжает астральною душою человека, животных, птиц и все живущее. Животные имеют лишь латентный зародыш высочайшей бессмертной Души (Тайная Доктрина, т. 1, с. 253).

      Астральный свет относится к Акаше и Анима Мунди так же, как Сатана к Божеству. Они едины, но видимы в двух аспектах, духовном и психическом, сверхэфирном, или являются связующим звеном между материей и чистым духом - и физическим (Тайная Доктрина, т. 1, с. 254).
      Астрал - человеческое эмоциональное чувство.
      Физическое тело
"Каждый из семи человеческих принципов имеет семь степеней" (Тайная Доктрина, т. III, с. 547).
      "Все ступени посвящения в нас самих. Когда ученик готов, он получает Луч Озарения, соответствующий достигнутой им ступени очищения и расширения сознания и огненного преображения центров" (Письма Е. И. Рерих).
"... основой основ организма физического являются нервные центры. Каждый нервный центр связан со своим астральным субстратом - центром астральным, который, в свою очередь, связан с центром ментальным, который, в свою очередь, связан с центром духовным. Все центры, в свою
очередь, связаны с центрами Космоса" (Н. Уранов. Ф. 116).

      "Большинство думает, что трансмутация центров происходит на физическом плане, - это заблуждение. Нужно осветить такое сознание. Трансмутация центров Огнем есть соединение всех центров, как физических, так и духовных. Происходит одухотворение всего существа. В огненной трансмутации Огненный Мир выявляется особенно мощно, ибо во всем естестве происходит огненная гармонизация, приобретая все высшие напряжения" (Н. Уранов. Ф. 117).
"Огненное крещение и огненная трансмутация центров и есть разрежение плотного тела" (Н. Уранов. Ф. 173).

      "Недуги человечества связаны с психическим состоянием. Каждое человеческое несовершенство духа отравляет также и физический мир" (Н. Уранов. Ф. 177).
      "Умерший от утверждения несуществования жизни после смерти действительно представляет типичный пример, как самодействует психическая энергия. Он приказал себе не существовать и получил последствие своего приказа. Много таких случаев, но никто не обращает внимания на эти мощные примеры, явленные на всеобщее усмотрение" (Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. 1, § 467).
      "Итак, главное недоразумение остается в том, что люди готовятся к смерти вместо того, чтобы воспитывать себя к жизни. Они достаточно слышали о том, что само понятие смерти попрано. Люди достаточно слышали о необходимости смены семи оболочек. Достаточно дано понять, что смены эти происходят при ближайшей работе Огня. «..." Нужно подготовить наше сознание к огнеприемлемости наших концентрированных тел. "...» Уже знаете, что принятие в сознание является и усвоением телесным. "...)" (Мир Огненный, ч. 1, § 597).
Состав человека сложен; он состоит из четырех основных принципов и из трех аспектов на Земле.

      Вечные основные принципы
   1. Атма или Джива, "Единая Жизнь", которая пронизывает Монадическое Трио (Один в трех и три в Одном).
   2. Аурическая оболочка (так как нижний слой - субстарум) - аура, окружающая человека, есть распространенная по всей Вселенной первичная чистая Акаша, первое сгущение Дживы, нерушимого корня всего на ее безбрежном, беспредельном Пространстве.
   3. Буддхи; ибо Буддхи есть луч Вселенской Духовной Души Алайи.
   4. Манас (Высшее Эго): ибо он происходит от Махата, первого продукта или эманации Прадханы, которая потенциально содержит все гуны (атрибуты). Махат есть космический разум, называемый "великим принципом".

Преходящие аспекты, Произведенные Этими Вечными Принципами:
   1. Прана, дыхание жизни – то же самое, что Нефеш. После смерти живого существа прана снова становится Дживой.
   2. Линга шарира, астральная форма, преходящая эманация аурического яйца. Эта форма предшествует образованию живого физического тела и после смерти льнет к нему и рассеивается только с исчезновением его последнего атома (за исключением скелета).
   3. Низший Манас, животная душа, отражение или тень Буддхи-Манаса, обладающая потенциалом обоих, но, в большинстве случаев, поддающаяся своим связям с элементами Кама.