Чудеснаяя курица. Мифология и религия

Ирина Рохина
1. Краткое содержание сказки "Чудесная курица"

В тридевятом государстве жили в нужде старик, старуха и два малолетних сына. Однажды заработал старик  двугривенный и почему-то купил вместо еды курицу. Жена его отругала, но оказалось, что курица несет не яйца, а драгоценные камешки. Стали их продавать и жить. Старик разбогател, «вписался в купцы» и однажды уехал за товаром в чужие страны. Жена «с молодым приказчиком связалась»,  и он узнал от неё тайну курицы: если съесть голову – станешь царем, потроха съесть – станешь  харкать золотом. Курицу приготовили, но сыновья успели съесть немножко: голову – старший, и потроха – младший. Приказчик велел извести сыновей и достать недостающие части курицы. Повар вместо них зарезал двух щенков и отдал приказчику потроха, который «сожрал их, стал просто хамом».
Братья спаслись, покинув родной дом. Шли куда глаза глядят, а где «распадается дорога надвое, стоит тут столб, а на столбе написано: кто пойдет направо, тот царство получит, а кто пойдет налево, тот много зла и горя примет, да зато женится на прекрасной царевне.»
Старший пришел в очень мрачный город и остановился у бедной старушки, которая сообщила ему, что умер старый царь и ищут нового. Тот человек, у которого в церкви загорится сама собой свеча, станет царем. У старшего брата свеча загорелась, и он стал царем.
Младший брат, который съел потроха курицы и должен был стать богачом, захотел жениться на царской дочке. Невеста назначила испытание: кормить-поить войско целых 3 года. Он выполнил его , но царевна не хотела выходить замуж за бедного и безродного молодца. Устроив пир, поднесла ему рвотного, а потом велела  «бросить его в него», что  по контексту означает: бросить в дерьмо. Изгнанный, муж с горя идет в дремучий лес, где встречает 3 волшебных помощников, от которых получает бочонок, ковер-самолет и кнут-самобой. Вернувшись к невесте, из бочонка он выпускает огромное войско, и царевна приходит просить мира. Муж ударил кнутом жену, сказав: «Была девица – будь кобылица… А потом поскакал на кобылице во всю прыть, шпорами в бока садит да тремя железными прутьями погоняет». Так укрощали ведьму. Доскакав до царства старшего брата, они поехали в родительский дом. Злодейство мачехи раскрылось, изрубили её тело на куски. Младший брат хлестнул кобылицу кнутом, она превратилась в молодицу, они помирились и повенчались.

2. Символизм сказки 
Курица -  существо двух миров: земли и воздуха. Её физически мир - земля, с ней связано воспроизводство жизни. Даже отыскав жемчужное зерно, символ красоты и волшебства, она отбрасывает его: нельзя съесть. Но она причастна к началу Мира. Из яйца, снесенного ею, появились земля и небо, ставшие символами материи и духа. С её поеданием связано символическое приобщение к миру воспроизводства, материнской заботы и  провидения. Ученые головы бьются над вечной загадкой: что же было раньше, курица или яйцо? В христианстве наседка с цыплятами олицетворяет Христа со своей паствой.

3. Толкование сказки.
В сказке собраны несколько  известных сюжетов: о курочке-Рябе, о злодейке-мачехе, о чудесных помощниках и т.п. Но в названии сказки "Чудесная курица" указано имя главного героя. Именно она (вернее, её потроха, в которых заключена волшебная сила) решает судьбу братьев.
В работе  А.Ф. Лосева "Диалектика мифа" определена разница межу мифологией и религией. В церкви есть особое таинство - чудо, которое не может быть объяснено. Поэтому свеча зажигается в руках старшего брат, который вошел в церковь и венчался на царство. В сюжете отображено историческое время централизованной власти и монотеизма.
Младший брат, который выбрал дорогу влево, проживает события языческого мира. Никого не удивляет прием присвоения чужого богатства, которым воспользовалась царевна. Отравившись на свадебном пиру, жених (младший брат) выхаркивает потроха Чудесной курицы, "...а царевна подхватила — да в рот». Именно так поступали воины некоторых древних племен: съесть сердце противника - значит обрести его силу или способности.
 
Эта сказка интересна тем, что в ней сразу существуют 2 мира: монотеистический и политеистический. Причем, более полный и гармоничный сюжет складывается у младшего брата,  в языческой волшебной сказке. Все жизненные трудности ему теперь нипочем: с ним всегда волшебные предметы. Старший брат, в мире которого уж существует церковь и единоличная власть, получает много забот и обязанностей.

Эта сказка отвечает на один из вопросов современной аналитической психологии, которая использует язык бессознательного, язык сказок и мифов. В.В.Зеленский пишет в работе "Здравствуй, Душа!": "Помимо своей драматичности, мифы динамично и эффективно выводят личность из зацикленности на самой себе, из проблем, порождаемых изоляцией. Для того чтобы понять неразбериху в конкретном жизненном случае, следует поискать мифический паттерн с его архетипическими фигурами, и их поведение даст верное указание на то, что произошло в нашем поведении."