Ветер

Ульвия Гейдарова
Я опять пришел. Вернее, налетел. Сейчас люди с недовольными лицами будут возмущаться, что опять в этот день, в это время года дует ветер. По правде говоря, иногда я мучаю не только людей, но и себя. Такова жизнь: когда вас не принимают приветливо, вы начинаете злиться. Так и я, не могу навсегда стать лёгким бризом и денно и нощно защищать всех от удушающей жары. Но кем я точно не хочу стать – так это ураганом…
На самом деле я ведь вовсе и не дую. Просто прохаживаюсь в воздухе. Как говорится, дефилирую, праздно слоняюсь: право-влево, вверх-вниз… От этих прогулок я получаю огромное удовольствие. Понимаю, что если я поднимаю пыль и посыпаю песком головы людей, то меня ругают на чем свет стоит. Не говоря уже о тех проделках, когда я срываю шапки с голов мужчин и поднимаю подолы платьев женщин. Мужчины с криками «Вай, честь слетела!» бросаются вдогонку за шапкой. Не понимаю, разве честь приклеили к шапкам?! Тогда что же говорить о людях, которые обладают честью и достоинством, но не носят шапок?
Совсем другое дело – женщины. Некоторым, представьте себе, доставляет удовольствие, когда я задуваю под их юбки: они еще поправляют прическу, чтобы мне легче было ласкать их волосы. Я могу залезть в любое, самое потаенное место в мире – и так же легко его покинуть. Но когда я попадаю в женские волосы, оттуда не так-то легко вырваться. Гладя волосы, я просто растворяюсь в них; что скрывать, нигде не бывает так хорошо и спокойно. Однако, должен вам сказать, всё же есть категория женщин, которые не любят меня. Они так крепко прижимают подол платья, будто боятся, что я невзначай увижу их голые коленки.
Эх, женщины, женщины… Очень странные существа. Однажды, я помню, спокойно стоял на берегу и смотрел на море. Вижу, одно пассажирское судно тихо-тихо отчаливает. В то время как пассажиры, помахав на прощанье провожающим, удалились в каюты, две женщины расположились прямо на палубе, сев на свои серые клетчатые сумки, и ведут какие-то расчеты на бумаге. Одна из женщин, внимательно посмотрев на записи, глубоко задумалась. Потом, сунув правую руку за пазуху, стала доставать деньги.

– Будь осторожна! Может подняться ветер, он выбросит твои деньги за борт, – предупредила другая.

– Ты не поверишь, но я брошусь за ними в море!

– Действительно бросишься?

– Клянусь Аллахом!

Честно скажу, слова женщины меня удивили. Как это так – она из-за денег подвергнет жизнь опасности? Я понимаю, что эти деньги ей достались немалым трудом, но ведь жизнь – она в тысячу, в миллион крат дороже какой-то бумажки!.. Я решил испытать ту, что разбрасывается словами, как говорится, бросает слова на ветер. Естественно, она меня совсем не ждала. Когда я вырвал купюры из ее рук и бросил в море, она лишь всплеснула руками – и этим и ограничилась. Чайки стали клевать покачивающиеся на волнах куски бумаги. Наверное, в этот миг у женщины возникло желание превратиться в чайку и собрать деньги с водной глади. Но чуда не произошло, и разочарованные «челноки», взяв свои клетчатые сумки, вернулись в каюту. А я, покинув их, вернулся на берег.
Не знаю, правильно ли я поступил или нет, но одно я понял сам и наверняка объяснил им: жизнь дороже денег… Гуляя в воздухе, я становлюсь свидетелем таких ситуаций, что… О каком же из случаев рассказать?
Ну, скажем, вот вчера вечером прогуливался по городу. Вижу, парнишка на балконе со смаком ест гранат. Но разрезанный ножом на две половинки гранат оказался червивым. Недолго думая, этот шкет выкидывает гранат через балкон! А женщина на нижнем этаже развешивала в это время только что выстиранное белое белье. Увидев это, я быстро сменил направление, и гранат упал на землю. Конечно, подросток очень тому удивился. Он тут же позвал мать и с удивлением рассказал ей о случившемся. Потом он скомкал лист бумаги и выбросил вниз, во двор. Он не поверил глазам, когда комок бумаги упал на белье. Ему ведь казалось, что я опять волшебным образом изменю направление. Правда, я мог это сделать. Но не сделал, потому что мальчик, войдя в азарт, мог в любую минуту бросить корку граната в белье. Как бы ни было приятно играть с мальчишкой, у меня на это не было времени: я хотел отправиться в парк и, как всегда, побездельничать. В этот раз в парк я пришел бесшумно. Потому как грех было нарушать царящую там тишину. Но в этот Эдем вдруг ворвался громкий всхлип. Я сразу бросился туда, откуда доносились звуки.
Двое молодых сидели на скамейке: на одном конце скамьи юноша зло что-то бормотал себе под нос, а на другом – плакала, опустив голову, девушка. Это вывело меня из себя. Я стал искать способ помочь девушке. Недолго думая, принялся метаться из стороны в сторону, поддувать со всех сторон. Я рассчитал, что если девушка замерзнет, то юноша непременно накинет ей на плечи свой пиджак. Так я их и помирю. И не ошибся. Укрыв её пиджаком, он внезапно обнял ее и стал целовать. Вот так я сдул обиду молодых и унес с собой как мог подальше. Прилетел в какую-то деревню. Увидев упавшие на крыши домов деревья, я понял, что деревню разрушил ураган. Решил помочь спасшимся и облегчить им работу. Я подумал, что если метаться из стороны в сторону, то можно скинуть деревья с крыш и открыть взору спрятавшиеся оборванные провода. Только я начал дело, как вся та ругань, которая раньше относилась к урагану, обрушилась на меня. «Не успели спастись от урагана, как теперь этот ветер ставит нам палки в колеса», – сказали люди. Я понимал состояние пострадавших, но и от своих намерений не отказался. Когда все деревья были скинуты с крыш наземь и опасные провода отодвинуты в сторону, я, посчитав свою работу завершенной, решил покинуть это место. Один из спасшихся крикнул мне вдогонку: «Наконец-то этот ветер перестал!» И вытер пот со лба. Его слова так обидели меня….
И тогда я направился в места, никем непознанные. Сейчас я на бескрайней равнине. Притих и размышляю о том, почему люди в большинстве своем не любят меня. Считают меня негодником, стараются быстро покинуть то место, где есть я. А все потому, что они не замечают моих хороших поступков. Хоть и не всегда желанный, я ведь старался наладить с людьми хорошие отношения. Такой у меня характер. Ну, да ладно… Чего обижаться? Можно подумать, я когда-либо слышал в свой адрес похвалу. Правда, должен признаться, иногда мои проказы ничем хорошим не заканчиваются.
Будет лучше, если я направлюсь в Баку. Ведь Баку связан с моим именем. Наверное, потому, что он принимает все мои шалости, я люблю этот город больше всех городов на свете.

УЛЬВИЯ ГЕЙДАРОВА

Перевод Наргиз БАГИРОВОЙ