Случай в Кремле

Татьяна Бурдина
Так интересно в нашу жизнь приходит информация, такими витиеватыми путями нас ведут в нашем развитии, так аккуратно свыше подталкивают в определенном направлении…

Когда я была совсем-совсем молоденькой, у меня только-только родилась Катя, а Никиты еще даже не было в проекте, приходил в магазин летом какой-то парень. Я тогда работала товароведом в книжном магазине и принимала заказы на готовящуюся к выпуску литературу. А тут явно приезжий, молодой совсем, в снежно белой рубашке и черных отглаженных брюках. Это по нашей жаре, когда все оголяются как только можно. Чего приходил, непонятно, но вошел в кабинет как раз когда разговор шел о всяких нестандартных вещах в жизни человека. Он что-то сказал, как-то необычно вклинился в разговор, все на него с удивлением  посмотрели, а он, произнеся буквально пару фраз, откланялся и ушел. Мы только переглянулись.

Через пару дней он снова приходит, в руках у него журнал. Вот не помню, или «Новый мир» или «Современник», из тогдашних толстых литературных журналов. Он открывает журнал на какой-то странице, и дает мне прочитать пару отмеченных абзацев. Я начинаю читать и у меня, что называется, волосы дыбом. Совершенно необычная для того времени речь, и уж тем более необычная наполненность смыслом. И такое созвучие со мной… Я как жаждущий в пустыне хватаюсь за этот журнал с просьбой: дайте почитать! Но парень молча забирает журнал и уходит. На мое недоумение отвечает уже от порога странной фразой: придет время..

И вот запомнился мне этот момент на всю жизнь почему-то..

Прошло очень много лет с тех пор. Очень. Много всяких событий произошло в жизни. Катя выросла и заканчивала школу, и мы с ней ездили в Москву на день открытых дверей , и поехали в «Путь к себе», он еще на Белорусской был тогда.  Я тогда уже была на пути духовных исканий, и как голодающий рванулась в этот книжный отдел. И наткнулась на книгу Валентина Сидорова «Семь дней в Гималаях. Знаки Христа». Кроме нее купила еще кучу всего, но вот от того приезда и партии купленных книг осталась неизгладимым впечатлением именно эта. Потому что когда я начала читать ее, сразу перед глазами встал тот молодой человек и абзац, отчеркнутый в журнале. И читая Сидорова, я была на все сто процентов уверена, что фразы те в журнале были именно из этой книги.

И вот сейчас понимаю, что книга эта, и все плавное течение повествования меня как бы включили в какое-то полотно событий, приобщили к знаниям, которые видно пришел срок получить.. Там же, у Сидорова впервые прочитала об Антаровой. И взяла себе на заметку: непременно прочитать! Непременно! Но он там писал еще о том, как ему посоветовали сходить в Кремль, в Успенский собор, к гробнице патриарха Гермогена, и попробовать почувствовать там токи Вселенной. И я тут же решила, что мне это тоже непременно надо попробовать, а вдруг и я что-то услышу , почувствую? И возможность была. Мы же на день открытых дверей ездили в конце марта, а летом я везла дочу поступать в универ, и решила, что за три недели, отведенных для экзаменов, надо выбраться и в Кремль, тем более ребенку показать.

Лето наступило, мы приехали, Катюша благополучно сдавала экзамены, мы все волновались за нее, тем более, что нам все говорили, что просто так не поступить, надо давать взятку, а мы явились в столицу просто так в полной уверенности, что все по-честному. И наступил момент, когда все экзамены были сданы, а до зачисления оставался свободный день. И мы поехали в Кремль.

Купили входные билеты и пошли гулять. Сами по себе заходили во все соборы, не присоединяясь ни к какой экскурсии, жара стояла в то лето неимоверная, и мы входили в старинные храмы хоть чуток охладиться.. И вот добираемся до Успенского собора, входим. Я Кате говорю: ты тут поброди, а я кое-что проверить должна. Она соглашается и я иду по кругу искать гробницу патриарха Гермогена. Нахожу на удивление легко. Подхожу поближе. Стою. Ничего не происходит. Тогда я делаю шаг в сторону гробницы, буквально чуть ли не за ограждение, на самую границу дозволенного. И вдруг чувствую, что меня поднимает куда-то ввысь, тело становится совершенно невесомым, шум голосов в храме отдаляется, я вдруг вижу все сверху, головы находящихся внизу людей и гул голосов очень издалека. И легкость необыкновенная. Опускаю глаза вниз и обнаруживаю, что мои ноги стоят на плитах пола. И одновременно я парю под самым куполом. И такое интересное ощущение, как будто какие-то нити тебя прошивают снизу вверх и ты на этих нитях поднимаешься. Они, эти нити , ощущались физически.

Я какое-то время парила, а потом сделала шаг на прежнее место. И.. все! Тут же духота, люди вокруг, голоса и обыденность. Я решила, может мне показалось? Снова делаю шаг к гробнице. И снова мгновенно я вверху.. Я так еще пару раз пошагала туда-сюда, поняла, что нет, не показалось. Иду искать Катю, чтобы попросить ее, проверить, будет ли у нее такое. Выхожу в центральную часть храма и понимаю, что вся обессилена этими экспериментами и у меня подкашиваются ноги. Присаживаюсь на скамью и пытаюсь справиться с нахлынувшими переживаниями.. Сижу.. Вокруг ходят экскурсии, довольно много людей, а у меня совершенно странное состояние: здесь и не здесь.. Какой-то неземной покой..Отстраненность от всего..

Тут подходит Катя, у нее вид совершенно ошарашенный, наверное, еще покруче, чем у меня и взволнованно говорит: Мама! На меня Бог посмотрел! Я даже не удивилась, это ж рядовое явление, Бог смотрит. Спрашиваю: Где? Она меня ведет к иконостасу, там насколько я понимаю место, где обычно стоит батюшка во время службы, прямо под куполом, а рядом стоит пюпитр, как у музыкантов и на нем лежат листы с пояснениями, какая икона когда обретена, когда реставрировалась и т.д. Катя же в художке училась, у нее явные способности к рисованию, и вот она мне начинает рассказывать, что стоит она и разглядывает иконы, как там мазки наложены, да какими красками, да какой холст. Художница же.., потом начинает читать эти пояснения, наклонилась к листу и читает. И тут у нее начинается такое неприятное подпихивание снизу под подбородок, как будто кто-то ей толчками голову поднимает. Она встряхнула головой и дальше читает. Толчки снова, только уже явственней. Она опять головой потрясла и опять читает. Тогда один мощный толчок снизу, голова непроизвольно запрокидывается и взгляд упирается в вогнутый купол, на котором изнутри изображено лицо Бога, с живыми теплыми желтыми глазами.

Ну может светло карие, но она мне произнесла – желтые и теплые. И сказала, что  Он смотрел с такой любовью… Я встаю на то же место, поднимаю голову вверх: да, лицо, да глаза, добрые и всепонимающие, и любящие. Но не очень-то и живые. Катя тоже смотрит и говорит, что все исчезло, сейчас просто изображение, а в тот миг были одни глаза и совершенно живые. И я вижу, что она вся под таким впечатлением.. И я, совершенно не подумавши,  говорю: значит, это знак тебе, что все хорошо, тебя любят. Наверное ты поступила.

Мы идем опять в центр зала, садимся на скамеечку и сидим, перевариваем впечатления. Потом, уже с полчаса посидевши, я спохватываюсь, что хотела же Катю попросить поэкспериментировать, рассказываю ей о своих  озарениях и вместе идем к патриарху Гермогену. Показываю ей где еще нет ничего, а где уже есть. Она пробует, я стою чуть в сторонке и за ней наблюдаю. И вижу как расширяются глаза и как она вслушивается внутрь себя и пытается понять, что происходит. Потом рассказывает, что были легкость и парение, что прошивало сверху донизу какими-то потоками и очень сильно эти потоки ощущались всем телом. И мы совсем уж ошарашенные выходим  из храма и идем просто погулять…

На следующий день выяснилось, что Катя поступила, причем мы так и не поняли каким образом. Таких как она на два последних места претендовало 10 человек. Почему взяли ее, неясно до сих пор. Тем более, что года через два у меня там обнаружились знакомые и они смеялись и не верили, что мы поступили сами, говоря, что туда со стороны не берут. Но вот так.

Когда я приехала в Москву в следующий раз, в ноябре, я снова пошла туда, в этот Успенский собор. Хотела проверить, а зимой, в тяжелой одежде, будет так или нет. Было..

Больше почему-то не хожу…

Но Антарову читала долго и с упоением..И всем всем всем рекомендую читать как просто обязательное чтение для любого духовно ищущего…

И Сидорову благодарна до сих пор за эти вот впечатления и за то, что показал маячок, куда идти дальше.