Зарисовка. Его полярные экспедиции

Юрий Комболин
Северяне на досуге
«Когда мы говорим о коллекционерах, то не должны забывать, что коллекционер – это первая ячейка музея… В большинстве случаев работа отдельных коллекционеров вливается потом в общую сокровищницу культуры».
И. Андронников

С этим человеком раскланивается, без преувеличения пол-Архангельска. Преподаватель Архангельского лесотехнического техникума Н. К. Смирнов работает в этом учебном заведении с 1938 года. За это время из стен техникума вышло около шести тысяч специалистов. И все они – его добрые знакомые. Но многие горожане знают Николая Кузьмича как страстного коллекционера. В его собрании, насчитывающем около шести тысяч русских и советских почтовых миниатюр, до полного комплекта, если можно так сказать, недостаёт каких-то трёх десятков марок.
Листаешь альбомы и как бы видишь всю историю страны. Маленькие кусочки бумаги – немые свидетели нашего роста, наших успехов и горестей. Тогда неяркая почтовая марка на рыхлой бумаге была участницей, помощницей в делах народа. Она собирала средства для помощи пострадавшему от засухи Поволжью, звала на разгром интервенции, за парту, к станку и на стройку, в забой и за плуг…
Николай Кузьмич листает альбом, открывая всё новые и новые редкости. Ему удалось создать внутри своей обширной коллекции, словно два оазиса, - тематические подборки: «Архангельск – ворота в Арктику» и «Сильнее вечных льдов».
Шесть лет ушло на это. Материал для подборок – марки, письма, побывавшие на полюсах, конверты со спецгашением – давал направление для поисков специальной литературы о полярных и арктических завоеваниях, а книги, журнальные и газетные вырезки, в свою очередь, подсказывали темы для новых разделов.
Австрийская экспедиция К. Вайпрехта и Ю. Пайера к Северному полюсу не дошла, но открыла Землю Франца-Иосифа: Николай Кузьмич в поисках своих находит имена русских мореходов, знавших задолго до австрийцев о существовании этих островов, и посвящает этому страницу подборки.
Норвежец Нансен, итальянская экспедиция герцога Абруццкого, шведский инженер Андрэ, американец Пири, англичанин Кук, Амундсен, Бэрд, Нобиле, наконец, россиянин Георгий Седов и другие, советские экспедиции… Долгими вечерами Николай Кузьмич «проходил» с каждым исследователем трудный его путь к полюсу. И каждое такое путешествие рождало новую страничку – марки, посвящённые ему, конверт и несколько строчек текста.
Есть в полярных подборках конверты с автографами И. Д. Папанина, Э. Т. Кренкеля, Д. А. Буторина, капитанов разных лет и членов экипажа  «Георгия Седова». С Папаниным у Николая Кузьмича связ0ан и ещё один экспонат его коллекции – уникальная открытка из почтового груза переданного в районе Земли Франца-Иосифа на борт «Малыгина» экипажем дирижабля «Граф Цеппелин», который шёл к Северному полюсу. Ледокольный пароход в том далёком 1931 году выполнял первый заполярный круиз с иностранными туристами и группой советских научных работников, возглавляемых профессором В. Ю. Визе. В том рейсе И. Д. Папанин заведовал на «Малыгине» почтовым отделом…
Николай Кузьмич занят сейчас подготовкой подборки «Архангельск – ворота в Арктику» для международной выставки «Соцфилекс-75», на которую он получил приглашение.
Древнегреческий баснописец Эзоп был против хобби. Если человек берётся за два дела, одно из них не удаётся ему, считал он. Николай Кузьмич доказывает, что баснописец был неправ – преподавательская деятельность Н. К. Смирнова отмечена почётным званием «Заслуженный учитель РСФСР», а рядом с боевыми наградами на его парадном костюме – орден и медаль за труд.
Да и его бывшие ученики при встрече после вопросов о техникуме, здоровье непременно спрашивают и о коллекции.
На снимке: Н. К. Смирнов

Газета «Правда Севера», 16 ноября 1974 г.