Императорские маршруты. 4. По рекам Сибири

Александр Соханский
        На фото: семья императора Николая Александровича Романова



                4. ЦАРСКИЕ ПУТИ ПО ТУРЕ И ТОБОЛУ.
                (заметки мототуриста)

        Ярково. Древнее селение. «Именная печать старосты Федора Нестерова деревни Ярковой» упоминается в одном старинном документе еще в  1633 г.
        Путешественники, располагающие временем, могут ознакомиться с экспозициями краеведческого музея, созданного местными энтузиастами. Можно побывать и в культовых учреждениях:   православной и армянской церквях, мечети.
        14 апреля 1918 года по дороге через село прошли тарантасы с царственными арестантами Николаем II, его супругой Александрой и их дочерью Марией при возвращении их из тобольской ссылки.

        Чтобы продолжить путешествие по задуманному мною «царскому кольцу», в Ярково нужно сойти с Тобольского тракта и переправиться на правый берег Тобола.
        Действующая переправа через реку в Ярково весьма проста. Небольшой старый понтон на 5-6 легковых машин, к которому слева подчален видавший виды катерок. Команда три человека:  рулевой, моторист и рабочий на понтоне. Заезжают на понтон задним ходом.

        Тобол здесь узкий и извилистый. Глядя на бурлящий за бортом парома поток воды, трудно представить, что в этом месте путешественник вновь пересекается с царскими путями-дорогами.
 
        По пути в ссылку в Тобольск 18 августа 1917 года избу Григория в Покровском и эти невзрачные берега, поросшие ивняком, с тоской обозревала семья опального императора Николая II с борта парохода «Русь».

        Из воспоминаний Пьера Жильяра, наставника цесаревича Алексея Николаевича:
        «…Мы прибыли 17-го вечером в Тюмень, на ближайшую к Тобольску железнодорожную станцию, и несколько часов спустя сели на пароход «Русь».
        На следующий день мы проходили мимо родного села Распутина и Царская семья, собравшись на палубе, имела возможность видеть дом «старца», ясно выделявшийся среди изб. В этом для Царской семьи не было ничего удивительного, потому что Распутин это предсказал. Случай снова, казалось, подтверждал его пророческие слова.
        19-го, к концу дня, мы неожиданно увидели за одним из поворотов реки зубчатые очертания господствующего над Тобольском кремля и немного позже прибыли по назначению».

        Спустя восемь месяцев, 21 мая 1918 года, часть царской семьи (дочери Романовых – Ольга, Татьяна, Анастасия и наследник престола цесаревич Алексей) повторила тобольский путь по извилистым сибирским рекам Иртышу, Тоболу и Туре на том же пароходе «Русь», но уже в обратном направлении, в Тюмень.

        А ещё через месяц этот участок Тобола и Туры от Ярково до Покровского стал местом кровавых событий, имевших самое непосредственное отношение к падению дома Романовых.

        В начале лета 1918 года корпус мятежных чехословаков со стороны Омска двинулся на Тюмень. Активного большевика Павла Хохрякова, двадцатисемилетнего бывшего кочегара линкора Балтийского флота «Александр II», назначили командовать тюменской речной флотилией, которой предстояло оборонять подступы к Тюмени со стороны Тобольска. Флотилия одержала ряд побед над белогвардейцами.
        А 29 июня на реке Туре у села Покровского произошло решающее столкновение белогвардейских судов и красной флотилии Хохрякова. В этом сражении по распоряжению Хохрякова были применены снаряды с боевыми отравляющими газами удушающего действия.
        Эскадра белых отступила и укрепилась в Ярково. Путь Хохрякову на Тобольск был перекрыт.
        30 июня 1918 года у села Покровское  произошла расправа над епископом Тобольским Гермогеном, обвинённым в заговоре освобождения царской семьи из тобольской ссылки. После неудачных боевых действий Хохряков приказал вывести из трюма на палубу арестованного им во время крестного хода епископа.
        Официальных подтверждений убийства Гермогена не найдено. Историки ссылаются на свидетельство екатеринбургского чекиста Медведева, участника расстрела Николая II и его семьи. Ему, вроде бы, рассказывал сам Хохряков: «А потом я вывез его на середину реки и мы привязали к Гермогену чугунные колосники. Я столкнул его в воду. Сам видел, как он шел ко дну...».

        10 июля, захваченные белыми в Ялуторовске гидропланы, произвели бомбёжку  флотилии Хохрякова, она отошла от Покровского к Тюмени и далее проследовала к Туринску.
 
        17 августа в бою на станции Крутиха, что близ Екатеринбурга, Павел Данилович Хохряков был убит в бою с чешскими легионерами.



        Переправа через Тобол длится не более пяти минут, не считая времени погрузки и разгрузки парома. Берега пологие песчаные, никаких мостков и причалов. Трап для съезда опускают с понтона прямо на берег и всё. Приехали.

        Десять километров петляющего среди стариц Тобола скверного гравийного грейдера под прямым углом выходят на недавно введенную в эксплуатацию магистраль Новосёлово-Ялуторовск.
        Дорога словно только что заасфальтирована. Чёрная, новенькая, как с иголочки, с однополосным движением в каждом направлении. Ослепительно белые линии обочин и осевой разметки представляют собой геометрически идеальные прямые и дуги. Дорожное полотно уложено по двухметровой гравийной насыпи строго горизонтально. Нигде не только не тряхнёт, но и не качнёт.
        Обочин как таковых нет. Почти вплотную к проезжей части, на расстоянии не более одного метра, вдоль дороги смонтированы непрерывные полосы металлического профилированного ограждения, безукоризненно выровненные  как по вертикали, так и по горизонтали, а радиусные участки ограждений попросту радуют глаз безупречностью дуги. Одно слово - новьё!
 
        По сторонам проплывают дикие заросли поймы реки Тобол. Кое-где виднеются автомашины рыбаков.
        За Маранкой дорогу обступают хвойно-лиственные чащобы. Преимущественно дорога плавно змеится по границе леса и мелкокустарниковой поросли поймы Тобола, лишь изредка вклиниваясь в лесной массив. Практически все немногочисленные населённые пункты новая трасса обходит далеко стороной и они не всегда даже видны с  магистрали.

        За Староалександровкой покрытие дороги заметно ветшает, возникает поперечная качка, появляются выбоины, провалы и заплатки. Это ранее построенный асфальт. ХХ век. Дорожное полотно теперь откровенно повторяет рельеф местности. Сплошное ограждение обочин уступает место выборочному, которое смонтировано с советским пренебрежением к уровню и отвесу.  А, может быть, покосилось от времени…

         С левой стороны непроходимая бескрайняя тайга, где среди девственной природы вольготно расположились Таповский и Юргинский заказники с их непуганым зверьём. Впрочем, звери явно считают дорогу своей собственностью и нередко выходят на неё, о чем постоянно предупреждают треугольники дорожных знаков «Дикие животные» с изображением скачущего оленя.
        Обилие дорожных знаков на пустынной трассе вообще поражает. Их десятки сотен!  Дорога постоянно предупреждает об опасных поворотах, сужениях и пересечениях, пешеходных переходах в никуда на совершенно безлюдных лесных остановках автобуса, о запрещении обгона, о невидимых населённых пунктах  и даже о примыканиях дорог, упирающихся тут же в 10-метровый тупик!

        Недавно соединённая с федеральной трассой дорога пока живет не слишком насыщенной движеньем жизнью. Изредка встречаются или обгоняют массивные лобастые фуры, обдающие мощным воздушным ударом. Крейсерская скорость у дальнобойщиков девяносто, оптимальная же скорость «Юпитера» с коляской – семьдесят-семьдесят пять. Легковые машины вообще обгоняют его, как стоящего.
 
        Перед Новоатьялово дорога через мост возвращается на левый берег Тобола. Чуть дальше, по своеобразному мосту на трубах, трасса пересекает приток Тобола с чуднЫм названием - Калолуй.
        В рощице за Калолуем делаю небольшой привал, чтобы чуток передохнуть, пожевать домашней заготовки бутерброд с ломтиком шейки (с утра шесть часов во рту не было и маковой росинки) и запить импровизированный обед припасённой на дорогу любимой водичкой из тюменского горводопровода.

        Перед Бердюгино начинается затяжной подьём длиной около шести километров, хорошо заметный на глаз. До Петелино подъём по вертикали составляет не менее 12-15 метров.

      В Ялуторовске без всяких затруднений поселился в гостиницу, а за корпусом гостиницы поставил на платную стоянку свой ИЖ. Мотоцикл встал как раз напротив окна моего номера на втором этаже, напоминая о том, что я здесь гость.

          Александр Соханский,
      Ярково-Ялуторовск,2012 г.

          Назад к главе "ГРИГОРИЙ РАСПУТИН": http://www.proza.ru/2013/09/23/441
          Продолжение "ДЕКАБРИСТЫ В СИБИРИ": http://www.proza.ru/2013/09/30/35