Проспект

Леонид Глаголев
  Когда мне случается приезжать в этот город, я непременно выхожу на Проспект, и, прогуливаясь пешком, обхожу его два или три раза - ведь это мой Проспект, моя любимая улица того города, который когда-то был моим.
  Человек привыкает к месту, где проходит его детство и юность: так уж распорядилась природа. Наверное, не каждое такое место человеку может нравиться, не всегда будут тянуть туда неизъяснимые вибрации души его, но вот то, что свою маленькую родину он никогда не забудет, что она наперекор всем предрассудкам его до конца - это правда. И в этом городе остаются для тебя особые места, которые будут притягивать всю жизнь: двор, сквер, площадь, улица; побывав там ещё раз, ощутишь особый прилив сил, отраду на сердце. Там тебя уже могут забыть, но ты помнишь, помнишь всё, что видел, что было с тобой.

  По каким-то неизвестным приметам, чертам, которые сохранились в памяти твоей, стоит только попасть туда, вдруг тёплой волной пронесутся ощущения, чувства, что были испытаны когда-то, и до мельчайших подробностей вдруг вспомнится прошлое. 

  Наверное, у каждого есть свой микрокосм, свой незримый корень, свои частицы личности, которые невозможно забрать с родины куда-то с собой и увезти; они навсегда остались там, в городе твоего рождения, твоего детства, твоей юности, и тяга эта вечна, её ничем нельзя уничтожить, её нельзя забыть. Как можно забыть себя, своих близких? Никак. В твою жизнь входила родина, входила по капельке, по малой былинке, мгновением каждым, неощутимо и властно, и теперь ты уже мечен ею, ты - Её частица, Её солдат, часть Её сущности.

   И это - такое же чувство, присущее каждому, чувство неразрывной, родственной связи, и даже больше - ты вышел личностью на свет оттуда. Очерчен материально круг становления человека на земле; родись он в другом месте, всё было бы иначе: иной человек, иная личность, иная судьба. Проходят годы, люди покидают свои родные места, но чем дальше катится жизнь, тем насущней становится потребность вновь посетить свой родной город, свою улицу, снова пройтись по тротуарам и площадям того прежнего города. Откуда это берётся, что за наваждение нисходит на тебя, и почему такое вообще возможно?

  Так случилось и со мной. Я опять и опять возвращаюсь, я буду приезжать постоянно, выкраивать время, планировать жизнь, навещая свою маленькую родину. Там многое изменилось, на моём Проспекте, но я только рад, рад, что Проспект живёт, живёт и притягивает своей меняющейся жизнью меня к себе. И мне уже интересно, что там нового появилось, какие обычаи ввелись за время моего отсутствия, что построили. Но главное - я там чувствую себя своим, своим с пяток до макушки, и этого уже никто у меня не отнимет: небольшой Проспект родного города вошёл в меня навсегда.

  Иногда снится мой Проспект: иду на экзамен безалаберным студентом, предмет не знаю, что делать - тоже; и там же, во сне, понимаю: да, а как же дальше? Ведь было продолжение, давным-давно получен диплом, столько сделано, и вдруг - назад - к чему? Мешается прошлое с настоящим, память и во сне подсознательно возвращает меня туда.
  Просыпаясь, невольно чувствуешь за собой вину: а ведь это голос твоего города, твоего Проспекта, твоего "Я"; давно не был, начинаешь забывать. Подходит отпуск, билет взят, скорый мчит тебя - в город детства? На Проспект? К себе? Ты лежишь на полке в купе и отвечаешь, отвечаешь себе утвердительно: да, да; конечно, да...

                22. 09. 2013.