Императоры и жизнь церкви

Буд-Гусаим Константин Михайлович
На протяжении истории всегда шло противостояние, император будет "лепить" церковь по своему желанию и усмотрению или же нет. Примерами таких "горшечников" были императоры Константин и его сын Констанций, которые "продавливали" в церкви ту веру и те взгляды, которые считали верными. После них пришел Юлиан, который дал церковную свободу и занялся возрождением язычества. По смерти последнего пришли совсем другие правители и история повернулась в иное русло.

"Епископы в Антиохии и Афанасий письменно из Александрии просили Иовиана позаботиться «о вере кафолической». Но Иовиан уклонился от каких-либо обязательств. Заявил, что он не желает никому зла, как бы кто не веровал." (1)

Иоавиан был первым императором, которой заявил, что сторонник свободы вероисповедания, но долго он не правил, "всего на 8 месяцев (июнь 363 г. – февраль 364 г.), до его неожиданной преждевременной смерти." (2)

"По кончине Иовиана Сенат и армия избрали императором старого генерала Валентиниана (364–375)... Валентиниан, не склонный давить, предписывать церкви какое-нибудь направление в богословии, просто дал Западу свободу быть самим собой. И Запад, естественно, быстро выздоровел от чуждых и извне навязанных ему антиникейских формул.
Восток еще не нашел своего успокоения. Но ворвавшийся с фантастикой Юлиана момент свободы для догматической мысли помог ускорению возврата к Никее, но уже со значительно усовершенствованной формулировкой." (3)

Невмешательство благотворно действовало на церковную жизнь и Валентениан продолжал стоять на своей позиции светского правителя.

"Когда Валентиниан после избрания его армией проезжал на Запад, в Рим, то омиусиане атаковали его в Константинополе и просили созвать собор по вопросам вероучения. Валентиниан по-солдатски ответил: «Я – мирянин и считаю неприличным вмешиваться в дела такого рода. Пусть иерархи съезжаются, если хотят»." (4)

Подводя небольшой итог, скажу. Изучая историю, можно видеть очень отчетливую картину. Чем больше императоры "рулили" в жизнь церкви, тем больше беспорядка было. И чем меньше императоры вмешивались, тем больше все понемногу налаживалось.

Список лит-ры:
1) А.В.Карташев "Вселенские соборы", Первый вселенский собор в Никее (325г.), Борьба партий после Юлиана.
2) Там же.
3) Там же.
4) А.В.Карташев "Вселенские соборы", Первый вселенский собор в Никее (325г.), Переход омиусиан к никейской вере.