Династия

Владимир Белецкий 3
               
               

   Перебирая старые вещи в огромном бабушкином сундуке, очень известный в городе закройщик Игорь Николаевич нашел свои форменные брюки, в которых он пошел в первый класс. И ему вдруг вспомнилось то далекое время своего детства.
   Памятным августовским днем бабушка Маня сказала своему семилетнему внучку:
    - Игорь, вот тебе брюки из школьной формы. Сходи к дедушке Мише, пусть он тебе их подошьет. Держи три рубля, отдашь ему за работу. Брюки по дороге не вымажи, деньги не потеряй.
   Форма первоклассника была куплена ему в универмаге еще в начале лета, ну и естественно на вырост. И вот теперь брюки в ней нужно было привести в порядок, сделать необходимой длинны.
   Дед Миша жил на той же тихой улочке, в старом кирпичном доме.
    Взойдя на деревянное крашеное крыльцо, Игорь дернул за металлический тоненький трос допотопного звонка. Где то в глубине строения зазвенел голосистый колокольчик. Через пару минут за дверью послышались мягкие мужские шаги. Скрипнула старинная дверь с фигурной отделкой и на пороге показался его прадедушка Михаил.
    Это был среднего роста очень пожилой мужчина с седыми, зачесанными назад волосами. Одет, как всегда, в безупречно сшитые серые брюки, из такой же ткани жилетку, белую рубашку с красивым строгим галстуком. На ногах черные лаковые штиблеты.
   На шее у него висел мягкий метр, нос оседлали старомодные очки в темной черепаховой оправе.
   Дедушка Миша всю свою жизнь работал портным. Да еще каким! В войну ему даже дали бронь от фронта. Он всегда обшивал верхушку местной власти. Существовала даже очередь к нему на пошив. Работал очень старательно, не спеша, как его учили дореволюционные мастера. Хотя у него была шикарная машина белошвейка «Зингер», по той старой добротной технологии многие операции он выполнял вручную. На пошив одной пары брюк у него уходил целый день. Но, переделок и недовольных клиентов не было никогда.
   - С чем пожаловали, мой юный клиент?
   Мальчишке очень не нравилось слово «клиент». Оно ассоциировалось ему с кухонной клеенкой, холодной на ощупь и немного липкой.
   Поэтому Игорь молча протянул аккуратно сложенные бабушкой брюки.
   - Понятно. Значит скоро в школу идем?
   Мальчик молча кивнул большой стриженой головой и стал снимать свои повседневные брюки в заплатах, что бы одеть школьные.
   Портной взял плоский обмылок, старательно примерился и пометил на брючинах нужную длину.
   Пока дедушка в своем закутке за шторой (он не любил, когда кто – то наблюдал за его работой) стрекотал на своей швейной машинке, мальчик осматривал большую комнату.
   Низкие беленые потолки, в углу высилась печь в белых изразцах. От всего этого веяло интригующей стариной. Здесь зимой топили еще по - старинке дровами и углем.
    Сидя в трусах и курточке на скрипучем диване, мальчик подумал, что наверно здорово находиться здесь в холода. Можно смотреть на пламя в печи, слушать, как весело трещат дрова и что – то жутковато гудит в трубе.
    Игорь очень любил зиму, с ее морозами, ослепительно белым снегом, с горками, катками. Одно огорчало его – отсутствие лыж. Жил мальчик с бабушкой, а у нее видимо не было возможности на такой подарок к дню рождения внуку. И вот в один действительно прекрасный зимний день, к ним зашел прадедушка Миша, которого для удобства называли дедушкой. Он предложил внуку пройтись в центр города и купить там ему лыжи. Естественно никаких возражений не последовало.
   Шли они долго. Собственно шел дедушка, Игорь же всю дорогу скакал, радуясь такому счастью.
   В магазине спорттоваров целый отдел был завален разнообразнейшими лыжами и коньками.
   Выбирали покупку долго. Вначале по внешнему виду, затем по цене, ну а в итоге по росту. 
   Игорь уже давно знал, что длину лыж определяют, дотягиваясь пальцами рук до их концов. Палки же должны доходить до подмышек.
   После получения долгожданной покупки, оказалось, что креплений на ней не было. Их нужно покупать отдельно. Как же так, ведь это настоящие лыжи, а креплений нет! Не понятно…
   Дедушка Миша по этому поводу не расстраивался. Он подвел загрустившего внука к стеклянной витрине с лыжными креплениями и предложил тому выбирать самому.  Игорь указал пальцем на те, которые с настоящими металлическими пружинами, а не какими - то тряпичными ремешками.
   Что бы все было по - настоящему, купили и лыжную мазь.   
   Но, это еще оказалось не все. Нужно было все это установить на лыжи и отрегулировать. Но, потом выяснилось, что у дедушки Миши на сегодня есть срочный заказ. Отчаянию мальчугана не было предела. Ведь он собирался прямо сейчас похвастаться перед своими друзьями таким шикарным подарком.
   Пришлось внести лыжи прямо домой, так и не покатавшись ни чуточки. Настроение мальчика было слегка испорчено.
    Войдя в свою комнату, Игорь не знал, куда  пристроить свое драгоценное сокровище. В конце концов, он поставил их на свою постель, прислонив к пушистому стенному ковру. Там они смотрелись просто потрясающе! Длинные, с красиво загнутыми носами, скрытые блестящим лаком, с красными стремительными полосами. Палки были настоящие из крепкого бамбука с петлями для рук, с кружками и остриями внизу.
   Дедушка был загружен своей работой с утра до вечера и только через долгую неделю он установил крепления на лыжи. Поэтому лишь в следующее воскресенье Игорь, надраив их лыжной мазью, с неописуемым удовольствием катался с горки в конце улицы. Все ребята, а может быть даже и девчонки с завистью глядели на раскрасневшегося счастливчика.
   Настенные часы в огромном бордовом ящике с качающимся маятником пробили десять, пробудив мальчика от его воспоминаний.
    Швейная машинка за занавеской затихла. Что – то зашипело и тяжело надавило на стол. Это дедушка гладил утюгом низ подвернутых и подшитых брюк.
   Когда занавеска отъехала в сторону, появился портной с уже полностью готовыми и отутюженными школьными брюками. Получилось просто класс!
   После примерки Игорь поблагодарил дедушку Мишу и вручил ему три рубля.
   Тот пожелал будущему первокласснику всяческих учебных успехов. А, в следующем году хорошенько вырасти и придти уже отпускать низ брюк.
   Очень довольный Игорь вышел из прохлады старинного дома. На, освещенном еще жарким августовским солнцем скрипучем крыльце, мальчик с удовольствием зажмурил глаза.
   Впереди до начала школьных занятий было еще три свободных дня, ну и вся его дальнейшая интересная жизнь…