Привати зато р глава 10

Алекс фон Джаго
          Об одном только, из столицы уезжая, сердце болеть стало меньше. Государство вновь секретами потаённого судна озаботилось, и городской комендант выставил круглосуточный пост у закутка на "Треугольнике", где разрекламированный мой драг находился. Допуск "к телу" имел только один инженер, с которым меня аж в железнодорожных мастерских судьба свела. Что ж делать, если и туда заносило - ведь чтоб вал, на винт идущий обточить чисто, вообще мысли забегали в голову, либо к Крупу, либо к шведам ехать. Станочный парк даже в столице Империи пел романсы ещё похлеще чем финансы. А как повстречался этот железнодорожник, цивилизацией не испорченный, так дела на лад и пошли - такие этот гений технологические решения фонтанировать начал, что мне диву оставалось только даваться (хотя при чём тут Див, и зачем ему давать?).
    По своему ведомству этот талантливый инженер зарабатывал весьма недурно, но отсутствием возможности самореализоваться угнетался весьма. А я тут ему ТАКОЕ предложение! Ведь он когда ещё в газете статью прочёл, уже завелся, и уговаривать человека потому особо мне не потребовалось. Поладили на том, что пока не вернусь, он на старом месте пусть свой хлеб добывает, по выходным только за конструкцией приглядывая, да как что в ней преобразовывать размышляя. А потом совместно КАК РВАНЁМ! Я даже про возможности свои (двигатель внутреннего сгорания, акваланг и т.п.) ему разболтал под большим секретом. Но совсем никому не верить тоже нельзя, а конструктор свой исходный ресурс знать обязан. Вот и пылал он нынче томленьем, глянуть на движок, в котором на килограмм веса по лошадиной силе пряталось.
     Прибыв же в Крым, донесли мне, что постройка заказанного мной мотобота завершена. Но ввиду того, что нынче я лицо статское, то поскольку морскому ведомству столь слабосильная посудинка без надобности, жалованье за год моих трудов мне ею и выдадут. Хорошо еще, что не женскими прокладками, как при Е.Б.Н-е! Разумеется, на приёмку судна я на крыльях полетел. И тут же вновь заказ всучить попытался, на что, разумеется, восторга навстречу не испытал (забыл что дела с русскими веду), начались отговорки, что железа безлимитного нет. Так я им сразу своё - давальческое. С деньгами у них заморочки. Так я даже на 25% предоплаты согласился (стыдно наркобарону на бизнесе экономить). Короче - уболтал.  !
  Требовалась же мне серия из десятка подлодок. Всего лишь!
  Началось же всё очень давно. Ещё летёхой был распределён на аэродром в Вайнёде, его ещё немцы в Великую войну для Цеппелинов строили. Это под Лиепаей, но когда строили, городок Либавой прозывался. Так и ещё до этого, в русско-японскую, собирались в мастерских этой военно-морской базы приходящие из Америки подлодки "Протектор" конструктора С.Лэка, у нас эта серия "Осетр" была названа. Хотя в данном месте довели до ума пяток "рыбёшек" других пород. Получалось то большими трудами и спорами. Надул нас порядком штатовец и по качеству и, особенно, по срокам, а деньги загрёб немалые - по 125 тыс. за каждую. На одну войну они не успели, а на другую не дожили просто. И надзирать за этим безобразием поставлен был лейтенант П.К. Панютин. Честный, неглупый, грамотный технически, но абсолютно бесправный человек. Договор то тупой, адмиралы подписывали, и каков им откат вышел за то, что сроки не указали - не сказано. Как и сколько от япов или англов "поставщик" за срыв сроков. Ведь на безрыбье, и "Бычок" с "Плотвой" (и пр.) с той косточкой мог оказаться, что у врага в горле б застряла. Ругался лейтенант с Лэком постоянно (по делу), а тот его посылал откровенно (в крыше уверенный). В итоге, русских на "доводке" более полста трудилось, а фирмачей только три десятка. Но флотский офицер при этом детальные чертежи и схемы составил и все мелочи, вплоть до числа заклёпок указал. Так вышло, что авиационного технаря-летёху, как такого же бесправного, на постой определили в ту вековую гнилушку, в которой некогда моряк жил. И когда я в очередной раз в дождь полез протекающую крышу чинить, то под стрехой латунную гильзочку от пушки Барановского обнаружил. А в ней плотно скрученный рулон с чертежами и повествованием мытарств при создании российского подфлота, чужим рукам доверенного. Долго ж эта гильза своего часа в батином гараже ждала, а теперь от неё судьба Российской Империи зависеть стала.
      Второй (центральный) отсек на однокорпусной субмарине был жилым, и 12 душ вмещал. И представлял же из себя элементарный цилиндр 3.6 метра шириной. Балластные цистерны были примитивнейшими, а с ВВД (воздухом высокого давления) проблемы не стояло. То есть, при буксировке на требуемое место  с людьми и погрузиться и всплыть этот "обрубок с рубкой" был в состоянии. А большего для имитации и мистификации и не требовалось. Разве что легкий макияж перед представлением перед многотысячной аудиторией (но об этом после).
А ведь пятисильный паровичок так же не плох, если ещё у него заранее  ВОМ (вал отбора мощности) выведен. А этот пунктик я при заказе особо обговаривал. Так что "лошадки", которыми чистый морской воздух в баллоны закачивать возможно "копытом били", а сами крупповские баллоны со дня на день ожидались, редукторы-манометры, ну и прочая "сбруя" также были уже заготовлены. Как водичка в море подогреется, и купальный сезон откроется, то приступим ко второму акту Марлезонского балета. И то, что учить буду нынче пацанов присягой по рукам не связанных, сильно упрощало процесс. В отроческом возрасте дайвингу обучаться даже легче - сам в их же годы акваланг впервые примерил. И с присмотром теперь проще, в помощниках у меня ведь уже выученные офицеры-водолазы. Которые отставными не бывают.
        За суетой не заметил даже как Дон вскрылся, и железо уже ждало меня в Азове. К счастью, и бригантина в лёгком простое оказалась. Так на чартер её и определили, да ещё поручили в Тамани казачат прихватить. Тут уже накладок не вышло - так что на бардачную русскую ментальность никому грешить не позволю. Ибо помню главное правило советского офицера - если надо что б получилось - сделай сам (или контролируй прессингово). Всё мы можем и умеем, только стимулы у нас с Европой разные (и это даже славно). 
Новоприбывших салажат решил ошеломить широтой размаха. Моя отставка позволяла отказаться от государственного воинского ритуала эпохи, и выдать что-либо свеженькое. А это для впечатлительных детских душ было самое то. На поднятие Андреевского стяга, я как частное лицо прав уже не имел, пришлось заранее несколько его доработать. Фон был избран пиратский - чёрный, и уже по нему голубые Андреевские ленты в белом обрамлении перекрещивались. Сам опять в авиационную свою парадку нарядился, но на голову не фуражку в этот раз надел, а обнаруженную в вагоне немецкую каску. Какая нашлась. Их на латышских хуторах чуть не десятки под "дело" приспосабливали. Курям кормушка замечательная получалась, или ковшик в бане, если ручку приварить. Видно и грузивший вагон "сундук" такой смененный сувенир оставлять не пожелал. А я же железку подчистил-подкрасил и пустил на усиление идеологического эффекта.
       Получилось очень даже! Но главным "блюдом" всё же оказалась "тронная речь". В которой позволить себе я мог ВСЁ! (предполагаемые соглядатаи начальства тут явно не присутствовали). 
     "Растекался по древу" я замысловато и даже талантливо. Начал, что кубанцы от запорожцев род ведут. А те, оседельцы да усы с командиров первых скопировали, варягов - Аскольдов, Кийев и прочих Рюриков, как и бесстрашие в бою. Вот и теперь будем мы дух тех времён возрождать, создавая ДРУЖИНУ. И зачем то добавил пионерскую?! Видно на раскрытые рты пацанов глядя, такое у меня вырвалось - кто ж они ещё? Не октябрята же! Пусть так и остаются пока, а отставных мичманов тогда в пионервожатые запишем, меня же соответственно старшим пионервожатым (воинское звание ярл сохранив). 
   Вернувшийся с мальчиками кубанский сэнсэй, подойдя ко мне после, только диву давался как я 3,14-здеть(брехать) умею, оказывается. При таком-то опыте комсомольских и парт. собраний! Но он ещё т.Троцкого не слышал - вот из кого, рассказывали, харизма пёрла. Закончилось шоу хоровым исполнением заранее разученного господами офицерами хита Лозы "Плот"
"Ну и пусть ... Будет нелёгким мой путь ..."
    Где слово "плот" успешно заменено было на "драг", и ещё кой-чего исправлено, не ухудшив смысла. Один мичман, в детстве классическое образование получивший, даже на ноты мелодию положил, и, таким образом, мы официальным гимном обзавелись.
 Чтоб музыкальную тему закончить, маршевой прошла, разумеется, "Взвейтесь ..." но не соколы орлами, а кострами синие ночи, с разницей только, что дети оказались не рабочих, а казачьи. Ну и вместо "близится эра светлых годов "(зачем же врать то?), вставил "лютых боёв" (понимайте как хотите - хоть за знания).
         Для гимна пионервожатых же, мной предложено было даже собственное сочинение:
"Зубы стиснуты до хруста
Нервы скомканы в кулак
По началу нас здесь густо
А на финише - костяк ...!"
        Далее корпоративное творчество зажило уже собственной жизнью, и непонятно какими путями вскоре покинув границы базы, стало шлягерить по всей России, а потом и её пределы переступило. Ничего, со временем я и про усталую подлодку вспомню. Да, их есть у меня, ещё много песен, хороших и разных. PR ведь много дорожек имеет, попользуюсь же ими максимально. Не о себе ведь пекусь, а только чтоб слабую страну сильной показать, и культура тут дело не последнее. А то как-то дико в державе получалось до сих пор - великая литература (к примеру) - отдельно, а великий народ - отдельно. Лучше бы так было с борщом и мухами. Жаль что пока в вечном цейтноте, написал бы такое, что не рожденный ещё как автор Жюль Верн, слюной и желчью б захлебнулся.
        Если учесть, что у графа сынок в издателях сибаритствует, то за продвижение сочинительств беспокоится бы мне не следовало. Но как объять необъятное? Правильно! Надо искать таланты, которым в перспективах возможно бы было направления перепоручать. Вот Гончаров на "Палладе" из кругосветки вернётся, слог у него замечательный, а за деревьями леса разглядеть мощёнки не хватает. Так уж япов презрительно, а потом они нам ... по самое то. Ввёл общественность в заблуждение. Соглашусь к нему на должность литературного раба - идеи буду разжёвывать, а он пусть раскудрявливает, и без славы с гонораром обойдусь.
       Ведь даже после нашего поражения в Восточной войне, Европа кинулась "рюсскую дюшу" в книжках искать. А мы им сразу Обломова - такие вот мы все. Будто в "стране рантье" все сплошь в локомотивы прогресса рвались. Чем же нам духовный вакуум заполнять при победе (неизбежной)? 
       Одних железок или силы, или золота, для уважения мало. Больше же всего авторитета набегает, когда как бы плюёшь на него, но исподволь очень в его коллекционирование вкладываешься. Ведь можно Верхней Вольтой с ракетами прослыть, можно вышеназванным государством с баксами, а можно и надеждой цивилизации.
         Культурную революцию в добавок к технической мне по России, конечно, не вытянуть, а ведь ещё десятка полтора различных переворотов ей бы доктор прописал - кризис то системный, и ооочень глубокий. Выход из коего нигилисты только через кровь ближних зрят. А ведь русской крови и без них много кто жаждет. Выходит и о революционных методах "общения" с революционерами так же ко всему прочему озаботится следует. 
И вот чтоб хотя бы по минимуму весь этот комплекс дел осуществить, с этой партией пацанов уже самому возиться времени совсем не остаётся. Благо, что десяток кровью со мной помазанных подельников в наличии. А как же нас пока называть? Пока то убийство турок - криминал, правда, через полгода геройством станет. Так что распространяться не будем и подождём, попутно экс-мичманы пионерию чему их я учил - обучат, а мне в Питер на завод - драгар склепывать.
      Только пару пацанов с собой заберу. Когда из разных сторон пришедших комплектов "сделай сам" я тут акваланги на коленке собирал, то выяснилось, что очень у двух казачат и руки из правильного места выросли, и с головами порядок. У меня на подхвате находясь, я в Даню с Ваней больше толка напихать смогу. Тут и дороги уже подсохли, так что недолго думая отправился я с мальчиками механичать. До того как движок, баллоны да прочие прибамбасы по реке доберутся, много на аппарате ещё чего сделать возможно. Не Шильдер ведь виноват, что посудинка у него корявенькая получилась. Это я виноват буду, что до ума то что есть - не довёл. А ведь есть из чего! Ведь в нахомяченном сундуком даже почему-то древненький танковый гирополукомпас ГПК-59 оказался. Его ещё курсоуказатель называют, и очень кстати - плав. аппарат то цельнометаллический, и как его размагничивать, чтоб простой компас не врал, знаю я только очень теоретически.
      Ещё с собой забрал творить кузнеца Данилыча, к которому прикипел. Вместе с его чадами и домочадцами. А сказать вернее - женой и дочкой Екатериной, девой в серьёзный возраст входящей и посему без пригляду не оставляемой. Так что "шарабан мой, американка" (ведь действительно, рессоры то мы ему "американские" отковали) катил полностью укомплектованным. Было даже весело, ибо в неформальной обстановке я всех присутствующих неучей (не по их вине) грамоте да счёту обучал. Похоже даже, что пацаны да девчонка суть на лету схватили, а далее уже дело техники. 
      До первопрестольной добрались не заскучав, а там разделились. Основную группу я на питерский поезд (единственный тогда и далеко не "Красная стрела") усадил, письмом к инженеру снабдив, а сам с Даней в противоположенную сторону (на Урал) рванул. Была бы туда стальная магистраль, так за 28 часов добрался, а вышло за половину этой цифры, но дней. Хотя о потраченном времени не пожалел, разве что разок разбойников по дороге отпугнуть пришлось, но это не сложно, когда с тобой пищаль под названьем пулемёт, и даже трофеем при обороне каким то раритетным разжился (потом разберусь). Несло меня на завод, откуда заказанное котельное железо пришло. Меня обманули! Мне всучили гораздо более ценный "мех". Видно рудой они какой-то уникальной пользовались, что дрянь при очень большом старании только произвести могли. Чуток подправить, так и в Крупе у меня потребность отпадёт. А где никель взять я знаю. Слава Богу, Кольская земля пока России принадлежит, и с Маннергеймом за рудник воевать не потребуется. На данный момент интересовал меня главный вопрос, смогут ли там из железной крошки электроды напечь? И к большому удивлению, оказалось умельцам это под силу. Тогда и по другим сферам я сеть раскинул. Какие, мол, у вас литейщики? Так на моих глазах мастера чугунного рака отлили, которого от оригинала отличить только по весу возможно было. И при всех этих чудесах завод дышал на ладан, и если б не огороды, то мастера с голоду поумирать были обязаны. Загадки русской экономики!
      Тут уж срочно взад мотать мне потребовалось - за деньгами, заводик выкупать, пока он дешевле лимонада. Да баржу, на которой мои "вагонные" девайсы бурлаки по Мариинской системе волокли перехватывать - Минский дизель менял адресата. Где нынче не худший, чем у будущих бульбашей, блок движка с головкой отольют, я уже знал. Да и баллоны высокого давления. А так же в Москве на вокзале срочно телеграмму инженеру-железнодорожнику отбил, срочно к себе вызывая. Пусть человек порадуется. 
      Прям на борту лоханки мы с ним дизелюху и раскурочили. Решая, что, где и на чём воспроизвести возможно. Самое "весомое", разумеется, Уралу доверялось, а вот "мелочёвку" станочный парк к столице привязывал. Ведь даже форсунки мастерским Чарльза Берда по зубам были. Оказывается, там даже ниппель велосипедный делать научились за зиму - так хотелось скорее новомодный транспорт быстрее начать производить. Но с горсть "железок" (и не очень), требовала дальнейшего кумеканья. Те же запальные свечи, хоть в Саксонии на фарфоровом заводе заказывай. Даже широкая ориентация в местных возможностях инженера, охватить всего не могла, но Кузнецовского фарфора в России ещё не было. Жаль, ведь и для гальванистов (пардон - электриков) вскоре изоляторы потребуются. Может найти самородка да самому затеять?
    Далее уже я поездом в Санкт Петербург направился, а инженер с Даней, на приметном нашем шарабане, с движком раскуроченным, да баллоном газовым обратно на Урал. Пришлось паренька пулемётному делу, к огромной его радости, обучить, и в историю войти с первой тачанкой. Ведь с ними и выкуп за завод ехал. Страшно сказать - на целых два листа люминия потратиться пришлось, а третий - на оборотку, чтоб люди не голодали. 
Но очень попросил по возможности не задерживаться, если кого толкового на месте поменеджерить разыскать удастся, чтоб сразу обратно. Перспективы конечно важны, но на сегодня главный вопрос - подготовка к войне.
   И так, теперь на драг вместо дизеля карбюраторный движок ставить будем, от сварочного. Но он волговский - надёжный. Да и в "вагонных" бочках спирт только в крайней оказался, а остальные вороватый прапор 76-м залил (до чего грабки дотянуться смогли). Так что на войнушку горючки хватит, а десятиметровую нашу посудинку и этим моторчиком узлов на 8-10 разгоним.