Три погружения в Док кино

Александр Зарчиков
Три погружения в Док кино, или как я был пермским резидентом.

В один прекрасный декабрьский день я увидел «вконтакте», в группе нашей бывшей мастерской по режиссуре, объявление мастера о том, что кино-объединение «Евразия Док» объявляет конкурс идей авторского документального кино. Идея у меня была, что называется наготове!  Наш остров Сахалин как море окружен неснятыми фильмами. За несколько дней написал заявку, отправил по интернету и через пару месяцев получил ответ - вы и еще десять человек, приглашаются к участию в сценарной резиденции в Пермь, где будете вместе с профессионалами  - режиссёрами и продюсерами документального кино работать над своими  идеями, воплощая их в реальный сценарий.
 Проходит еще месяц, прилетаю в Пермь. В аэропорту встречает водитель, и мы мчимся по ночному городу. Вспомнился сразу сериал про Пермских гопников который совсем недавно смотрел на Сахалине. Вот про кого он снимался,- думал я, наблюдая за ночной жизнью молодежи, из окна машины, - вот они - бродяги холодного уральского города на берегу широкой Камы.
Погружение в кино началось очень скоро - в гостинице, через час после приезда. Только лег поспать, в номер ввалился мой приехавший сосед. Несколько часов - до утра, мы проговорили о кино. Сосед оказался представителем школы Марины Разбежкиной – режиссера документального кино. Жизнь, такая как есть, острый док – так говорят про Разбежкинскую школу и ее фильмы. На слуху в узких кругах документалистов фильм «Милана» снятый Мадиной Мустафиной о девочке, живущей в семье бомжей под открытым небом. Известная ученица Разбежкиной - Валерия Гай Германика…, не приехала на резиденцию. Сосед мой по номеру Михаил Колчин попал в Пермь, благодаря своему дипломному фильму «Баржа» о мужике, который сторожит огромную недвижимую барже на берегу большой реки, этот фильм он показывал на французском фестивале документального кино в Люсас, где и познакомился с французами, устроившими наше мероприятие здесь в Перми.
Утро Пермского дня началось знакомством с остальными участниками сценарной резиденции - организаторами и многими другими Пермяками и Пермячками, попадающими в поле зрения режиссеров в гостинице, и в киноцентре Премьер, и на участке улицы Компрос, по которой мы шумной толпой ходили с утра на занятие, которое длилось до девяти вечера. Почему режиссеры? Некоторые из нас приехали на резиденцию, еще не имея опыта снимать кино, а некоторые, напротив участвовали в серьезных фестивалях, как например Лена Демидова со своим фильмом «Леша» о лесных пожарах 2010 года на фестивале «Послание к человеку» или Сергей Качкин с фильмом «По дороге домой» - участник фестиваля «Флаэртиана-2011» в Перми. Но мы приехали не для того чтобы думать о чем снимать кино, а именно работать над одиннадцатью своими проектами которые через какое-то время превратятся в документальные фильмы. Это очень важно. У кинорежиссера, не важно документалист ли он или игровик, идеи фильмов уже должны быть готовы, хотя бы в голове. Может быть, этим он и отличается от любителя. Одиннадцать фильмов в начальной фазе работы слились воедино в одном месте. Потом эти фильмы увидят многие люди в нашей стране и за рубежом.
Резиденция началась со знакомства и представления проектов каждого участника. Это было второе погружение в документальное кино, потому что мы смотрели это кино своими ушами. География происходящего захватывала всю Россию от Москвы до Сахалина, улетала в Узбекистан, накрывала Париж, захлестывала Сирию и перемещалась в Японию. Темы были самые разные. Как говорили наши преподаватели Ребекка Узель и Жульет Казанав, - «Мы так много узнали о России, столько пережили вместе с участниками проектов, что узнали русскую душу».
Реббека Узель. «Очень важно понять, что кино это пространство свободы. Надо быть свободным, надо использовать все имеющиеся возможности, постоянно экспериментировать. Для этого станьте открытыми и не бойтесь идти на новые территории. Сюжет и техника не самое важное. Самое важное – взгляд автора, на то, что он снимает, его персональная точка зрения» .
Жульет Казанав. «Проекты участников очень интересны, они сильно отличаются от тех, что бывают в Западной Европе. Гораздо более сентиментальные, философские. В них много искренности, желание передать хрупкость и нежность. Везде сквозной идеей проходит мысль о смысле жизни – очень русская черта. У меня создалось ощущение, что я попала внутрь, в самую интимную сущность того, что из себя, представляют русские люди. Будто открылось множество окон, в которые можно заглянуть».
Третий из преподавателей - Николай Бем, продюсер из Красноярска, руководитель проекта по развитию авторского кино в Сибири «SiberiaDoc», представлял русскую сторону русской души наших проектов. Россия – непаханое поле для документалиста, особенно в наше время, и в данном мероприятии предполагается слиянии средств на создание фильмов, как с французской, так и с русской стороны.
Николай Бем. «В отличии от телевизионного продюсера, роль продюсера в документальном кино – помочь автору довести идею до реализации, быть заинтересованным в совместном творчестве.  Ты оберегаешь проект как хрупкий нежный цветок, чтобы он не замерз, не сломался, а вырос. Начинающим режиссерам, могу посоветовать смотреть как можно больше фильмов, расширять визуальный опыт. Важно быть смелым, ничего не бояться и уметь «раздвинуть шторы» обыденного взгляда на мир. Сюжеты находишь по принципу – что тебя на данный момент больше всего волнует, что заставляет твое сердце биться чаще, о том и снимаешь».
Наша работа заключалась в беседах с преподавателями, в которых они пытались помочь нам развить свои идеи, углубиться в проект, найти его основные линии, нащупать свой стиль, выверить точку зрения, свой персональный подход.
Все действие происходило в учебном зале киноцентра Премьер. Нельзя не рассказать отдельно про это место. Это кинотеатр, в котором множество кинозалов, несколько учебных классов и большое кафе-ресторан. Практически во всех залах каждый день идут в прокате фильмы. Это серьезное современное кино, на которое приходят люди, платят за просмотр деньги. При мне, в «Премьере» шли такие фильмы, как «Меланхолия» Триера, «Елена» Звягинцева, документальный фильм Кирилла Туши «Ходорковский». Так-же в этих залах регулярно несколько раз в неделю проводятся киноклубы, где показывается документальное кино, или какой-нибудь арт, но помимо просмотра идет рассказ об истории фильма об авторе. Одни названия чего стоят Аритмия, Артефакт, Адаптация. И опять же люди на это идут, и лектор получает зарплату за свою работу. Пиком жизни в киноцентре «Премьер» является проходящий летом кинофестиваль документального кино «Флаэртиана». Это высокого уровня международный кинофестиваль, собирающий лучшие работы документалистов со всего мира. Проводится он в Перми благодаря Павлу Печенкину – режиссеру и продюсеру документального кино. Собственно «Флаэртиана» и стала за 11 лет неким международным центром, объединяющим много разных проектов, связанных с документальным кино, в которых работают и участвуют сотни людей, в число которых попали и мы со своими фильмами. В основе фестиваля лежит творчество великого американского режиссера Роберта Флаэрти. Еще в 1922 году он снял один из первых в мире документальных фильмов, рассказывающих о жизни человека в неведомом тогда мире – на Аляске. Это был эскимос Нанук. Сегодня Золотой Нанук главный приз для победителя фестиваля. Главное условие для фильмов, участвующих в конкурсе фестиваля - герой должен прожить на экране часть своей жизни.
Каждый день в пять часов вечера мы приходили в просмотровый зал, чтобы увидеть шедевры мирового документального кино. И это было третье погружение в документальное кино. Отдавая дань мэтру, просмотр начали с Роберта Флаэрти, его фильм «Человек из Арана» - о судьбе рыбаков ирландцев, которые всю жизнь живут в тесном контакте со свирепой морской стихией. Этот фильм наверно должен быть близок Сахалинцам, живущим на острове. В нем снято море как божественная сила, дающая жизнь, наказывающее и подавляющее человека, который  отважно выходит на битву со стихией, бесстрашно борется за выживание - свое и своих близких.  Мы смотрели много французского кино привезенного специально для нас, после чего долго обсуждали, делились впечатлениями и мыслями, иногда просто пытались понять, что хотел сказать автор и зачем вообще он стал ЭТО показывать. Какой смысл у фильма? Это были очень разные фильмы, среди которых много французских. И мы увидели именно разнообразие методов и стилей, множество форм выражения авторской мысли в кино, воплощений документальных образов на экране. Даже в документалистике такого острого жанра, где жизнь представлена такой, какая есть, всегда присутствует особая тайна искусства. Как он это снял? Как он мог оказаться там, с камерой? Почему герой согласился на съемку? И много-много других вопросов.
Некоторые из нас показывали свои фильмы, и потом все вместе обсуждали их. «Леша» - Лены Демидовой, «По дороге домой», «Танец цвета» Сергея Качкина, документальная кинокомедия «Дорогой стол» Анджелы Абзаловой из Сургута, «Баржа» Михаила Колчина, я показывал свой фильм «По правилам Горного мира». Хочется сказать, что с нами все три недели была рядом переводчица Лариса Галанова. Это ее голосом говорили все иностранные фильмы привезенные французами на резиденцию. Это она почти каждый год озвучивает Флаэртиану, где показывают более десятка фильмов со всех концов планеты. Говорят, что многие в Перми ждут неделю французского кино, чтобы специально прийти «на Галанову».
Лариса Галанова «За слова не надо цепляться. Переводчик переводит не выражения, не фразы, и даже не текст. Мы переводим мысль, скрытую в тексте. Ты должен прочитать,
 понять, о чем это, посмотреть кино три раза, понять, о чем это кино…»
На день выборов у нас выдался второй  выходной, и мы решили его провести, согласившись на предложение нашего пермского участника резиденции Сергея Качкина (запомните эту фамилию:) на поездку в бывшую политическую колонию «Пермь-36». Качкин – снимает фильм о трех бывших политических заключенных, которые пожертвовали своей свободой в Советское время, они не хотели жить в условиях ложных ценностей. Все они были осуждены в 80-х годах, и отбывали свой срок в «Перми – 36». Сейчас это единственный в мире музей-лагерь ГУЛАГа, открытый в 1995 году. Летом на территории этого музея проходит международный публичный форум «Пилорама», где проводятся политические дискуссии, на которые съезжаются люди со всего мира. Экспонаты музея подействовали на нас необычным образом – было очень неприятно и стыдно осознавать реальную необходимость таких учреждений, особенно в наше время, особенно в этот день. Я очень хорошо запомнил образ одного узника – украинского писателя. Его история была в том, что он номинировался к получению Нобелевской премии, однако за считанные дни до решения Нобелевского комитета, он по неизвестным до сих пор обстоятельствам умер в одиночной камере изолятора.
Другой свой выходной мы посвятили городским достопримечательностям. По ним нас водила наша резидентша Лена Демидова, которая успевала не только заниматься в резиденции, но и снимать тут же в Перми фильм для телевидения о современных поэтах. Вместе с поэтами она по вечерам изучила и все культурные заведения и места. Известен, например, на всю страну недавно открывшийся в здании бывшего речного вокзала музей современного искусства. Это произошло, благодаря приезду в Пермь московского культуролога и искусствоведа Марата Гельмана одного из главных реализаторов проекта «Пермь — культурная столица». Лично меня музей тронул своей непредвзятостью, ошеломляющей свободой и простотой. Нет никаких границ в искусстве, то есть они есть, но мы их творим сами, диктуя зрителю свои правила, это и подкупает и пугает. А что если это за пределами нашей реальности? Но кто же тебе скажет, если не ты? Соединения внутренних убранств здания речного вокзала в стиле сталинского ампира с запредельным полетом современного умирающего мира и картинами художников наивного искусства что называется - выносит мозг. Но главное дает пищу для твоего фильма! Спасибо Пермь!  В художественной галерее посмотрели «пермских богов» — единственную в России коллекцию деревянных скульптур Христа XVI–XVIII веков. Местные мастера изображали Христа похожим на коми, с раскосыми глазами.
Кроме музеев в городе запущено еще много проектов, которым можно только позавидовать! Кроме уже упомянутых, еще хочется отметить «Дягилевские сезоны» (оперные и балетные спектакли с посвящением «гражданину Перми»); фестиваль воздухоплавания «Небесная ярмарка»; музыкальный этнофутуристический фестиваль «KAMWA»; «Сердце Пармы» (open-air по мотивам одноименного бестселлера Алексея Иванова). Еще два театральных фестиваля — «Новая драма» и «Территория» — их выписывали из Москвы. Большой смотр самодеятельности «Живая Пермь». Арт-резиденции создаются в Перми матерыми культуртрегерами: после выездной «Новой драмы» здесь остался работать театральный продюсер Эдуард Бояков». И происходит  это благодаря взаимопониманию и заинтересованности двух, казалось бы, противоположных сторон, но в данном случае, почему то, объединенных одной идеей - людей искусства и пермских чиновников.
Что же дало нам участие в резиденции. Во первых мы прикоснулись к французскому кинематографу, увидели очень много французского кино и много других документальных фильмов. Мы узнали друг друга и увидели момент работы над фильмами в самой, может быть главной стадии, когда решается суть авторской позиции фильма.
Мне очень понравились некоторые проекты, и я с нетерпением буду ждать выхода всех  фильмов, с которыми ребята приехали в Пермь. Я не буду рассказывать о проектах, хотя очень хотелось, но это личная и интимная жизнь авторов и их героев.
Авторское документальное кино это наблюдение за жизнью с позиции автора с одной стороны, а с другой это огромный человеческий опыт, спрессованный в одну короткую историю. Такой процесс требует огромного вклада – морального, физического. Как говорил Коля Бем, режиссёр - это мама вынашивающего ребенка, а продюсер, это папа который пытается их оберечь, прокормить, успокоить.
И немного о кино как о кино. Когда режиссеры поступают учиться, то правильным ответом на вопрос мастера - почему ты хочешь снимать кино, есть ответ – просто не могу без этого жить. Творческому человеку необходимо видеть современную жизнь в разных ее формах. Кино дает эту возможность. Однако в нашей стране отвыкли от документального кино. Я думаю это напрямую связано с ситуацией в нашей стране. Искусство необходимо людям, оно задает жизненный тонус, формирует человеческую мораль, расставляет акценты в жизни, это своего роль религия в современном мире. Но для того чтобы увидеть, и понять произведения искусства, необходимо произвести определенную работу - отрешится от всего земного, потребительского. Я например считаю для себя кощунством есть и одновременно смотреть фильм. Как говорит Томас Бельмес – автор фильмов «Отель Босния», «Малыши», и президент жюри последней «Флаэртианы», - «Авторское кино очень рефлексивно, оно заставляет задуматься зрителя, быть активным, выработать собственную позицию, не позволяет быть «умственно ленивым», оно может раздражать и быть очень болезненным. Документальные фильмы очень медлительны, в них мало движения, действия, экшена, они требуют наблюдательности и концентрации, телевизионный зритель не всегда к этому готов». Сегодня в России зритель о любит реалити-шоу, остросюжетные фильмы, где все разжёвано и не нужно думать, где есть готовый ответ, схемы поведения в жизни и смыслы в готовом виде. По телевидению авторского документального кино не показывают. Хотя совсем недавно появились новые каналы «24ДОК» и «Моя планета», однако на Сахалине их можно смотреть только с помощью спутниковой антенны. У меня, например, дома такой штуки нет и у моих друзей ее нет. Государством  кино финансируется очень слабо и большинство денег, как правило, оседают в карманах чиновников и работников крупных киностудий. На развитие документального кино, да и не только документального деньги не выделяются совсем. Во Франции же документальное кино любят, деньги на него идут как из бюджета, но больше от налогообложения на прокат иностранных фильмов во Франции. В России очень много фактурного материала для документального кино, не мало интересных талантливых людей способных, и имеющих большое желание снимать фильмы, и французы проявляют интерес к нашей стране в этой сфере, предлагают свое участие в интересных проектах. Только нужно как-то проявить себя, показать, на что ты способен. Я очень рад, что, наконец, повезло  нащупать какую-то почву под ногами для воплощения своих идей. Я чувствую себя счастливым, когда в моих руках камера, направленная на живое действие, когда материал на экране компьютера складывается в интересную, глубокую и красивую историю. И есть Сахалин, Дальний Восток и вся наша огромнейшая страна, в которой так много всего происходит, чего хотелось бы воплотить в кино,  и это огромное поле для деятельности. Только вот жизнь коротка и уже много из того о чем мечтал труднее и труднее достичь. Некоторое, наверно, уже невозможно.
Хочется закончить эту статью словами нашей участницы резиденции Светы Прокудиной из Санкт-Петербурга. Проект «Жизнь на носилках» о человеке, который хочет каждый день помогать другим людям. Редкость в наше время.
 «Наше общение было практически круглосуточным. Фильмы, просмотры, обсуждения; параллельно походы на дискотеку, в баню, в музей и даже поездка в бывшую тюрьму Пермь-36. Я к тому же побывала на ночном дежурстве "скорой помощи" (мой проект связан с этой темой). В конце концов, мы стали похожи на большую "шведскую" семью. "Света, как сказать "до свидания?". Ну как сказать это слово?!", спрашивал Коля в последний вечер. На следующий день он уезжал домой в Красноярск. А мы с Сашей Зарчиковым - в Питер. Отсюда он полетит к себе на Сахалин. "Всё только начинается", сказал Саша на мои слова о том, что "так грустно, что всё закончилось".
И действительно, 11 проектов должны превратиться в 11 фильмов.
То есть я тоже должна снять свой фильм, вы понимаете это? Конечно же, мне страшно. Но последнее напутствие Жульет в мой адрес: "be strong" - не дает мне шансов на отступление».



Александр Зарчиков