Александр Блок. Кармен

Екатерина Лукиан
     1914 год. Блоку 33! Возраст расцвета духовных и физических сил. Весна. Чем-то родным сияет небо и, как в юности, в светлые объятия  неслышным голосом зовёт. «И в сонный входит вихрь смятенная душа». Блок много работает. Стихи, замыслы, переписка с молодыми поэтами, издателями. Он продолжает часто бывать в Театре музыкальной драмы, «плавать в музыкальном океане Вагнера». В дневнике запись: «Ничего нет нужнее музыки на свете; омытый ею, усталый» и далее: Только музыка необходима. Физически другой. Бодрость…»  8 января Блок был на опере «Евгений Онегин». Затем, 12 января, 14 февраля и 2 марта – на «Кармен». 4 марта появились стихи:

Как океан меняет цвет,
Когда в нагромождённой туче
Вдруг полыхнёт мигнувший свет, -
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слёзы счастья душат грудь
Пред явленьем Карменситы.

Карменсита – полное имя главной героини оперы «Кармен». Эту оперу Блок слушал много раз в исполнении главной роли М.С Давыдовой и других певиц. Но «околдован» был актрисой Любовью Александровной Дельмас, благодаря которой появился целый цикл стихов «Кармен», он посвятил ей поэму «Соловьиный сад» и многие другие произведения.

Блок сравнивает героиню оперы - Кармен с океаном. Океан безбрежен, изменчив, опасен. Такова же Кармен. В июле 1913 года Блок с женой были в Европе. Он любил на океан смотреть. Океан вызывал в душе его сильное волнение, восторг. Поэт писал в письме своей матери: «Прямо передо мной океан … Волны так шумят, что заглушают железную дорогу, которая проходит сзади отеля ( мы на узкой полосе берега…) …Сзади нас цепь Периней, высокая. …Всё это мне нравится, особенно океан. … В самой деревне – тихо и всё пропитано цветами»  Блок уже начал писать поэму «Соловьиный сад» об океане и о любви – вдруг «Кармен!» И – все планы на некоторое время меняются.

Поэта чрезвычайно привлекают принципы, воплощенные в постановках Театра музыкальной драмы, стремление следовать теоретическим работам Рихарда Вагнера – художника, очень ценимого Блоком, создать на оперной сцене гармоничное сочетание музыки речи и движения. Кроме этого, Театр музыкальной драмы (ТМД) для него был связан с очень важным «вопросом о двух правдах – Станиславского и Мейерхольда, который был непосредственным отражением борьбы реалистического и условного направлений на русской сцене того времени. Блок – автор нескольких музыкальных драм, потерпевших неудачную (условную) постановку, писал: «Опять мне больно всё, что касается Мейерхольдии, мне неудержимо нравится «здоровый реализм», Станиславский и музыкальная драма «Кармен».

И неудивительно - история о вольной жизни, необузданных страстях на протяжении многих лет притягивает зрителей в театры. В основе оперы - 3 глава новеллы «Кармен» П. Мариме. (1875) Главная героиня цыганка Кармен, способная менять судьбы всех, кто находится с ней рядом. Опера Бизе представила её как красивую женщину, раскованную, свободную, не признающую законов. Она привлекает внимание мужчин, наслаждается их любовью, не считаясь с их чувствами. С окружающими Кармен высокомерна, до грубости и жестокости. Попав  в полицейский участок, она влюбляет в себя Хозе, убеждает его отпустить ёе, за что он лишается должности, уважения в обществе. А Кармен кокетничает с теодором Эскамильо. В порыве ревности Хозе убивает свою возлюбленную.
 
Современники писали, что в главной героине оперы «Кармен» в исполнении Дельмас «настоящая притягательная сила ведьмы, дразнящая, волнующая распущенность. При первом появлении на сцене Кармен ничем не выделяется из группы работниц фабрики: тёмно-малиновая юбка, оранжевая блуза, черный фартук – настоящая дочь своего народа. Три куплета цыганской песни исполняли по очереди Фраскита, Мерседес и Кармен. Фраскита начинала уставшим тоном в соответствии с сонным видом гостей кабачка. Мерседес брала более энергичный тон. Гости лишь немного приходят в себя.

Тогда в песню со своим бешеным темпераментом врывается Кармен. Исполнявшая её роль актриса Дельмас вскакивает на стол и иступлённой пляской будит к жизни всех гитан. В кабачке всё превращается в танцевальный вихрь.
В голосе актрисы неистовый порыв любви, жаждущий удовлетворения, она круто склоняется, будто цветок под ударами сильного ветра. Звучит одна из запоминающихся арий: «У любви, как у птицы, крылья».

Но вот подвески в её ушах и плечи играют переливами. Зал рукоплещет! От Дельмас, от её Кармен, как от жрицы, от рук, ног, от одежды отделяются искры, зажигая сердца зрителей. Опасное предчувствие охватывает поэта и – как много лет назад - /Снежная мгла взвилась./И - рождаются вдохновенные стихи, такие же страстные. «Бушует снежная весна». Блок ещё не знаком лично с актрисой, но она  не могла не заметить поэта, посещающего все её спектакли. Каждый раз он находит в игре актрисы что-то новое, волнующее. –
 
О, страшный час, когда она
  Читая по руке Цуниги,
В глаза Хозе метнула взгляд!
Насмешкой засветились очи
Блеснул зубов жемчужный ряд,
И я забыл все дни и ночи/
И сердце захлестнула кровь,
  Смывая память об отчизне…
 
 Всё родное будто стало чужим. - /А голос пел: Ценою жизни// ты мне заплатишь за любовь!/ - В своих записках к Л.А. Дельмас Блок напишет  об особенности  своего восприятия: «Сегодня очень странно слушать; почти ничего не понимаю, и вдруг отдельные образы или слова, освещенные каким-то странно ярким и страшным светом от Вас».
 
Блок очень требовательно относился к званию «актриса», приравнивал его к понятию художник. Такой актрисой была для него В.Ф. Коммиссаржевская. И в то же время совершенно характерно для Блока, что его внимание в опере «Кармен» привлекла именно Андреева-Дельмас. Как мистику, поэту крещённому огнём и духом символизма – ему близок и понятен характер «влекущей колдуньи». Блок считает её яркой талантливейшей из актрис, чувствуя в ней «воплощённую музыку». Она не казалась ему красавицей, но золотисто-рыжие волосы испанской цыганки, славянский тип лица, живость и эмоциональность были неотразимы.   
От её Кармен, как от вакханки веет духом иной - героической возвышенной красоты.
Как Тициан привлёк внимание Пуссена, помог понять красоту нагого тела на фоне зелёной листвы, полюбить прелесть нимф и бесчинствующих амуров, так эта актриса помогла  пробудиться воображению поэта, увидеть пасторальную чистоту, суровое целомудрие в этих непринуждённых позах Кармен, в ее дикой пляске среди беззаботного веселья толпы. Угадав правила жизни и игры героини, актрисе удалось талантливо передать их, сохранив свою «славянскую светлость» Поэтому следующее стихотворение поэт начинает так:

Есть демон утра. Дымно-светел он
Златокудрый и счастливый.
Как небо, синь струящийся хитон,
Весь - перламутра переливы.

Эти светлые сравнения относятся к светлой исполнительнице роли. Но по сюжету – красавица Кармен жестока, она ножом «расписала» лицо одной из работниц. И в стихи поэта проникает тёмное чувство: в её лике чудится, что-то страшное, а в золоте кудрей – кровь…
        Но как ночною тьмой сквозит лазурь,
Так лик сквозит порой ужасным,
И золото кудрей – червонно-красным, 
И голос – рокотом забытых бурь

И надо понимать разницу: светлая актриса играет тёмную героиню, как внешне «тёмную» – так и внутренне. Здесь нужен огромный талант, чтобы зритель не возненавидел актрису, а полюбил. В этом заключается вся сложность и условность театра, что очень занимало поэта. И в его стихах цикла «Кармен» та же игра и условность. – Поклонники? Их много, среди них – он поэт. /Не ждёт, не требует участья./ Он восхищен, поражен силой артистизма Дельмас, с помощью которого она передаёт самые невероятные чувства, мысли. Неужели красота может быть такой обманчивой и разрушительной? Но когда в последнем акте раненая Кармен, скользя слабеющими руками по колонне,  падает,… в зрительном зале в напряжённой тишине раздавались возгласы горечи и  сочувствия.Талантливая, тонкая игра актрисы, музыка, сила искусства вдохновляют Блока на творчество. Ведь он сам когда-то мечтал о сцене.

Он вспоминает дни весны,
Он средь бушующих созвучий,
Глядит на стан её певучий
И видит творческие сны.
 
Он словно пробудился, вырвался, как из колючего тернового кустарника,- непонимания и одиночества. Возврата нет… Весна! Колокола запели. Тонкие голые веточки тянутся к небу. Улицы звонкие в жёлтой волне туманов. Поэт окрылён, оживлён предчувствие чего-то нового – прекрасного, земного и небесного. Веером душа раскрылась. А на небе, влажном и весеннем, стали огромней звёзды, дрожат струясь…
Я буду петь тебя, я небу
                Твой голос передам!
        Как иерей, свершу я требу
За твой огонь – звездам!

 Блок не был ослеплён её красотой. Актриса не обладала правильными классическими чертами внешности. Но она стала его музой, и поэт ушёл в свои мечты, он творец, он чествует и прославляет, как Рембрандт свою Генриетту. Это его дело – украшать и возвеличивать, чтобы в его творчестве она явилась самой совершенной… Будто сама Россия, запечатленая в редких по красоте хореографических зарисовках, кровью связана с народными образами…

…И сердцу суждено беречь,
Как память об иной отчизне, -
Ваш образ дорогой навек…

Свершилось личное знакомство. … Были встречи, была своя история и зашифрованная в стихах тайна, разгадать нам которую не дано. Ясно лишь одно – поэт исполнил задуманное и обещанное. Два образа – актриса и цыганка, как любовь и смерть не разлучены.
Ты – как отзвук забытого гимна
В моей чёрной и дикой судьбе.
О, Кармен, мне печально и дивно,
Что приснился мне сон о тебе.

Как могуча должна быть любовь Блока к искусству, чтобы не пощадить себя, ведь никто из поэтов не решился бы такую героиню, как Кармен, отмеченную вульгарностью, превратить в апофеоз. Для Блока наоборот – искусство, которое он ценит выше собственной жизни, и - действительность существует - поскольку он может возвысить её с помощью самой трогательной человечной глубокой правды.
Это теперь Опера «Кармен» популярна – шедевр, как назвал её
П.И. Чайковский. А тогда… Первая исполнительница роли цыганки Селестина Галли-Мотье удачно передала соблазнительный облик  необычной цыганки, её
свободолюбивый характер. Однако, одних зрителей это восхитило, других привело в возмущение. В газетах оперу назвали безобразной, скандальной, вульгарной. Композитор Жорж Бизе тяжело переживал провал своего творения. Здоровье его было подорвано. Он умер в 37 лет.

Духовно-творческий союз Блока и Любови Андреевой - Дельмас продолжался до конца его жизни. Им был написан целый ряд произведений, посвященных певице, лучшими среди которых остаются стихотворения, включённые в цикл «Кармен»

 Литература:
1. «Александр Блок» Новые материалы и исследования. Книга-4,
Из неизданной переписки Блока. «Записки Блока к Дельмас».
2. Родина «Блок и русский театр начала 20 века.
З. А. Блок «Дневник».
4. Л.Д. Блок «Были и небылицы о Блоке и себе» и др.