Американец в гостях

Игорь Александрович Беляев
Демьян сидел за большим столом в просторном доме на Саттер-стрит. Толстая женщина поднесла ему чаю с вареньем.
-Наш дом на Саттер-стрит, один из немногих, что не пострадал после Землетрясения тысяча девятьсот шестого года,- сказала она,- мы приехали сюда очень давно, в тысяча восемьсот девяносто шестом. В России нас притесняли, так как мы относились к староверам, а Америка приняла нас и дала нам всё.
Демьян ел варенье и кивал головой. По его бороде стекали красные струйки вишневого сока.
-А Вы? Как Вы попали сюда Демьян? - спросила она.
Это была Агафья Сергеевна -тётка того самого юноши, который и пригласил Демьяна в гости. Сам же юноша со своей матушкой сидели по другую сторону стола. Девочки резвились у камина.
Демьян чувствовал себя неловко в этом большом доме, да еще и ощущая запах собственной несвежести.
-Я приехал в тысяча девятьсот десятом. С женой. Тогда она была беременна. Наш сын родился уже здесь. Я сменил кучу работ, но пока мне не удалось найти хорошее местечко. Деньги, которые мы привезли давно закончились, нам приходиться голодать...
Агафья Сергеевна присела напротив и Демьян сконфуженно прекратил уплетать варенье.
-Да Вы кушайте-кушайте, не последнее, мой муж перед смертью не плохо зарабатывал и оставил мне деньги. Детей у меня нет. Я помогаю беднякам из России.
-Вы очень добры,- Демьян отставил варенье,- спасибо, что приняли меня, разговариваете со мной как с равным...
-Русские мигранты прибывали в США буквально нищими. С 1899 года американская статистика начала вести подробный учет мигрантов, и согласно данным за 1910-14 годы лишь 5,3 процентов выходцев из России привезли с собой более 50 долларов. Все остальные прибывали буквально ни с чем. Если Вам нужна работа, я смогу поговорить со своим старым знакомым и он устроит Вас в магазин для эмигрантов. Это молочная лавка. Вы знаете английский?
-Боюсь моих знаний не хватит,- вздохнул Демьян.
-Ничего-ничего, я уж поговорю, а Вы попытайте счастье, это лучше чем ничего. К тому же я сомневаюсь, что там кто-то кроме русских и евреев покупает еду.
-Спасибо,- Демьян встал и поклонился. Потом повернулся к юноше и его матушке,- Олег Иванович, мадам...
-Я провожу,- и юноша встал и пошёл вместе с Демьяном к выходу.
-Спасибо Вам, Олег,- Демьян крепко пожал юноше руку,- если бы не Вы.
-Ребеночку варенье передайте с наилучшими пожеланиями,- выкрикнула Агафья Сергеевна из гостиной.
Демьян крепко сжал завернутую в газету банку с вишневым вареньем и почувствовал как у него защемило сердце.
-Заходите завтра,- сказал Олег,- мне ведь будет не хватать мужской дружбы.
-Обязательно,- и по щеке Демьяна потекли слёзы.
-Ну-ну, прекратите, всё нормализуется, теперь у Вас есть друг и Вы здесь не один,- улыбнулся юноша.
-Спасибо. Вы... Вы все очень добрые люди.
И Демьян поспешил домой. Он очень хотел донести варенье жене и сыну.