Корневая безответственность к мировым проблемам

Уладзимир Траццякоу
Неисследованная роль авраамовых религий в поддержании постоянного роста населения
(отрывок)

Автор: Энтони ДЖАДЖ (Брюссель). Пер. с англ. мой

Этот документ составлен в результате 30-летней работы по анализу взаимозависимостей мировых проблем, корректировке глобальных стратегий и оценок, как было намечено Энциклопедией Мировых Проблем и Человеческого Потенциала, а также описаниями толкований человеческого и духовного развития различных систем веры.

Введение

Документ с таким название обязывает сделать несколько предварительных замечаний:
• многие проблемы, контролируемые политиками, имели бы явно значительно меньшие последствия, если бы глобальное население было:
o не столь многочисленно
o росло бы не так быстро.
• Типичный ответ таков:
o человечество способно отвечать на важнейшие вызовы политики
o имеющиеся ресурсы, в принципе, более чем достаточны – при условии, что они должным образом распределены
• к сожалению, на протяжении многих десятилетий уверенно констатируется, что на практике
o организации глобального масштаба неспособны к мобилизации, концентрации или применению какой бы то ни было консенсусной политики для эффективного (а не символического) перераспределения ресурсов
o готовность уменьшить диспаритет в распределении ресурсов весьма невелика, особенно в жизнеобеспечении тех, кто имеет отношение к названным организациям, и в чем-то тех, которыми они замещаются.
• Твердая убежденность зиждется на аргументах, что воспроизводство:
o это извечное неотъемлемое фундаментальное право индивидуумов общества
o специально поддерживается авторитетом святых книг (напр. "плодитесь и размножайтесь", Бытие 1:22)
o является естественным проявлением "человеческой природы", и не следует ожидать, что на нее окажет влияние заслуживающая доверия политика ограничений, даже и вынужденных.
• С точки зрения политической доказывается, что:
o любые ограничения на воспроизводство являются политически самоубийством тех, кто считает так или выступает с такой рекомендацией; их попытки совершать подобное были чрезвычайно непопулярны и порождали публичные иски (китайская "политика одного ребенка")
o этой проблемы можно избежать, фокусируясь на более актуальных проблемах (как бы они ни продолжали осложняться проблемой перенаселенности)
o эта проблема имеет долгосрочное (по крайней мере, не краткосрочное) значение, и потому может быть оставлена на ответственность будущих политических авторитетов
o усилия по пропаганде семейного планирования на индивидуальном уровне политически более продуктивны и удовлетворительны там, где они воспринимаются.
• С точки зрения экономической и политической доказывается, что:
o доля трудоспособного населения, особенно необходимая для финансовой социальной безопасности и пенсионных схем для престарелых, уменьшается
o возрастает дефицит рабочей силы для обеспечения жизненно важных функций в обществе
o рост населения жизненно необходим для поддержания уровней потребления, от которых зависит здоровый экономический рост (и государственный налоговый сбор)
o национальные популяции, живущие ниже "уровня воспроизводства", представляют собой угрозу будущему национальной культуры и национальной тождественности
o какие бы то ни было усилия в мировом масштабе ограничить рост народонаселения, в духе какого-то рационального подхода, рассматриваются как тайные средства для обеспечения политического или экономического преимущества одной нации или этнической группы над другой – для которой "конкурентное размножение" рассматривается как легитимное средство обеспечения того, чтобы ценности, основанные на вере, были переданы следующим поколениям.

В этом контексте, однако, важно осознать способ, каким:
• тормозится и сдерживается научный анализ проблем и политики, связанной с демографией (за исключением лишь ее вторичных последствий: иммиграция и т.д.)
• тормозится и сдерживается дискуссия о политическом выборе связанных с демографией проблем (за исключением лишь ее вторичных последствий: изменения климата и т.д.)
• тормозится и сдерживается анализ и дискуссия самих предыдущих двух тем
• в той степени, в какой такая дискуссия все-таки происходит, она характеризуется выдвижением аргумента, который мог бы быть привлечен в рамках дисциплин и стандартов критического мышления (особенно в отношении тенденций сместить базис аргумента таким образом, чтобы не быть уличенным в обмане). В некоторых случаях акцентируется исключительно перенаселенность (George H Hanford, How To Save the World: Through Critical Thinking, Paper presented at the Annual International Conference on Critical Thinking and Educational Reform (13th, Rohnert Park, CA, August 1-4, 1993); Barry Richmond, Systems thinking: critical thinking skills for the 1990s and beyond, 1993; Richard W Paul, Critical Thinking: what every person needs to survive in a rapidly changing world, 1990). Представляет интерес работа Мыслительного католического стратегического центра о том, как такие методы включаются в контекст, основанный на вере (Thinking Catholic Strategic Center for the return to Critical Thinking). Интересна также и та степень, в какой академическое сообщество, особенно в США, ощущает необходимость защищать право на критическое мышление и несогласие в отношении вопросов, связанных с верой (см. National Project to Defend Dissent & Critical Thinking in Academia).

Однако, в той степени, в какой этот вопрос обсуждается, приводятся аргументы, что:
• множество проблем, с которыми сталкивается человечество, столь сложно, что методически некорректно отыскивать настоящие причинные факторы, особенно корневые причинные факторы
• любой причинно-следственный анализ, нацеленный на поиск отдельных причин, допускающих вмешательство стратегии, несостоятелен в методологическом смысле.
Это приводит к ситуации, в которой:
• нарастающий груз проблем общества воспринимается фаталистически как жизненный факт, независимо от предсказанного результата
• значительное внимание уделяется отдельным, находящимся на виду примерам плодотворных маломасштабных инициатив как островкам надежды, несмотря на тот способ, каким распространение надежды используется, чтобы оставить в тени скорость, с какой нарастает масштаб проблемы и факторы, подавляющие порождение подобных инициатив в большем масштабе
• тенденция трактовать вызовы человечеству упрощенно, избегая эффективного использования каких бы то ни было аналитических инструментов, признанных существенными для стратегического развития и менеджмента технических проектов, часто способствующих обострению текущего состояния, игнорируют его серьезность или эксплуатируют политическую спесь, ассоциированную с этим.

С учетом доктринальной позиции авраамовых религий по отношению к демографическим проблемам на практике, возникают вопросы, в какой степени эти религии конкретно ответственны за:
• подавление эффективной дискуссии по этим проблемам
• препятствование разработке адекватных и эффективных стратегических ответов
• явно нарастающую степень страдания в мире в условиях, когда перераспределение ресурсов, как показано на практике, за короткое время нереально
• явно растущая принудительная смертность людей, в т.ч., возможно, и других конфессий, как следствие игнорирования этих проблем.
Цель этого документа состоит в том, чтобы сфокусировать внимание на этих проблемах и вопросах, которые они вызывают, и прояснить в этой связи, какова ответственность авраамовых религий, если таковая имеется. Если, как эти религии могут провозгласить, они за это ответственности не несут, то они не должны бояться ни постановки таких вопросов, ни какого бы то ни было анализа, могущего оправдать их постановку.

Этот довод может, по-видимому, оказаться неприемлемым:
• когда поднимаются вопросы, связанные с глубокой верой и вековыми традициями, которые заслуживают уважения каждого
• при постановке вопроса на языке ответственности и, следовательно, виновности
• при неадекватном доказательстве (не связанном с отвержением корректного анализа)
• при отыскании потенциального значения учреждающего мифа, общего для авраамовых религий (Связанный Исаак), по-видимому, не имеющего отношения к какому-либо аналитически доказываемому политическому аргументу (несмотря на возрастающую роль управления, основанного на вере).

Тем не менее, этот случай, по-видимому, заслуживал бы тщательного рассмотрения, если учесть:
• тяжесть ситуации, в которой оказалось человечество
• причастность авраамовых религий к давнишнему подстрекательству сценариев "конца времен", пережив которые, как полагалось верить, все трудности человечества будут разрешены в результате божественного вмешательства.
Нужно подчеркнуть, что, как указывалось выше, следующий довод сформулирован в свете 30-летней работы (частично проведенной под руководством автора) по обработке тысяч проблем, ресурсных стратегий и человеческих оценок (а также их взаимопересечений), признанных обширной международной клиентурой разных конфессий. Она вобрала в себя благодарное признание разнообразия в понимании человеческого и духовного развития, связанного с этими системами веры. Материалы, составившие в результате Энциклопедию Мировых Проблем и Человеческого Потенциала, поддерживаются в архивированной форме для открытого веб-доступа – с соответствующими инструментами для визуального выяснения взаимозависимостей. Эта работа была основательно поддержана Европейской Комиссией (Ecolynx - Information Context for Biodiversity Conservation, 1997—2000) и позитивно расценена Мировым Банком, оказавшим дальнейшую поддержку (Интерактивный концептуальный инструмент экологического планирования для развивающихся стран, 1998—1999 гг.).

Полный текст статьи Э. Джаджа (более 50 стр.) по-русски доступен по адресу tvinteltech.narod.ru/root_irresp.html, оригинал легко найти на сайте laetusinpraesens.org.