46. В. Агошков. Царская дорога и Свиной шлях-2

Василий Иванович Агошков
46. В.Агошков. Царская дорога и Свиной шлях,
часть -2.

см. ранее.

Все это, конечно, легенды, построенные на том, что тюркские народы не употребляют мясо свиней. А во-вторых, плохо показывают и русских царей, способных на «двуличность и подлость»: снаружи мешка – бриллианты, а внутри – навоз. Но крестьяне-смерды много терпели горя от крымских татар, поэтому согласны были угостить врагов и «бриллиантами с навозом»…

Однако к Свиному шляху это не имеет отношения.
Наивно предполагать, что враги прокладывали себе какие-то новые дороги, шляхи и нападали по ним. Они, конечно, использовали старые пути. Одним из них и был Свиной шлях. В книге «Тросна» (1994г) мы дали подробное толкование данного топонима, здесь же коротко отметим: «свиная» – это «свитая» дорога (сравни: колоНый=колоТый). А коль «свитая», то значит «святая», поскольку «свитая» состоит из «с+вита»: «с» – солнце, «вита» – жизнь. Следовательно, Свиная дорога – это дорога, которая даёт «солнце, жизнь».
И Царская, и Свиная дороги обозначают одно и то же: дороги жизни!

В первом номере журнала «Литература в школе» за 1993 год известный ученый Б.А. Рыбаков в статье «Античный мир и ранние славяне» пишет: «Торговый путь правобережных пахарей-сколотов вёл к Ольвии (на монетах которой изображался пшеничный колос); путь назывался «священным», и вдоль него и вокруг Ольвии сохранились грубые каменные идолы, изображающие вооружённого мужчину с рогом изобилия в правой руке. Возможно, что это изображения «Гойтосира» (Аполлона? Славянского Даждь-бога?)».
 
Так что «священными, святыми, свиными» дороги назывались в очень глубокой древности. Где же проходила в нашем районе Свиная дорога? Начальник Кромского автотранспортного предприятия В.А.Тюрин утверждает, что южнее его родины – д.Гостомли, где он родился, проходит дорога, которая называется Свиной.
Учительница Кромской средней школы Л.Н.Костякова называет другую точку на карте: западнее села Апальково. Следовательно, Свиная дорога могла проходить не только в районе г.Дмитровска-Орловского, или восточнее его, как утверждает орловский краевед В.Г. Емельянов, а и недалеко от троснянского села Ломовец и кромской д.Гостомль.
 
Директор издательства «Орёл» Г.Г.Лазарев назвал третью точку нахождения Свиной (Царской) дороги: южнее Хотынца, в сторону г.Карачева. Все это позволяет сделать вывод о том, что независимо друг от друга большие дороги люди называли «святыми, свитыми, свиными». Любопытно, что Н.М. Шанский и др. указывают на то, что глагол «вить» и существительное «вита» являются общеславянскими. Так, «вить» означает «добыча», а «вита» в литовском языке – «место», в англосаксонском – «жилище». Свиная дорога – это путь, по которому не только нападали враги, а и выезжали торговать купцы, жители выходили на охоту. Недаром вдоль торгового пути в Ольвию ставились «мужчины», с рогом изобилия в руке.
 
Дорога (до+рога) и была таким «рогом», порождающим изобилие. Да и «Даждь-бог» означает не только «дождь», но, скорее всего, «дающий жити», а «жити» образовало от «гити», что значит «бодрствовать, не спать, двигаться» (Н.М. Шанский и др.).
Не исключено, что и г.Киев первоначально назывался «Гиев», т.е. «жизненный». Так что Даждь-бог олицетворял собою небесное существо, которое посылает всем людям изобилие.

 Недаром Б.А. Рыбаков упоминает «Гойтосира», т.е. «царя угла, места, жилища»?!. В главе «Корни славянства» он пишет: «Родоначальником днепровских праславян был Таргитай, сын самого Зевса и дочери Днепра – Борисфены... Время Таргитая – XVIв до н.э. В восточно-славянском фольклоре имя Таргитая сохранилось в волшебных (т.е. повествуемых волхвами-жрецами) сказках в форме Тарх Тарахович...
 
В фольклорных записях Геродота очень подробно освещена последующая эпоха сыновей Таргитая. При них с неба посланы людям золотые символические дары: плуг, топор и чаша, которые свидетельствуют о развитии плужного земледелия, вычленении воинов и знати (топор) и волхвов (чаша).

Трое братьев, сыновья Таргитая (очевидно, после его смерти), устраивают состязание, и небесное священное золото достаётся младшему Колаксаю («Солнце-царю»). Каждый из братьев получает особое царство. Колаксай – первое сколотское имя, которое попало в эллинскую поэзию ещё до Геродота, в 7в до н.э. (поэт Алкман)…

Восточнославянский (русский и украинский) фольклор XIXв сохранил многие элементы Геродотовых записей.
Во-первых, сюжет, о трёх царствах… Во-вторых, таким же главенствующим был и основной герой сказок этого типа – младший брат «Светозар», «Зоревик», «Световик» -- полностью соответствующий «Солнце-царю», младшему сыну Таргитая. Владимира I в народных былинах всегда именовали «Князь Владимир Красное Солнышко», «Владимир-Солнце».

Владимир – «владей миром», а Таргитай=тар+китай – владеющий углом?, или «сар+гита» – царь движения, жита, жизни! В былинах есть выражение «гой еси, добрый молодец»! Не есть ли оно обращение к Гойтосиру!
А с топонимом Свиная дорога связаны названия: Свенский (Свинский) монастырь, город Звенигород (у В.Татищева – Свиноград). Следует добавить и то, что свинья в прошлом была священной, и её мясо не употребляли не потому, что животное – грязное, а оттого, что оно – святое!..

(С) В.И. Агошков.